«...Перо у Вас мягкое, сердце – должное быть – тоже хорошее, доброе...»
Василий Дмитриевич – фигура заметная в литературном процессе первой половины ХХ века. Его наследие – сорок книг самобытной прозы, которые повествуют о сердечном отношении простых людей к жизни и о преданности самого писателя своей Родине. Имя Ряховского было хорошо известно читателям в 20-40-е годы прошлого столетия.
Послав в начале 1925 года на суд Горькому только что вышедшую из печати книгу рассказов «Липовый дух», Ряховский получил ответное письмо:
«...Перо у Вас мягкое, сердце – должно быть – тоже хорошее, доброе. Очень приятно отметить, что Вы, видимо, не любите останавливаться на тёмных сторонах жизни...»
Василий Дмитриевич в течение десяти лет состоял в переписке с Алексеем Максимовичем и считал его своим «мудрым учителем». «...Горькому я обязан всем, а главное – своей любовью к своим утверждениям жизни, любовью к человеку».
Василий Дмитриевич Ряховский прошёл Великую Отечественную войну. Вот что писал он о том времени в своей автобиографии: «...Весть о вероломном нападении фашистской Германии на СССР глубоко потрясла меня. Несмотря на свои 44 года, я добровольно вступил в ряды Военно-морского флота и уже к концу июля 1941 года был в Севастополе... Всю войну я проработал в редакциях газет «Красный черноморец» и «Черноморский лётчик».
1 марта 1942 года, будучи на военном транспорте, оказался в осаждённом Севастополе, тогда и был подобран в море в числе 108 человек из 500 шедших на корабле.
Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Демобилизован 7 мая 1945 года».
Война подорвала здоровье писателя. Он тяжко и часто болел. Летом 1950 года Василий Дмитриевич последний раз побывал в родных местах. Умер он 16 сентября 1951 года в Москве.
18 сентября 1951 года в «Литературной газете» был опубликован некролог, который подписали известные прозаики и поэты: Алексей Сурков, Константин Симонов, Вадим Кожевников, Фёдор Панфёров, Сергей Михалков и другие...
Пятьдесят четыре года жизни. Тридцать из них отданы литературе... Сын Ряховского Юрий Васильевич, известный художник, писал об отце:
«... Он остался там, в далёком 1951 году, и прожил непростительно мало для писателя. Какие книги унёс с собой, о каких людях, мыслях и событиях не успел сказать?..
С годами не ослабевает острота потери, но всё безнадежнее звучит этот вопрос. Именно теперь хочется допоздна вчитываться в страницы дневников, думать о тридцати годах, отданных служению русской литературе, обо всей этой нелёгкой, полной трудов и волнений, скупой на радости судьбе...»
Сегодня мы публикуем замечательные зарисовки краеведа Дмитрия Коробова о Василии Дмитриевиче Ряховском. Они удивительны, потому что основаны на воспоминаниях реальных людей, которые и в жизни, и в литературе всегда были рядом с писателем, вдохновляли его и поддерживали. Слава Богу, что в Перехвали есть большая по нынешним временам редкость – музей писателя. В сёлах такие редко встретишь! И мы знаем, что он пополняется новыми экспонатами, знаем, с каким пиететом относятся к нему люди. О Василии Дмитриевиче Ряховском помнят, им городятся, а значит, всё, что он написал, востребовано.
Губернатор – друг писателя
В 2001 году в Санкт-Петербурге были впервые опубликованы дневники Василия Дмитриевича Ряховского, до девяностых годов хранившиеся в архиве семьи писателя.
На странице 25-й есть запись, датированная 13.01.37 год: «Сергей Дьяконов. Рассказ о нём может быть весьма любопытным, как страничка из сегодняшней колхозной жизни». Внизу – сноска: «Сергей Александрович Дьяконов (по-уличному «Губернский») – колхозник колхоза «Буревестник» возле Данкова, участник Великой Отечественной войны, друг писателя».
Юрий Васильевич, сын писателя, подготовивший дневники отца к публикации, допустил здесь неточности: во-первых, отчество Сергея Дьяконова было Семёнович, а во-вторых, звали его по-уличному Губернатором. И вот почему.
Когда Сергей Семёнович женился, то отделился от отца и уехал из Перехвали на образовавшиеся к тому времени Перехвальские Выселки. Поначалу жил с молодой семьей в маленькой деревянной избёнке, что стояла рядом с прудиком у поворота на деревню Сутупово. Чуть позднее построил просторную кирпичную избу с каменной горницей и, вселившись в неё, весельчак и балагур как-то перед утренним нарядом в колхозе сказал:
– Теперь я заживу, как губернатор!
С этого-то и пошло: Губернатор да Губернатор!
– Чья это изба-то, белёная, третья от начала?
– Да Губернатора!
Марину Ивановну, жену Сергея Семёновича, звали на деревне не иначе как Иваниха Губернаторова.
– Чьи это девки такие голосистые?
– Губернатора! В отца...
...Василий Дмитриевич Ряховский и Губернатор дружили с детства. Родительские избы их в Перехвали стояли рядом на порядке, что до сих пор именуется Казевщиной.
Василий Дмитриевич был поручителем – так в те времена называли свидетеля – на свадьбе Сергея Семёновича и Марины Ивановны Чаплыгиной. Поженились они в 1918 году, и свадьба у них была мясоедая.
По рассказам старожилов, в те дни Перехваль упивалась спиртом с разворованного спиртзавода барыни Шишковой в Сугробах, но свадьба не была хмельной. Гостей веселил сам жених...
Когда у Сергея и Марины родился первенец, его назвали Василием – в честь друга...
Сергей Семёнович с первых дней вступил в колхоз «Буревестник», что был в Перехвальских Выселках.
Михаил Егорович Ряховский, много лет проработавший в том колхозе председателем и живущий ныне в селе Баловнево, говорил:
– В колхозе ведь работу выбирать не будешь: какая подоспела, ту и надо делать! Каменщиком и штукатуром хорошим был Губернатор. Водонапорная башня до сих пор стоит на Выселках – его работа...
Сын писателя Юрий Васильевич, знавший Губернатора, в своей книге воспоминаний «Последние дни лета» пишет:
«...Серёга всё умея, брался за любую работу, вплоть до кузнечной, и потому его часто «наряжали» туда, где записывали по два и даже по три трудодня за рабочий день...»
Губернатор прошёл всю войну. Природная смекалка позволила ему выжить. Вернулся домой из Германии лишь в ноябре победного года. «Вся грудь его была в орденах и медалях», – говорила племянница Сергея Семёновича Нина Сергеевна Тарасова. И среди тех медалей – «За отвагу». С ней одной он любил фотографироваться...
А ещё был дан Губернатору, что называется, дар Божий – сильный, красивый голос. Почему он не попался на глаза кому-то из специалистов в этом деле? Наверное, потому что безвылазно жил в своей деревне.
Правда, один раз он пел в... Москве!
В начале сентября 1959 года поехал Губернатор с женой Мариной в Москву к младшей дочери Аннушке на свадьбу.
Переполненный радостью от того, что любимая дочь выходит замуж, и ошарашенный красотой московского метро, он подошёл, как рассказывала Марина Ивановна, к дежурной у эскалатора и спросил:
– Хозяюшка! А можно здесь петь? Та удивленно пожала плечами:
– Пойте!
И Губернатор запел!
Люди оборачивались, улыбались, и всем было хорошо от песен Губернатора. Наверное, в тот день много говорили дома или на работе:
– Сегодня утром в метро пел какой-то мужик, с виду вроде деревенский. Но как он пел! Какой голосина!..
...Перед отъездом с той свадьбы домой Губернатор попросил молодых свозить его на Преображенское кладбище, где нашёл упокоение его друг.
В конторе кладбища им указали аллею, где искать могилу. На удивление, нашли её быстро.
Долго стоял молча у могилы друга Губернатор, гладя шершавой рукой гранит памятника. Потом сказал:
– Эх, Дмитрич-Дмитрич! Как рано ты лёг!..
И, устыдившись повлажневших глаз, пошёл к выходу. Дочь и зять смущённо шли следом...
Умер Губернатор 3 мая 1961 года. Похоронен на перехвальском погосте.
...Если тебе, читатель, доведётся ехать через Прехвальские Выселки со стороны Данкова, взгляни на третий слева домик в начале деревни – здесь жил настоящий русский мужик Сергей Семёнович Дьяконов, по-уличному Губернатор. Сюда много раз к своему другу заезжал-захаживал русский писатель Василий Дмитриевич Ряховский...
История одного экспоната
Когда Василий Дмитриевич задумал написать историю родного села Перехваль, первым, к кому он обратился за советом, был Алексей Максимович Горький.
19 февраля 1935 года Ряховский получил письмо от Горького: «Уважаемый Ряховский, намерение Ваше написать «биографию», – т.е. историю – села Перехваль горячо приветствую. Должно быть, идея создания истории русской деревни «созрела», ибо одновременно с Вами затевают такую же работу и сибиряки...»
Ободренный советом Горького, Ряховский в 1935 году переезжает в Данков. Поначалу Василий Дмитриевич с семьей поселился в Доме отдыха для номенклатурных работников в Вислом лесу, неподалёку от Данкова. Позднее он переселился на Большую Садовую, ныне – улица Пушкина, в Данкове.
За основу истории села Перехваль Ряховский собирался взять свой род, насчитывающий без малого четыре столетия. Начав архивные поиски исторических подробностей, Василий Дмитриевич обнаружил богатейший исторический материал времён крепостного права.
История Перехвали, к сожалению, не была написана.
«...Зато в Данкове я написал и опубликовал в Воронеже повесть «Родная сторона» и роман «Молодой сад», – писал Ряховский в автобиографии, датированной 12 февраля 1950 года.
В 1935-1936 годах Василий Дмитриевич написал роман «Восстание». События романа разворачиваются в Вислом лесу и Данкове.
В сюжете – восстание крепостных крестьян Стрешневской вотчины князя Голицына, которые происходили в 1847 и 1840 годах. Восстание вспыхнуло после зверской расправы приказчика над беременной женщиной, и оба раза оно было жестоко подавлено.
Ряховский подробно описывает те события: участников восстания наказывают плетьми, клеймят, избивают в тюрьмах, разлучая с семьями, отправляют на верную гибель в Сибирь...
В отечественной литературе роман Ряховского «Восстание» стал единственным произведением об этих событиях и уже поэтому представляет как познавательный, так и научный интерес.
Обращаясь 3 февраля 1937 года к своей жене и другу Евдокии Георгиевне, Василий Дмитриевич сообщал: «...Книга эта писалась нами в очень тяжёлых условиях, при упадке веры в себя. Потому она не дорога нам сама по себе, а дорого то состояние возрождения, которое мы пережили в Вислом лесу».
Роман «Восстание» также был напечатан в Воронежском книгоиздательстве. В декабре 1936 года Василий Дмитриевич привёз из Воронежа несколько авторских экземпляров.
Одну книгу он передал Данковской районной библиотеке, сопроводив её автографом: «Библиотеке гор. Данкова, города, где прошла моя юность. От автора. 3 янв. 37 г. г. Данковъ».
Судя по дневниковой записи, 30 января 1937 года в библиотеке прошло обсуждение новой книги писателя-земляка.
«...Догадало библиотеку устроить вечер, посвящённый моему «Восстанию», и мне пришлось уделить этому целый день. Вечер прошёл для меня удачно. Меня хвалили, превозносили (и даже незаслуженно!)... Я доволен вдвойне – и тем, что книга читается, и тем, главное, что всё-таки мною кое-что сделано для родных мест...».
Удивительным образом та книга с автографом В.Д. Ряховского попалась мне на глаза осенью 1968 года. Тогда библиотека располагалась в Данкове на углу улиц Карла Маркса и Володарского.
Удивительным потому, что лежала она в тот момент на столе библиотекаря на одной из книжных стопок.
Была она в таком плохом состоянии, что казалось: одно неосторожное движение – и книга рассыплется!
Я выпросил её в библиотеке. Не помню, какие говорил тогда слова, но книгу мне отдали.
21 октября 1997 года, в день 100-летия Василия Дмитриевича Ряховского, на митинге, посвящённом открытию мемориальной доски на здании школы в селе Перехваль, родине писателя, я передал эту книгу Ивану Фёдоровичу Малюкову для будущего музея. Она стала одним из первых экспонатов, и теперь её можно увидеть под стеклом витрины в музее писателя в Перехвали.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги