Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Настоящий мужчина должен «вырастить» дерево... генеалогическое

06.08.2012

«Три четверти населения нашей страны не знают предков», – с грустью констатировал Дмитрий Медведев еще в бытность своего президентства. Выступая на совместном заседании президиумов Государственного совета, совета по культуре и совета по науке, технологиям и образованию при президенте РФ во Владимире, он заявил, что интерес к корням у нашего люда «стерся» еще в советский период. Идеология буквально заставила добрую часть населения отказаться от родственных связей, в результате чего мы стали «иванами, не помнящими родства».

Но есть в этом огромном «беспамятном» обществе и редкие энтузиасты, готовые по крупицам собирать сведения об умерших предках. Среди них — житель Абакана, кандидат философских наук Алексей Нилогов, который более десяти лет изучал архивы (и продолжает изучать), штурмовал социальные сети и дошел в итоге до 16 колена предков, проживавших еще в эпоху Ивана Грозного.

О том, как это стало возможным, Алексей поведал читателям «ШАНСА».

У каждого человека более миллиона предков

– Алексей, с чего началось увлечение генеалогией?

– Интерес к истории своего рода у меня возник спонтанно, хотя подозреваю, что все в жизни приходит вовремя. Знание о предках – естественная социальная потребность человека, ведь история страны складывается из историй родов и семей, а история всего человечества – из истории народов и этносов. Испокон веков люди задаются вопросом о своем происхождении. Существует специальная наука антропология, которая занимается изучением наших генетических прародителей. Важно понять, что у каждого человека предки жили на протяжении тысяч тысячелетий. И сведения о них хранятся в архивных документах вплоть до конца XV века! В советское время занятие собственными родословными было под запретом, а до 1917 года родословные не могло себе позволить большинство населения Российской империи. Однажды мне попалась запись об Иване по фамилии Непомнящий! А сколько людей носят фамилию Бесфамильный! Индуистская традиция требует знания предков до седьмого колена, а до скольких колен может поименно назвать своих пращуров среднестатистический россиянин?.. Если в семье не привита родословная традиция, то, поверьте, никто даже не вспомнит о вашем существовании, если вы не оставите заметного следа в истории.

Русский философ Николай Федоров, разрабатывая философию общего дела, призывал людей к совместным усилиям по воскрешению отцов и расселению их в космосе. Он по-христиански мечтал победить смерть, для чего необходимо обессмертить не только будущие поколения, а всех когда-либо живших людей.

Я интерпретировал слова Николая Федорова с точки зрения поименного восстановления своих генетических предшественников, ведь, символически выражаясь, невозможно воскресить безымянную биомассу, насчитывающую более 100 миллиардов индивидов. Прикладным ответвлением философии общего дела для меня стало родословное подвижничество.

– Как же удалось дойти до 16 колена?

– Благодаря развитию интернета получилось подтвердить гипотезу о месте, которое мои предки Нилоговы покинули, переезжая Сибирь в 1859 году. В социальных сетях существуют многочисленные группы родственников и однофамильцев, где проще всего обмениваться сведениями об общих предках. Мои предки Нилоговы перебрались из Пермской губернии в Енисейскую губернию в канун отмены крепостного права, хотя были не помещичьими, а государственными крестьянами. На сегодня в Пермском крае проживает много Нилоговых и Нелоговых, происходящих из деревни Нижняя Коса (ныне – Косинский район Коми-Пермяцкого округа Пермского края). Благодаря работе в Российском государственном архиве древних актов в Москве мне удалось проследить свою прямую мужскую линию Нилоговых до первой половины XVI века – ко времени Ивана Грозного.

Конечно, такая приблизительная датировка получена со всеми допустимыми в генеалогии натяжками – например, самый ранний документ, с которым я работал, относится к 1579 году. Это писцовая книга Ивана Яхонтова, в которой впервые упоминается деревня Нижняя Коса, где зафиксирован двор двух братьев – Трейки да Васюка Остафьевых. Естественно, подлинник не сохранился, а дошли лишь копии, в частности, XIX века. Васюк Остафьев (имя и отчество) является моим предполагаемым предком в 15-м колене, а его отец Остафий – соответственно, в 16-м. В последующей из дошедших писцовых книг – Михаила Кайсарова – за 1623 год в Нижней Косе отмечены четыре брата Васильевичей – Меркурий, Семен, Никита и Кондратий. От двух из них – Меркурия и Никиты – идут мои две родословные линии. Замечу, что впервые фамилия «Нылогов» употребляется в писцовой книге Федора Бельского за 1678 год, где в деревне Нижняя Коса проживал целый куст Нылоговых. Таким образом, я вышел сначала на данные из писцовой книги Прокопия Елизарова 1647 года, а затем – к 1623 и 1579 годам. В итоге мной установлено 16 колен только по прямой мужской линии, а сколько других линий еще придется реконструировать! Только представьте, что на протяжении 20 поколений с учетом всех мужских и женских линий у каждого человека может насчитываться более 1 миллиона предков (если точнее – 1048576)! Например, Александр Пушкин и Наталия Гончарова приходились друг другу братом и сестрой в 14-м колене. А что говорить о наших крестьянских предках, живших не одно столетие на одном месте.

Все люди на планете являются родственниками в том или ином колене. Для более точного удостоверения своего родства с кем-либо к вашим услугам – ДНК-генеалогия, получившая массовое распространение с начала 2000-х годов – сначала в США, а затем – во всем мире.

