Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Возродим угасший символ

21.07.2012

225 лет назад Челябинск обрел свое знамя


13 июля (по старому стилю, или 25 июля по новому стилю) в 1787 году в Челябинске было освящено городовое знамя. Точнее, этим днем датирован указ из городового магистрата городовому старосте о том, чтобы тот заплатил церковно-священнослужителям Христорождественской церкви за освящение знамени.


С верблюдом на щите


Но с большой долей вероятности указ был направлен сразу после того, как прошло освящение. На другой день староста Андрей Кувалдин рапортовал, что три рубля за освящение городового знамени священно-церковнослужителям заплачено.


Этот эпизод остался незамеченным историками и краеведами, а может кто-то и нашел в свое время эти два документа, да не успел опубликовать. Что такое городовое знамя, что оно значило для города и почему знамя Челябинска, освященное в 1787 году, оказалось забыто? Поищем ответы на эти вопросы сегодня, спустя 225 лет.


Слово «знамя» в русском языке позднего средневековья означало «знак». Собственно и слово «знамение» означает просто «знак» чего-то. В значении «знак», «символ» слово «знамя» фигурирует в самых разных текстах. Особенно часто этим словом описывали понятие «личный знак».


Именно в таком значении использует это слово А. Лакиер в своей книге «Русская геральдика». В общем-то именно в этом смысле слово «знамя» употребляется и в российских законодательных актах. В документах XVII в. слово «знамена» часто употреблялось для указания на тамги — личные знаки представителей тюркских, угорских и монгольских народов.
В то же время «знамя» обозначало и знамя как таковое, в XVII в. вытеснив, в основном, слово «стяг». В XVII в. знамена в России шились для воинских частей (полковые), на них, чаще всего, вышивались образы Спасителя и Богородицы. Кроме полковых, были еще и сотенные знамена — для частей, составленных из православных, на них нашивались изображения креста с подножием. При Петре I ситуация с оформлением знамен меняется, и связано это, в первую очередь, с изменением системы формирования и содержания воинских частей. Полки «прикреплялись» к городам и названия получали обычно по «именам» «своих» городов — Енисейский, Оренбургский, Вологодский и т.д.


Иногда полк называли по территории, например, Сибирский драгунский. На знамени полка изображался герб города, по которому он назывался. В случае с Сибирским полком на знамени помещался герб Тобольска, «столицы» Сибири. У городских гербов в ту пору было всего два способа использования: изображение на печати (городской, уездной, губернской) и на знамени полка. Только на западных территориях, где городские знамена существовали еще до вхождения в состав Российской империи, герб города красовался и на знамени города.

С 1743 года гербом Челябинска являлся герб Исетской провинции. В 1761 г. в ответах Исетской провинциальной канцелярии на анкету Академии наук указано: «А герб хотя и есть, токмо не на одну ту Челябинскую крепость, но состоящий и на всю Исетскую провинцию; для оной Исецкой провинциальной канцелярии только печати, а знаменует: в щиту стоящего верблюда, а около того щита по сторонам знак воинского оружия и знамена, а сверх щита государственная корона, а около короны и оружия вокруг надпись такова Ея императорского величества печать Исецкой, или Зауральской провинции».


Обычно герб города «распространялся» на всю область (губернию, уезд, провинцию), центром которой этот город являлся. В случае с Челябинском произошло обратное: герб был создан для Исетской провинции, а когда Челябинск стал ее центром, то автоматически стал и гербом города. В 1768 году в пояснительной записке к плану «города Чилябы» написано: «Город Челябинск герб имеет вельблюда (верблюда — Г.С.)».


В цитате из документа 1761 г. есть фраза: «для оной Исецкой провинциальной канцелярии только печати». Это означает, что полка, на знамени которого мог бы быть изображен этот герб, не существовало — не было создано Исетского, или Челябинского полка. А герб Исетской провинции с конца 1760-х гг. фигурировал на печати Челябинской ратуши (возможно и раньше, но сам не видел и упоминаний в публикациях не встречал).


