Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

К 27 октября – Дню города Дубоссары

17.10.2012

Профессор МГУ М.Сергиевский в «Молдавских этюдах» в 1936 г. написал: «Около устья Реута Днестр можно было перейти по мосту из "dubase", т.е. лодок.

Здесь и возникло селение, а потом г. Дубоссары, который в 1650 г. тот же Костаки Жора принял от Григория Миклеску». В Академии Наук МССР разглядели в этой фразе утверждение о происхождении имени нашего города от профессии строителей дубас (по-молдавски – «дубэсарь»), а вместо 1650 г. поставили 1792 г. Но здесь ведь написано лишь о том, что был мост из дубас, а у моста поселение, называемое Дубоссарами. Остальное притянуто за уши.

На немецкой карте, изданной до 1792 г., «Очаковские татары, или Западный Ногай, или Едисан» Дубоссары обозначены северной столицей Едисана. Южной (главной) столицей был Очаков. Только на этой карте находим написание имени со слогом «ba» («Dubasari»), но над буквой «a» нет двух точек, которые превратили бы «a» в немецкий звук «э». На других картах очень пунктуальных немцев видим «Dubossari» или «Dubosary».

На карте 1788 г. "Театр войны с 1788 до 1790 года" (План военным действиям Императорских Российских и Австрийских соединенных армий при занятии Молдавии и Бессарабии) Дубоссары и Ягорлык обозначены городами. Дубоссарами владела ТАТАРIЯ, а Ягорлыком – БРАЦЛАВIЯ. Имя города – Дубосаръ (с твердым, а не мягким знаком на конце).

В 1681 г. Крым, Россия и Турция заключили перемирие. Земли между Бугом и Днестром должны были «оставаться в пустоте, без всяких населений и заведений, включая и деревни, кои ныне там находятся». Проживавших там 12-15 тысяч человек насильно переселяли под Полтаву. Но вскоре при назначении господарем Молдовы И.Дука Турция «подарила» ему левобережные (польские!) земли севернее Ягорлыка. Многих из-под Полтавы вернули на прежние места. Новоявленного «Господаря всея Молдовы и Украины» (так он назывался в рассылаемых грамотах) вскоре убили и рассылка грамот прекратилась. В Дубоссары такие грамоты не поступали, так как Турция земли, принадлежавшие ей, И.Дуке не «дарила».

В краеведческих музеях Красноградского, Нововодолажского и Валковского районов Харьковской (ранее Полтавской) области до 1990 г. имелись документы, свидетельствовавшие об их основании теми переселенцами. Эти сведения можно почерпнуть у харьковских историков начала XX века (Л.Падалка, Д.Багалей и др.), а также из многотомника «История го-родов и сел Украины». В селах, прилегающих к станции Ковяги Валковского района, часты не только молдавские фамилии, но можно услышать молдавские слова и целые фразы, а в паспортах у жителей написано «молдаванин».

В 1992 г. в Дубоссары приезжал казак, в паспорте которого была фамилия Дубосарский. Его предки с тех мест. Они были участниками булавинского восстания 1707-1708 гг. Затем часть повстанцев поселились в южных селах ПМР. Их называли некрасовцами (по имени предводителя восстания после смерти Кондрата Булавина).

Смотрим карту Д.Кантемира, господаря Молдовы с 1710 г., историка, географа, картографа. На ней места и даты сраже-ний Штефана чел Маре 1457-1497 гг. Имя нашего города, расположенного на левом (татарском) берегу Днестра, Дубошари. Правобережных Старых Дубоссар, жители которых, будто бы, основали наш город, на карте нет. Вы допускаете, что татары называли город, расположенный на их территории, не по-татарски?

В рапорте П.Румянцеву от 2 апреля 1779 г. А.Суворов использует имя: Томбосар (Дубоссары). Рапорт касался спора между Россией и присягнувшим ей Крымом с одной стороны и Турцией – с другой по поводу Кючук-Кайнарджийского дого-вора 1774 г. Стороны выясняли, кто основал наш город и чьим ему быть?

В.Каховский из Дубоссар докладывал Екатерине II 27 сентября 1792 г.: «Место сие известно своею от дальних лет не только соседственной Польше и Молдавии, но и отдаленнейших мест жителям». В 1768 г. Турция выражала протест Ее Ве-личеству по поводу погрома в нашем городе, учиненного то ли казаками, то ли гайдамаками. Город именовали Дубоссарами. Как же можно говорить о возникновении Дубоссар в 1792 г. и ином его имени?

Версия об основании Дубоссар Россией в 1792 г. появилась в военном ведомстве Санкт-Петербурга в начале XIX века. Молдове тоже понравилась эта дата. Но в основатели она записала себя. И ложь начала обрастать новой ложью, суть которой - «мы пришли – мы основали», а до этого в этом крае с вкусной незамерзающей водой и удобным местом для зимовья оби-тавших здесь кочевников, якобы, никто не додумался раньше поселиться. Спелеологи видят сходство кладки камня в «турецких подвалах» Дубоссар с половецкой. А половцы ушли отсюда почти тысячу лет назад.

На сайте г.Дубоссары со ссылкой на И.Ефодиева говорится о первых упоминаниях о Дубоссарах (Тембосарах, Дембосарах), относящихся к монголо-татарскому нашествию 1260-1360 гг. Имя переводится - «жёлтые холмы». Филолог из Улан-Батора объяснял мне, что «Дубосар» нужно переводить как "возвышение желтого цвета с плоской вершиной, расположенное в месте соединяющихся ручьев". У кочевников "холмы" разных размеров, форм, цвета называются по-разному. Поэтому нам приходится прибегать к описательному переводу. Где такое место в Дубоссарах? Малый Фонтан? «Турецкие подвалы» тянутся оттуда.

Запорожские казаки называли главного татарина-ногайца, ставка которого находилась в нашем городе, Тумбашарским, Думбашарским, Тембошарским или Дембошарским каймаканом (каймакамом). У монголов и тюрок звуки «н» и «м», а так-же «д» и «т», «в»(«ф») и «б» часто взаимозаменяемы и нередко теряются. Эти явления прослеживаются также в диалектных формах молдаван, а также объясняют различия в имени нашего города, отражающие речь живших здесь кочевников.

Во время переписи населения 1795 г. жители Лунги перехитрили сами себя (представляясь то селом, то частью города). В итоге они получили мало земли. «Земельные войны» между Лунгой и Карантином прекратились лишь в 1930 г. вследст-вие коллективизации. А до этого приезжали комиссии (в том числе из Санкт-Петербурга), составляли акты, именуя спорные территории землями «бывшей Тумбашарской провинции», а бои за землю не прекращались.

До XX века имя Дубэсарь найти не удалось. Оно, видимо, получило широкое распространение после «творческого прочтения» кишиневскими «академиками» «Молдавских этюдов». На картах Молдавской АССР имя нашего города воспроизводилось «Дубоссары» или «Дубосари». Так же написано имя города на польских и германских картах 1939-1945 гг., а правобережное село Старые Дубоссары обозначено как «Dubasari» (без точек над буквой «a» в слоге «ba»).

Фийкэ, хийкы, шийкы, сийкы. Так говорят о девочке в разных селах Молдовы. Или чине, чини, шини, сини («кто»); фербинте, хербинти, шербинти, с’ербинти («горячий»). Следуя за диалектными молдавскими формами (пепт, кепт, к’епт, т’епт, что означает «грудь»), шутники превращают кукушку в петушку, а петуха в кукуха, Такое происходит также у тюрков и монголов, в том числе со словом «желтый» (шар, шур, сар, сур, сир) или «плоским возвышением над ручьями» (тумбо, томбо, тембо, думбо, домбо, дембо, тубо, дубо). Почти что тумба из бассейна. Не так ли?

Языковеды и историки различают Старую (бывшую Римскую империю) и Новую Романию. На территории Старой Романии сформировались свыше 11 романских языков, в том числе: португальский, испанский, французский, итальянский, румынский, а также много разновидностей романской речи, которые рассматриваются как промежуточные между языком и диалектом.

К языкам Новой Романии относят речь запрутских и бессарабских молдаван, а также молдаван Приднестровья. Сюда романоязычное население мигрировало из Трансильвании в 13-15 вв., а на левый берег Днестра - еще позже. Естественно, оно вбирало в себя элементы речи племен (орд) и народов, живших здесь ранее. Удалось обнаружить научную работу 1956 г., выполненную в Тираспольском пединституте, о влиянии монгольских языков на речь молдаван. Сопоставительное изучение диалектных форм в языках, видимо, помогло бы историкам установить места проживания разных тюркских и монгольских народов на территории Бессарабии и Приднестровья...

Источник: http://dniester.ru/node/7508