Почти детективное расследование

– Что интересного удалось узнать о предках-крестьянах?

– О роде Нилоговых я могу сказать очень многое – хватит на целую книгу. Большая часть информации документально подтверждена, но без метода реконструкции все равно не обойтись. Немногим удается проследить свои корни до середины XVI века. Даже дворянские родословные не такие древние, как некоторые из крестьянских, ведь дворянский титул давали вплоть до развала Российской империи, поэтому его могли получить и в XVII, и в XVIII, и в XIX, и даже в начале XX века. Понятно, что правящие династии России – Рюриковичи и Романовы – уходят корнями в глубь веков и тысячелетий, но, повторюсь, среди крестьянских родословных документальным рубежом является именно XVI век. Более ранние документы – например, конца XV века – сохранились по Новгородской земле, но их информативность крайне мала, а чтобы возвести своих крестьянских предков к XV веку, нужно точно знать, что они жили в конкретном населенном пункте Новгородской земли.

– Много ли человек «записано» в родственники? Удалось ли с кем-то из них познакомиться?

– Поначалу я пытался опросить как можно больше родственников старшего поколения, чтобы суметь выйти к рубежу XIX-XX веков. В начале XX века произошли события, которые сильно осложнили поисковую работу. Например, существовавшие до революции 1917 года метрические книги, в которых при церквях велись записи о рождении, браках и смертях, были заменены на привычные сегодня записи актов гражданского состояния. Сейчас я не преследую цель записать в родственники всех когда-либо живших или живущих. Главное – как можно дальше углубиться в прошлое и раскопать (пока что в переносном смысле слова) родоначальные ветви.

Огромную помощь в этом почти детективном расследовании мне оказал крупнейший генеалог России – Владимир Александрович Могильников, фамилия которого под стать его хобби. Кстати, именно Могильников изучал родословные трех президентов России – Ельцина, Путина и Медведева. Генеалоги, как правило, – это бескорыстные люди, помогающие друг другу обменом информацией. Однако в последнее время родословный поиск стремительно коммерциализируется, и наряду с любительской генеалогией появляется профессиональная платная генеалогия. Генеалогия как бизнес развивается по мере спроса на такие услуги у состоятельных людей, так как затраты на составление родословной обходятся в приличную сумму. Самый ценный ресурс – это свободное время. Неудивительно, что за родословные поиски берутся в основном пенсионеры. Но не всем удается грамотно выстроить алгоритм поиска, отчего многие разочаровываются в самом начале. Все-таки работа с архивными источниками требует определенного опыта, которому нигде не учат (отчасти на архивоведческих и исторических факультетах), но который приходит в процессе кропотливой работы. Все профессиональные родословы вырастают из родословов-самоучек, а совсем недавно к ним на помощь пришли родословы-генетики, среди которых также немало любителей.

ЗАГС вам в помощь

– По каким принципам восстанавливается родословная?

– Пособий по генеалогии достаточно. Методички в помощь начинающим родоведам сейчас разрабатывают сотрудники региональных архивов. Тем не менее, имеется существенный изъян в самом выявлении первоисточников в архивах. Доходит до смешного: сами архивные сотрудники не в курсе того, какие документы хранятся у них. Зачастую генеалоги владеют большей информацией о состоянии архивных фондов, чем штатные сотрудники. На первом этапе изучения рода необходимо максимально полно опросить всех ближайших родственников – преимущественно пожилого поколения, чтобы суметь выйти на дореволюционные документы – исповедные росписи и метрические книги. Если вам этого не удалось, то остается искать загсовые записи и похозяйственные книги (для сельского населения), которые велись с 1920-х годов.

Правда, информацию в загсах получить крайне сложно, так как в соответствии с законом об индивидуальных данных искомая метрическая информация не разглашается в течение 100 лет, но если вы сможете подтвердить ваше родство с разыскиваемым предком, то сотрудники загса обязаны предоставить вам нужные сведения.

Второй этап касается метрических книг – церковных аналогов загсовых записей. Чтобы работать с церковными метриками, нужно точно знать, к какому приходу относился тот населенный пункт, в котором проживали ваши предки. Это позволит проследить поколение до первой половины XIX века, а дальше – на третьем этапе – в дело вступают ревизские сказки (своего рода переписи населения), проводимые с начала XVIII века до 1858 года. Всего было 10 ревизий. Метрические книги и ревизии хранятся в муниципальных и региональных архивах. Четвертый этап предполагает изучение писцовых книг XVI-XVII веков, которые, как и первые три ревизии, хранятся в Москве в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Если вам удалось проследить предков по писцовым книгам, то можете считать, что ваша родословная составлена максимально документально. Заглянуть еще глубже вам поможет только генетическое родословие.

– Какая конечная цель всех этих поисков?

– Итогом исследовательской работы (кажется, величиною в жизнь?) должна стать книга, в которой я хочу систематизировать всю собранную информацию не только о Нилоговых, а вообще обо всех документально восстановленных предках. Кроме того, родословные разыскания обострили во мне мотивацию продолжить свой род, чтобы было кому передать эстафету для будущих изысканий. Думаю, что клише о том, что настоящий мужчина должен вырастить дерево, построить дом и родить ребенка, следует переформулировать в пользу составления родословного древа, которым можно украсить дом и передать наследникам.

Источник: http://shans-online.com/articles/2012-08-05/aleksey_nilogov_nastoyaschiy_muzhchina_dolzhen_vyirastit_derevo_genealogicheskoe/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны