Нам пишут солдаты той войны...
69 лет назад, второго сентября 1943 года, Курская область была полностью освобождена от немецких захватчиков. В прошлом году эта памятная дата была законодательно закреплена. Накануне в областном Доме журналиста состоялся «круглый стол», посвященный дню освобождения Курской области, на который собрались те, кто хранит документы, отражающие события тех тревожных лет – работники архивных учреждений Курской области, сотрудники краеведческих музеев, ученые курских вузов. Мероприятие проводилось в рамках Года российской истории, а организаторами «круглого стола» выступило архивное управление Курской области совместно с комитетом информации и печати Курской области. Собравшиеся почтили память освободителей родной земли. Все были единодушны: их великий подвиг, как мощный энергетический заряд, объединяет старшее и молодое поколения. Курская область входит в число наиболее пострадавших в годы Великой Отечественной войны.
«Круглый стол» открыл начальник архивного управления Курской области Валентин Богданов:
– На протяжении почти двух лет Курская область была ареной военных действий, – напомнил он. – В некоторых районах Курской области оккупация продлилась до 23 месяцев.
Ужасы оккупации
О том, что довелось пережить мирным жителям в дни оккупации, рассказала ведущий архивист ОКУ «Госархив Курской области» Инесса Рожковская. Она привела данные, полученные в результате работы комиссий по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, причиненного ими ущерба.
– Комиссия в составе 75 тысяч человек начала работу, когда область была еще не полностью освобождена – в мае 1943 года, и продолжила работу до февраля 1944 года. В комиссию поступали и обобщались сведения со всех 66 районов, существовавших на тот момент в Курской области. Результат той трудной работы – 868 дел, поступивших в Госархив. В них – точные даты, фамилии, имена расстрелянных, замученных. За цифрами – исковерканные судьбы, душевная боль, которая не утихла до сих пор. За год оккупации фашисты и их сообщники убили на территории области 18099 мирных граждан и военнопленных.
Вот данные тех расследований: 38 797 жителей области угнано в Германию, более 65000 жилых домов было разрушено, более 400 000 курян остались без крова, сожжено 300 сел и деревень, разрушено три четверти всех промышленных предприятий, из 3648 школ области 1295 полностью уничтожено, уничтожено 706 больниц, 380 амбулаторий.
Особо выделены документы, содержащие сведения о насилии над мирными жителями. Расстрелы мирных жителей начались в Курске с первых дней оккупации. У здания бани на улице Дзержинского были расстреляны 40 красноармейцев-ополченцев, в Сапоговской психиатрической больнице в декабре 1941 года оккупанты отравили 538 больных, 330 человек умерли от голода. После освобождения Курска в Песчаном карьере близ деревни Щетинки в ямах были обнаружены останки более 1000 уничтоженных фашистами ни в чем не повинных людей.
– Страшно смотреть на фотодоументы, хранящиеся в архиве, – продолжает Инесса Рожковская. – На них – горе войны, которое до сих пор не может быть утешено. Мы видим наш край в самые страшные минуты, читаем подписи под снимками: «Колхозники села Ивницы Суджанского района опознают своих детей, зверски убитых фашистами», «Трупы учительницы Евдокии Ивановны Лихтер и ее детей Ольги, Александры и Киралины, расстрелянных фашистами (Солнцевский район)», «Похороны расстрелянных фашистами колхозников села Кожля Иванинского района».
Народные мстители
Фашисты не щадили ни стариков, ни детей, особо свирепствовали, если узнавали, что мирные жители помогают партизанам. Одно упоминание об этих народных мстителях приводило фашистов в трепет. Дмитриевский район Курской области стал краем партизанской славы.
О том, как боролись с врагом дмитриевцы, рассказала начальник архивного отдела администрации Дмитриевского района Александра Бачурина:
– Именно 22 июня в Дмитриеве проходил пленум райкома партии, на котором обсуждался вопрос о проведении уборки урожая. В этот момент было получено сообщение о нападении фашистской Германии. Тогда многие участник пленума из зала заседаний отправились в райвоенкомат и просили об отправке на фронт. Уходили целыми семьями: из семьи Ляховых деревни Расстригино на фронт ушли семь человек, из семьи Белых – шесть человек, директор училища подал заявление об отправке и ушел на фронт со своими учениками.
Дмитриевский партизанский отряд стал действовать на четвертый день оккупации. Отряд не получил ни одной радиостанции, и надо было срочно создавать группы разведчиков, связистов. Фашисты были в страхе: в первые же дни оккупации они начали жечь села, убивать мирных жителей, оставляя на месте злодеяний таблички: «Мстим за саботаж германского командования, за связь с партизанами». Дмитриевцы не сдавались, отряд рос: вначале партизан было всего несколько десятков, но к марту 1943 года – уже 500. Не имея ни танков, ни «катюш», несмотря на голод и холод, сражались партизаны героически: уничтожали фашистов, совершали диверсии на железных дорогах – под откос было пущено 25 воинских эшелонов.
Боевым органом партизан стала газета «Народный мститель». Позднее «Курская правда» напишет: «Когда мы поместим макет этой газеты в музей, неплохо было бы положить его с нашими автоматами, минами и бомбами. Маленькая газетка была первоклассным оружием».
29 апреля 1942 года немцы окружили отряд, много партизан полегло в боях. Фашисты не пощадили мирных жителей: в марте 1942 года в район была выслана карательная экспедиция. На окраине города в Кобыльем Логу были массовые расстрелы, позже там будет найдено 16 ям с трупами. В районе было расстреляно и повешено более 2000 человек.
После войны там установлен 51 памятник погибшим в годы войны, в том числе партизанам и подпольщикам.
Не сломлены!
Несмотря на то, что захватчики делали все, чтобы сломать курян, попавших в оккупацию, мирные жители ковали победу.
Научный сотрудник Государственного архива Курской области Наталья Ульянкина рассказала о том, как быстро восстанавливались районы области после освобождения:
– Дважды колхозники восстанавливали мировое хозяйство на руинах и развалинах. Дважды в годы войны на территории области была проведена эвакуация колхозного имущества. Первая частичная эвакуация была произведена в первые месяцы 1942 года. Перед угрозой нового нашествия, летом 1942 года, жители области провели ее вторично. Эвакуация населения и товарно-материальных ценностей проходила в чрезвычайно трудных условиях, не хватало транспорта. Эвакуируемых бомбили, обстреливали. Чтобы эвакуировать скот, требовались сгонщики, а все мужчины были на фронте. Многие колхозы выделяли для сопровождения стада малолетних и стариков, не было ветврачей, лекарств, свирепствовал ящур. Анализ показывает: сельское хозяйство в период эвакуации было доведено до крайней степени разрушения и опустошения. Освобожденные районы тут же включались в восстановление, колхозы помогали друг другу семенами, инвентарем, рабочим скотом. Спешно велись полевые работы даже в прифронтовой полосе, люди работали и под обстрелом противника. Массовый трудовой героизм позволил закончить работы раньше установленного срока, и посевная кампания 1943 года была проведена успешно. Началась подготовка к уборке урожая. Вся тяжесть уборочной легла на женщин, детей, наиболее работоспособные в это время уже восстанавливали шоссейные дороги, участвовали в оборонительных работах. Тем не менее на первое сентября было убрано сто процентов посевов. Жизнь возрождалась.
Боевое задание мы выполнили
Вся история Курской области в годы войны прошла перед нами в этот день. Вспоминали партизанское движение на территории Поныровского района, говорили об участии чекистов 1-й Курской партизанской бригады в борьбе с оккупантами, о том, как воевали истребительные батальоны, о том, как выживали и сражались в период оккупации герои в Обоянском районе, о бессмертном подвиге Звягинцева, Холявкина и Долженкова, зверски убитых фашистами, об участии 719-го авиаполка ночных бомбардировщиков в обороне Советского района.
Рассказывая о новом в изучении истории освобождения Курской области от немецко-фашистских захватчиков, старший преподаватель КИСО (филиала) РГСУ Александр Манжосов подчеркнул: о войне предстоит узнать еще многое, исследователи проводят огромную работу по восстановлению точных дат освобождения некоторых районов области, и в будущем планируется издание календаря с уточненными датами. Однако дата 2 сентября исследователям известна точно. Из тех страшных и героических лет мы слышим слова солдат, наших земляков, завоевавших Великую Победу. Хранитель фондов Курского областного краеведческого музея Любовь Сальникова зачитала нам письма с фронта. Одно из них написано на бересте, другое боец писал левой рукой печатными буквами: правая была ранена. А вот еще одно письмо: солдат поправился, и почерк стал красивым. Этих писем много: «Мама, боевое задание мы выполнили», «Мама, я очень волнуюсь, что нет от вас писем», «Я рад: видел ваш почерк, читал ваши письма», «Цел ли патефон?» «Сима, как ты учишься, какая у вас учительница? Я ее знаю? Учись хорошо – в жизни это пригодится», «Мамочка, поздравляю вас с Великим праздником Победы».
Кажется, через многие десятилетия мы слышим голоса тех мальчишек, а они слышат нас.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги