Гагарины: 1000 лет истории рода
Из документа на обратной стороне родового герба Гагариных, того, что сейчас хранится в Брюсселе, в частной квартире. Читаем:
«По Указу Его Императорского Величества сия копия с герба князей Гагариных и с описания происхождения той фамилии, находящихся в величайшее утвержденном Гербовнике Дворянских родов в первом отделении, выдана происшедшему от сего рода лейб-гвардии сержанту князю Алексею Ивановичу Гагарину марта 14 дня 1801 года
Хорошее добавление к изданной в Брюсселе книге «1000 лет семейной истории князей Гагариных»…Сейчас автору, потомку русских Гагариных с бельгийскими уже фамилией и именем Мигелю Кардону де Лихтбуеру – за 50. Свою работу над книгой, которая издана на его собственные деньги, начал в 14 лет! Так что гордость за российскую семейную хронику, прошлое и его семьи тоже, не ушла в лету…О Гагариных в Брюсселе помнят и знают. Тем более, что есть удивительный прецедент…Во-первых мама Мигеля - княгиня Мария Борисовна Гагарина родилась в тверской сейчас усадьбе Карачарово 23 июля 1910 года, прожив более 90 лет. Художница, как и ее предок Григорий Григорьевич Гагарин, вице-президент Императорской Академии художеств, а вот родители…Особый случай. Бабушке Мигуля и матери Марии Борисовны, Татьяне Григорьевне, также родившейся в Карачарово, но 2 августа 1884 года, после замужества не пришлось менять родовую фамилию. Как и супруг, князь Борис Владимирович, генерал, участник японской войны, она уже была Гагариной. Так в России однажды сошлись две семейные ветви…Во время программы, вы услышите, совсем коротко, кто и кем был в истории Гагариных. Мы с вами побываем в нескольких семьях. Тем более, что в Санкт-Петербурге, в Академии художеств недавно даже прошла «гагаринская конференция». И об этом начнет разговор один из её организаторов, архимандрит Александр, не только историк искусств, но и настоятель сразу двух храмов – святой Екатерины, домовой церкви Академии художеств с давней историей – заложена 11 июня 1765 года при участии императрицы Екатерины II и собора святых Петра и Павла в Петропавловской крепости…И продолжит рассказ Мария Андреевна Гагарина, выпускница Петербургского университета…А в Брюсселе, где и сейчас немало архивных материалов именно «от Гагариных», причем с удивительным «пушкинским следом», оставленным князем Михаилом Анатольевичем Гагариным, будем говорить с графиней Марией Николаевной Апраксиной и Мигелем Кардоном де Лихтбуером… В Париже, в доме сестер Гагариных, с которыми также удалось общение, узнаем остальные подробности. Итак, отправная точка, Григорий Григорьевич Гагарин и Императорская Академия Художеств. Сейчас письмо из Парижа в Москву от Елены Гагариной.
«Елена Гагарина, рю Клемансо 22, Париж…
Глубокоуважаемый господин министр культуры! Мы, прямые потомки князей Гагариных очень беспокоимся за судьбу имения Карачарово в Тверской области и поддерживаем идею сохранения усадьбы, как памятника истории и культуры. С имением Карачорово связана жизнь 4-х поколений князей Гагариных, которые вписали немало славных страниц в историю России. Мы также обеспокоены, что могила художника Григория Григорьевича Гагарина находится на частной территории и может быть уничтожена…Просим Вас найти возможность организовать перезахоронение Григория Григорьевича на территорию церкви святых апостолов Петра и Павла в Карачарово. С уважением – Елена Гагарина».
Такой вот штрих. История не закончена, но разбираться в ней – не наша цель. Как и не стремление оспаривать право кого-либо из участников программы на принадлежность к роду Гагариных. Во сто крат важнее, что летопись существует, что, пусть и в Париже или в Брюсселе, но есть раритеты, которые можно увидеть, потрогать, почитать. И в Санкт-Петербурге вспоминают о Гагариных не к дежурным датам, стоит лишь зайти, хотя бы, в Мариинский дворец и в Академии художеств помнят про одного из своих продолжателей «искусства живописи, ваяния и зодчества». Пусть и более 200 лет назад…
И еще «экскурс» в историю нескольких поколений князей Гагариных. Тоже в письме, но уже от Елизаветы Владимировны Гагариной.
«Спасибо за ваш интерес к моей семье. К сожалению, я сейчас в Тунисе и встретиться с Вами не сумела, тем не менее, в полном вашем распоряжении и готова расказать о жизни и судьбе "французский" ветви моей семьи. С самого начала. Моих дедушки и бабушки давно нет. Анатолий Евгеньевич Гагарин (его отец, Евгений, был братом Григория Григорьевича, художника и вице-президента Академии художеств) умер в Одессе в январе 1917 года. Моя бабушка, урожденная графиня Соллогуб, умерла в Одессе три месяца спустя.Их старший сын, Анатолий Анатольевич был кавалергардом и служил в Первую мировую войну. После революции эмигрировал во Францию и жил в Ницце, был женат на Татьяне Михайловне Миклашевской (Miklachevsky), у них была только одна дочь, Татьяна, которая также давно умерла, не оставив потомков.
Второй сын Анаталия Гагарина, Михаил Анатольевич, стал дипломатом. Во времена революции, работал в посольстве России в Вашингтоне, был женат на Софии Михайловне Раевской. Когда в России власть осталась у большевиков, эмигрировали в Бельгию, в Брюссель. Детей тоже не было...
Третий сын, мой отец, Владимир Анатольевич Гагарин, был агроном. Как и остальные, участвовал в Первой мировой войне, служил на Черномолрском флоте…После того, как большевиками был заключён сепаратный мирный договор в Брест-Литовске, эмигрировал во Францию и в 1920 году женился на Марине Васильевне Шереметьевой. Первенца назвали Георгием… Через 5 лет Марины не стало…И в 27-м, папа женился на Марии Всеволодовне Бельской. И вот мы, три их дочери: Елена, Елизавета (это я) и Мари-Мадлен, Macha Мериль, актриса.Отец купил очень небольшой участок земли в Антибах, это на Французской Ривьере и выращивал цветы. Жизнь была очень трудной и когда в 1937 году отец получил контракт на создание оранжерейных плантаций в Марокко, мы уехали… Второй мировой войны не увидели, однако мой сводный брат Георгий на фронт все же попал, в 18 лет ушел добровольцем, сначала закончив офицерскую школу в Алжире. Убит в Оберкирх(Oberkirch), Германия, 15 апреля 1945 года. Через год папа получил разрешение на первом корабле из Оран в Алжире, плыть в Марсель, чтобы пойти на могилу сына на военном кладбище в Страсбурге, но неожиданно заболел во время этого паломничества и умер в Париже 20 марта 1946 года. Его похоронили на русской части кладбища Сент-Женевьев-де-Буа, под Парижем. Мой брат теперь тоже там, среди русских… во Франции.
В 1949-м мы вернулись, приехали в Париж, и моя старшая сестра Лена начала работать киноредактором, в лаборатории «Lianofilm», основанной в 1920 году русским эмигрантом господином Лианозовым. Многие россияне тогда работали там, как и Елена, я же училась в Парижском университете, в Сорбонне. Вот, совсем коротко о нас…Если вы хотите знать еще какие-то подробности из нашей жизни, пожалуйста, спрашивайте. Да, моя сестра Macha Мериль, сейчас работает над новым фильмом в пригороде Парижа до конца декабря.
Искренне, Елизавета Гагарина, Тунис».
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги