Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Имена и времена, или куда уходят горско-еврейские имена

27.12.2012

Ещё двадцать или тридцать лет тому назад в каждой горско-еврейской семье ребенок при рождении обязательно получал имя "по наследству", в честь бабушек, дедушек или других близких родственников. И редко, кто получал "чужое" имя, или как обычно при этом наши "келетогьо" говорили - "нум Худои".
К сожалению, вместе с родным языком уходят в историю и наши горско-еврейские имена. В большинстве своем они имеют схожесть с ивритскими именами, и это, несомненно, правильно, потому что имена горским евреям в прошлом давались только Танахические. Хотя есть имена, присущие лишь нашему народу, которые давали по времени рождения ребенка. Например, во время праздника Хануки - Хануко, Пурима - Пурим, Нисону - Нисон.
Есть русская пословица: «Как ребенка назовешь - так он и жизнь проживет…». Значение имени и даже отчества и дата рождения во все времена определяли судьбу и черты характера человека. С самого раннего детства мы слышим набор звуков, из которых состоит наше имя.
Просматривая список горско-еврейских имен во второй части толкового словаря языка горских евреев Фриды Юсуфовой «Золотые россыпи - Зарhой сyрхи» - «Будь достоин имени своего», я заметила, что в большинстве своем в списке имен горских евреев редко можно встретить имена с мягким звучанием. Чаще в них опирались на букву "о" или "hо". Например: Овроhом, Исог, Зарбоил, Нисон, Хонум, Исроил, Монувах, Мухоил, Рафоил, Овшолум и т.д.
Каждое имя у многих народов заключает в себе глубокий смысл. Имя человека имеет огромное значение в нескольких науках, таких как: кабалистика, нумерология - гематрия, астрология. Происхождение и значение имени играют большую роль. Наука, изучающая зависимость судьбы человека от его имени, называется ономастика.
Как отмечают исследователи, в каждом имени есть свои "плюсы" и "минусы". И даже "цвет". Вот что пишет об этом Фрида Юсуфова в разделе «Цвет имени»:
«Собирая и исследуя еврейские имена Танаха, книг, публикаций, материалов, связанных с культурой имен, я столкнулась с массой вопросов. Мне стало ясно, что "Еврейские имена" с их цветом, нумерологией - гематрией, и их значением - это неизведанная доселе обширная тема, которая затрагивает одну из интересных сторон. У каждого имени есть свой цвет. Имя человека - это не что иное, как серия глухих и звонких звуков, которые вместе составляют оригинальную мелодию. Поэтому с уверенностью можно сказать, что вибрация звуков, из которых состоят имена, соответствуют определенному цвету…
У каждого цвета имени свой ангел, своя миссия. Цвет имени, а также одноименный цвет в одежде, в её деталях, в аксессуарах, повышает энергию, защищает от духовных и физических опасностей, озаряет, наставляет на путь истинный, приносит любовь, исцеляет человека, очищает душу, помогает в дипломатии, в терпимости, помогает мирно решить проблему. Каждому ангелу принадлежит его цвет. Ангелы живут в мире Духа, небесном мире, а мы - в мире реальном. По преданию планета Земля находится под защитой семи ангелов: Мухоил (защиты, голубого цвета); Ифиил (озарения, желтого цвета); Шомоил (любви, розового цвета); Гавриил (наставляющего на путь истинный, желтого цвета); Рафоил (исцеления, зеленого и изумрудного цвета); Уриил (мира золотого, сиреневого, пурпурного с золотом и вкраплением рубинового цвета); Сэдкиил (радости, фиолетового, пурпурно-фиолетового и золотистого)».
В последнее время модно стало давать имена детям не такие, как было принято у горских евреев - по обычаю из поколения в поколения, т.е. имена предков. Молодежь, начитавшаяся современных книг, решают не давать имена своих родных, мотивируя тем, что они не хотят, чтобы их деткам досталась вместе с именем и тяжелая судьба "наследника". «Что в имени твоем?» - восклицает лирический герой Пушкина, словно подразумевая, что имя, данное человеку при рождении, может немало рассказать о его характере и мировоззрении.
Есть в горско-еврейских семьях имена, которые были взяты у соседних народов Кавказа и России, или вообще из романов и кинофильмов. Например: Сабина, Руслан, Рустам, Ричард, Индира, Гасан, Зита, Гита и т.д. К тому же, если проследить историю нашего народа, можно с уверенностью сказать о влиянии времени, места жительства и их связями с нашими именами.
Я помню в детстве наша бабушка Ливго (мать отца), часто окликая нас, внуков, обязательно добавляла приставку "А". А имена её внуков на 90 % были горско-еврейскими: Аэрю, Авиё, Манашир, Саадья, Сенем, Хагило, Хисибо, Антелей, Рахиль, Бурли, Томор, Хонум, Рафоил и т.д. И почти все из её внуков, став постарше, обязательно поменяли имена на современный лад.
Среди подрастающего поколения представителей горских евреев уже не встретишь присущие только им имена. Позволю себе напомнить небольшой список имен, которые уже остались в прошлом:
Женские имена: Авшаг, Ахсо, Бэтуш, Гэгэй, Гюзюргюль, Гюльбичэ, Гюльсюрх, Тирисо, Хасидо, Термо, Илишваг, Овгоил, Оржён, Шунэмит и т.д.
Мужские имена: Эвнил, Гуршум, Ёвдо, Пинхос, Ихиил, Истохор, Ёов, Яагу, Севи, Тэлхум, Хизгил, Шэбэтей, Симанду, Шэмэй, Сафаниё, Шомоил, Шумшум и т.д.
В иудаизме считается, что выбор имени имеет большое значение: человек и его имя составляют одно неразрывное целое. Достаточно сказать, что Всевышний вывел евреев из Египта только потому, что они сохранили свои еврейские имена. Основные правила еврейской традиции по поводу имен:
*Не называть ребенка именем, которое не носили его предки.
*Называть детей именами ближайших родственников. У горских евреев нередко детям давали, да и в настоящее время дают имена здравствующих дедушек и бабушек. Таких детей старшие члены семьи гордо всегда представляют: «Нум мэни» (назван в честь меня).
*Широко распространен обычай, давать детям имена праотцев еврейского народа - великих цадиков и известных раввинов. Считается, что заслуги и праведность великого человека помогают нареченному идти по праведному жизненному пути.
*Не принято давать мужское имя женщине, а женское - мужчине.
Как и у других народов, у нас есть люди с двойными именами. И это неслучайно. Второе имя человеку давали, если он постоянно болел, и ему не везло в жизни. Второе им дается новорожденному, если он поздний ребенок, или ему дали имя покойного родственника.
Интересно, что в семьях горских евреев не принято было давать схожее имя молодого здравствующего родственника. Такие ситуации приводили порой даже к вражде.
Об именах написано немало книг и статей. Я думаю, что человеку дается имя, чтобы отличить его от других людей. Меняются времена и изменяются имена, но это не самое главное в человеке. Главное - всегда оставаться человеком, в полном смысле этого слова!
Автор: Материал подготовила Хана Рафаэль

Наши специалисты также проводят поиск в архивах Ярославля.

Источник: http://www.stmegi.info/Post.aspx?cn=27&p=6576