Сменили куницу на орла


В 1781 году Исетская провинция прекращает свое существование, Челябинск из центра провинции становится всего лишь центром уезда. Поначалу Челябинский уезд был включен в состав Пермского наместничества (губернии), а в 1782 году переведен в Уфимское наместничество. 8 июня 1782 года был утвержден новый герб Челябинска: в верхней половине щита герб Уфимский (куница — Г.С.), в нижней — навьюченный верблюд. Как видим, кирпичная стена, оружие и знамена из поля герба «ушли». В 1796 году Уфимское наместничество было вновь преобразовано в Оренбургскую губернию, но герб Челябинска до самой революции так и остался тот самый, с уфимской куницей.


Был разработан вариант герба, в верхнем поле которого фигурировал Оренбургский герб, двуглавый орел, выглядывающий из облаков, но официально он так и не был утвержден, хотя в литературе в последнее время и стала распространяться версия о том, что он якобы был утвержден в 1839 году. В действительности этот вариант герба изображен на листах Генерального плана Челябинского уезда, который был составлен в начале XIX в. Очевидно, новые гербы для Оренбургской губернии разрабатывались, но для Челябинска такой вариант так и не был апробирован, т.е. утвержден. Вплоть до революции 1917 года использовался тот самый герб, который был утвержден в 1782 году.


Возвращаясь к знамени города. В 1785 году Екатерина II подписывает «Грамоту на права и выгоды городам Российской губернии» — чуть ли не единственный документ, где упоминается городское (городовое) знамя: «В городе назначить еженедельные торговые дни и часы во дне; и для того назначить в городе место, куда, и время, когда привозить, продавать и покупать удобно, что кому потребно, и на том месте Городовой магистрат велит поднять распущенное знамя, и в те часы, пока знамя поднято, запрещается продавать или покупать или закупать оптом припасы; со спущением же знамя запрещение таковое снимается». То есть единственная функция городского знамени — обозначать часы, когда запрещена торговля…


Под каким знаменем пойдем


Я пытался отыскать какие-то сведения о городских знаменах, но это оказалось очень сложной задачей. Эта тема совершенно забыта. Объяснить, почему о городских знаменах так надежно забыли, в общем-то, несложно — они практически не несли символической нагрузки, не использовались в торжественные дни и пр. По крайней мере, указаний на их использование в качестве именно символов, используемых в дни праздников, торжеств, мне не встретилось. А знамя, выполнявшее функцию «отбивки» времени, разрешенного для торговли, согласитесь, не очень-то вызывает пиетет, и шансов сохраниться в памяти потомков у него немного. Сама же ситуация определялась очень низким уровнем развития городского самоуправления.


В XVIII в. уровень реального самоуправления в городах не шел ни в какое сравнение с тем, что было в XVII в. — права городского общества (мира) были практически полностью аннулированы. В XVII в. городское общество выступало, в некоторых случаях, равноправным «собеседником» власти, в XVIII в. попытка «диалога» на равных воспринималась как бунт. Поэтому городское общество, если и осознавало себя единым целым, то как общество, «обязанное» государству, и в гораздо меньшей мере, как общество, объединенное правами. Символы, отображающие «единство городского общества», в такой ситуации вряд ли были очень нужны горожанам. И если герб, используемый на печатях различных городских и уездных учреждений, был востребован, то знамя — нет.


Принципиальное отличие знамен того времени от современных флагов — двусторонность. Знамена сшивались из двух полотнищ ткани, каждое из полотнищ образовывало одну «сторону». И на обеих сторонах знамени обычно имелись вышитые изображения. Они могли быть одинаковыми, но чаще различались.


Мы попытались сделать реконструкцию оформления городового знамени Челябинска, освященного в 1787 г. На одной стороне знамени изображен герб города и надпись, информирующая о том, чье это знамя, и о дате основания города. На другой стороне помещен государственный герб — двуглавый орел и надпись о дате, когда знамя было «даровано» городу. По углам знамени изображены вензели Екатерины II — деталь, которая вполне могла присутствовать на настоящем знамени, хотя это было необязательно. Вполне возможно, что эта реконструкция хромает, но исходных сведений слишком мало…


Тем не менее, 225 лет назад город Челябинск получил свое знамя. Мы сегодня, вспомнив об этом, можем «положить» его в копилку былых символов города. Если только не взыграет честолюбивое желание возродить угасший символ.

Источник: http://up74.ru/rubricks/doroga_v_istoriju/2012/07-ijul/vozrodim-ugasshij-simvol/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны