Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии Заказать исследование | Задать вопрос
Программа «Российские Династии»

Самая трудная морская дорога

05.12.2012

Последний в этом году, декабрьский, календарь нашего исторического прошлого начнем с малоизвестного многим факта. 80 лет назад (17 декабря 1932 года) Совет народных комиссаров СССР принял постановление о создании Главного управления Северного морского пути. А вообще этой истории уже более пяти столетий. Освоение северной трассы с запада на восток началось по инициативе русского дипломата Дмитрия Герасимова (1525 г.). Опирался он на опыт плавания поморов в 13 веке.

С этого все и началось. В середине 16 века англичане сделали ряд попыток пройти северо-восточным проходом (так назывался СМП до начала 20 века), но дальше Новой Земли им пройти не удалось. К освоению Крайнего Севера «приложили» свой талант ученые Ломоносов, Менделеев, адмиралы Макаров, Колчак и другие. Первое сквозное плавание (без зимовки) осуществил ледокол «Сибиряков». За 66 суток он преодолел расстояние от Архангельска до Берингова пролива, завершив рейс (с поломкой) в японском городе Иокогама.

Что сегодня представляет Северный морской путь? Это самая трудная в мире морская дорога, соединяющая Атлантический и Тихий океаны (5,6 тыс. км от архипелага Новая Земля до бухты Провидения на Чукотке).

В наши дни его освоение продолжается. Основными пользователями Севморпути являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть». Протяженность Севморпути - 2500 миль. Время в пути сокращается с 33 до 20 суток по сравнению с эталонным маршрутом Роттердам - Иокогама, через Индийский океан.

В уходящем году исполнилось сто лет со дня утверждения гербов Хабаровска, Николаевска и Никольск-Уссурийска.

Официальная русская геральдика появилась при Петре I, который в 1722 году учредил при Сенате Геральдмейстерскую контору. На Дальнем Востоке первым свой герб получил Охотский порт (октябрь 1790 г.). В верхней части щита был изображен бегущий тигр, держащий во рту соболя, внизу - на голубом поле положенные на крест два якоря, а над ними штандарт.

Официально первые гербы Николаевска и Хабаровска были «высочайше утверждены в день 1 февраля 1912 годы». Для Хабаровска был утвержден вариант герба, разработанный А.В. Плюсниным. Герб города Николаевска считался одним из красивейших гербов в России того времени. Гербы, утвержденные в 1912 году, просуществовали до 1918 года, они были отменены как и все остальные гербы бывшей Российской империи.

В 1990 годы начался новый этап в утверждении региональных и муниципальных геральдических символов. Герб Хабаровска утвержден 13 августа 1991 г., Николаевска-на-Амуре (и района) - в июне 2002 года.

В уходящем году отмечалось немало юбилеев, круглых дат. Так, в 1732 году в Охотске открылась навигацкая школа. Позже была переименована в штурманское училище. Два важных события произошли в 1862 году в г. Николаевске, тогдашнем административном центре Приморской области. Здесь появилась школа грамотности матросов и солдат, рассчитанная на одногодичный и двухгодичный сроки обучения. В это же время по инициативе строителя амурского телеграфа инженера-подполковника Д.И. Романова в городе открылась школа телеграфистов.

В 1877 году в Хабаровске в устье речки Плюснинки возник первый официальный базар, названный Нижним. Просуществовал до 1960 годов.

Первый самолет в небе Дальнего Востока появился в 1912 году. Показательные полеты, в том числе и в Хабаровске, проводил внучатый племянник Л.Н. Толстого А.А. Кузьминский.

В 1912 году в центре Хабаровска был построен одноэтажный особняк. Участок вместе с садом был выделен псаломщику Успенского собора. Но уже в 1913 году новостройку выкупил Д.П. Ступин, потомственный дворянин, гласный городской думы, почетный попечитель Николаевского училища. В 1921-22 годах Ступин представлял в Хабаровске временное Приамурское правительство, был его особоуполномоченным. В 1922 году бежал за границу, дом с участком был конфискован. В разные годы в нем располагались жилые квартиры, медицинское учреждение. В 1972 году по проекту архитектора Е.Д. Мамешина здание было реконструировано под Дворец бракосочетания (ул. Пушкина, 62).
Дом является памятником архитектуры.

Источник: http://toz.khv.ru/newspaper/bez_rubriki/samaya_trudnaya_morskaya_doroga/