Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Новые сказки Лопшо Педуня

18.11.2012

Первые годы удмурты прилежно следовали каждому совету. Инмар смотрел на них и радовался – дружно живет народ, последнее соседу отдает, никому не завидует, ни с кем не воет. Успокоился и занялся своими делами. Но вот надоело удмуртам подниматься в гору, смотреть, что в книге Инмара написано. Подумали – авось как-нибудь без писания справятся с житейскими вопросами. На том и порешили. Только начались с тех пор на земле распри да споры, ссоры да междоусобицы.

Глянул спустя время бог Инмар на своих удмуртов и за голову схватился. На Священной книге толстый слой пыли – давно в нее никто не заглядывал. Рассердился Создатель. Поднялась к вечеру сильная буря. Такая, что непонятно, где небо, где земля. Проснулись утром удмурты, а Священной книги как не бывало, раскидал ее ветер по всему белому свету. С той поры ищут ее, собирают по крупицам - одним не везет, другие находят.

Повезло и Федору Ивановичу Чиркову (по-удмуртски Педору) 1875-го года рождения из деревни Малая Кушья Игринского района. Матушка ласково звала его Педунем. Так называли его и односельчане. Поздно вечером возвращался Педунь с одного из деревенских праздников, где был по обыкновению самым дорогим и желанным гостем, потому как славно и весело умел играть на гармошке. Шел-шел по лесной тропинке и увидел берестяную грамоту. Развернул, а там написано: «Не унывай, ничего не принимай близко к сердцу, на жизнь смотри весело – и удача от тебя не отвернется». Почесал Педунь затылок: «Как просто и мудро написано!» И стал жить по этому принципу.

С тех пор любое дело спорилось в его руках, стал он источником неистощимого юмора, остроумия и житейской хитрости. За веселый нрав и умение веселить народ земляки прозвали его Лопшо (весельчак). Никто лучше Лопшо Педуня не мог заговаривать зубы и ловко хитрить обидчиков. Истории о том, как он проучил скупого попа и алчного купца, трусливого соседа и глупого мужика, чванливого старосту и ленивого батрака превратились в анекдоты и стали передаваться из уст в уста.

В итоге стал Лопшо Педунь любимым героем удмуртских сказок. Примерно таким же, как у русских Иванушка, у немцев – Ганс, у восточных народов – Хаджа Насреддин. Долгое время считалось, что это выдуманный персонаж удмуртского эпоса, пока в 50-е годы одна из первых фольклорных экспедиций Даниила Яшина, доцента кафедры удмуртской литературы и литературы народов СССР УдГУ, не услышала в удмуртской деревне сказку о Лопшо Педуне. Исследователь всерьез заинтересовался персонажем и с тех пор везде, где бывал, спрашивал, не знают ли местные жители сказок об удмуртском балагуре. Люди рассказывали, и копилка сказок пополнялась. Позже она несколько раз издавалась отдельной книгой, напоминая читателям о необходимости продолжать поиски своего счастья.

Исследования Яшина продолжили сотрудники Игринского краеведческого музея. Опираясь на краеведческий материал жительницы деревни Левая Кушья Катерины Архиповны Чирковой, они выявили факты проживания настоящего Лопшо Педуня в Игринском районе и смогли составить родословное древо рода Педор выжы, основателем которого был сам Лопшо Педунь.

Комната Лопшо Педуня. Родословное древо семьи Федора Чиркова до сих пор ведется сотрудниками музея. В данный момент на нем пять поколений рода – более 300 человек. Самому младшему потомку – не более года, самому старшему – 89 лет. Родословное древо на огромном берестяном листе можно увидеть в специальной комнате, обставленной предметами, окружавшими Лопшо Педуня и его семью на протяжении всей их жизни.

Жена Феодосия Ивановна (по-удмуртски Одок) родила Педуню трех сыновей и двух дочерей, у тех, в свою очередь, народилось 17 детей… Есть среди них артисты и военные, профессора и летчики, машинисты тепловозов, учителя и врачи, но больше всего людей, работающих на земле, – кормильцев-землепашцев. По всей России разъехались родственники, одни живут в Финляндии и Эстонии, другие в Америке, но основная часть рода живет в родовой деревне, в Игринском районе. Каждый год большая семья проводит праздник рода Педор Выжы, на который съезжается около 100 родственников. Все радуются встрече, устраивают вечер воспоминаний.

Первым из детей народился Алексей – желанный мальчик, наследник, продолжатель рода и фамилии. Рождению мальчика в стародавние времена радовались особо – государство давало за душу мужского пола дополнительный земельный надел. Второй была Прасковья, следом родился Роман, четвертой – Анна и последним – Сергей. Благодаря тому, что Лопшо Педунь никогда не унывал, его семья жила дружно – в тесноте да не в обиде.

Педунь очень любил свою жену. Специально для нее придумал кухонную уловку – к неповоротливой корчаге приделал деревянные колеса, чтобы Одок было удобнее вкатывать в печь тяжелые чугуны, до краев наполненные пивом, супом или горячей кашей. Еда на огромную семью, детей с внуками и правнуками, готовилась в больших чугунных котлах – сразу на всех, чтоб не приходилось разогревать по нескольку раз.

История Прасковьи. Трудно жилось, но весело. Из всех детей Лопшо Педуня самой большой долгожительницей была Прасковья. Девятнадцать лет прошло с тех пор, как ее не стало. Но в Левой Кушье все еще помнят эту плясунью и хохотушку. Вот только судьба у нее не очень-то веселой была. Родилась Прасковья болезненной девочкой. Чуть только подросла – развилась трахома глаз. Врачи говорили, что совсем может ослепнуть. Когда отец сосватал ее за пожилого мужчину, девушка даже не сопротивлялась. Решила, что пока хоть что-то видит, должна успеть понянчить своих деток, увидеть, как они растут.

Время шло, советская медицина не стояла на месте – и Прасковья излечилась. Супругу своему она, конечно, была не рада – не по любви выходила замуж. Любил муженек к бутылке прикладываться, стучать по столу и жену кулаком учить. Все терпела Прасковушка – ради своих детей. Во время войны мужа забрали на фронт, осталась она одна с восьмью детьми на руках и больной свекровью.

В 1942 году вышел указ о строительстве железной дороги Ижевск-Балезино, призванной разгрузить фронтовые пути. С пилами и топорами, безо всякой техники и лошадей отправили женщин, стариков и детей в тайгу, на тяжелые работы. Трое самых маленьких Прасковьиных детей остались дома, с немощной бабушкой.

Стройка начиналась с первыми лучами солнца и заканчивалась в густых потемках. Освободившись от работы, – дождь ли, снег ли – бежала Прасковья к своим деткам в деревню, за 12 километров от стройки. Тут же готовила малышам поесть, штопала и стирала. На два-три часочка прикорнет у люльки и бежит обратно. Пятиминутное опоздание на место работы каралось законами военного времени – могли осудить и отправить в тюрьму. Прасковья не могла оставить свою семью без помощи.

Позже сама уже вспоминала, что всю жизнь ей помогала песня. «Бегу, – говорит, – через глухую тайгу узенькой тропинкой и кричу во весь голос песни. Так, глядишь, и время скоротаешь, и звериных глаз за деревьями не видишь. Благодаря песне и выжила». Голос у Прасковьи хороший был, сильный – в каждом доме на празднике желанным гостем была. Когда умирала, завещала родственникам: «По мне не плачьте. Все в этом мире временно. Человек уходит, на его место приходит другой. Вы меня проводите с песнями». Поохали-поахали земляки, да делать нечего – исполнять надо волю уважаемого человека! Впервые вместо слез, скорби и печали прощались удмурты веселыми песнями – теми, которые помогали Прасковье в годы несчастья и в минуты радости.

СПРАВКА ДЛЯ ТУРИСТА: Экскурсионно-туристический маршрут «Игра в Игре с Лопшо Педунем» начинается в Игринском краеведческом музее, где туристы знакомятся с историей рода Педор Выжы, составляют собственную родословную, становятся участниками видеоролика, снятого по сказкам о Лопшо Педуне. В Центре декоративно-прикладного творчества и ремесел узнают, какими ремеслами владел Лопшо Педунь, на мастер-классе по бересте делают сувенир «Пестерь счастья от Лопшо Педуня». Завершается экскурсия в Центре удмуртской культуры (д. Сундур) дегустацией национальных блюд, удмуртскими играми, сказками, песнями, шутками, прибаутками и розыгрышами в исполнении самого Лопшо Педуня.

Источник: http://udmpravda.ru/articles/novye-skazki-lopsho-pedunya
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны