Последователи Геродота
Греческое слово «этнография» буквально можно перевести как описание племен. Первыми спонтанными этнографами были древнейшие путешественники, вынужденные искать взаимопонимание с иноземцами, а первым автором этнографических трудов считают Геродота. У римлян подобные описания неразрывно связаны с военными походами, и среди классиков подобного жанра называют не только историка Тацита, но и Цезаря. Колонизаторские и торговые экспедиции способствовали накоплению наблюдений в течение веков, пока, наконец, человечество не предстало перед глазами ученых во всем своем единстве и вместе с тем – в неповторимом культурном разнообразии. Интересно, что День этнографа, который лишь сравнительно недавно начали отмечать в России, а затем и во всем мире 17 июля, приурочен ко дню рождения Н.Н. Миклухо-Маклая – ученого в чистом виде, исследования которого уже не имели захватнического подтекста. О некоторых аспектах, связанных с этнографией при обучении студентов-филологов, мы побеседовали со старшим преподавателем пединститута иностранных языков Татьяной Луговой.
– Что касается Украины, – рассказала Татьяна Николаевна, – традиция этнографических исследований имеет свои особенности. Сложилось так, что, когда в ХІХ веке формировались украинские этнографические школы, а также этнографическое направление в литературе, Украина не была суверенным государством, некоторые представители имперской власти и официальной науки отрицали существование украинцев как отдельной своеобразной нации. Поэтому в украинской этнографии исторически преобладала направленность не вовне, на другие народы, а внутрь, на фиксацию, изучение духовной и материальной культуры своего народа, чтобы отстоять его культурную уникальность.
– Татьяна Николаевна, изучается ли этнография горловскими студентами-филологами?
– Дисциплины «Этнография» в нашем институте нет, но определенный комплекс этнографических знаний, безусловно, дается. Ведь этнография находится на пересечении интересов многих наук. На факультете славянских и германских языков студенты-украинисты уже на первом курсе проходят дисциплину «Фольклор». Изучение форм устного народного поэтического творчества непременно имеет этнографическую составляющую, ведь колядки, веснянки, погребальные плачи и свадебные песни, думы, сказки и другие произведения – прямое отражение исторического опыта, мировоззрения, быта, традиций и обрядов, трудовой деятельности народа.
– Насколько актуальны этнографические познания в нашей повседневной жизни? Интересно ли это современным студентам?
– Конечно, для современного человека, предпочитающего городскую жизнь со всеми ее цивилизационными стандартами, изучение этнографического материала – это, как правило, путешествие не в пространстве, а во времени – в прошлое… Но ведь, с другой стороны, и наша современная жизнь не лишена определенной обрядности, уходящей корнями как в народные, так и в церковные традиции. После изучения дисциплины «Фольклор» у первокурсников есть фольклорная практика, которая также имеет этнографическую составляющую.
– Что, они действительно едут по селам записывать «обычаи, традиции, сказки, легенды, тосты?..».
– С этим сложнее… Во-первых, вуз не в состоянии обеспечить студентам полноценные командировки на практику, как это бывало когда-то. Поэтому практика проходит параллельно с семестровыми занятиями, студенты собирают материал во время поездок домой на выходные – ведь многие живут в селах, поселках городского типа. С другой стороны, и в современных селах быт и традиции сейчас зачастую не отличаются от городских.
– И как вы выходите из положения?
– Студенческая практика имеет комплексный характер. Есть краеведческая составляющая – студенты должны познакомиться с трудами местных краеведов. Есть музейная составляющая – описание одного из музеев по месту жительства. Что касается этнографического и фольклорного материала, наша задача – преподать студентам принципы сбора и фиксации такого материала. Мы не требуем от студентов открытий, принципиальной новизны. Пусть опишут хоть то, что смогут увидеть и услышать. Ведь есть же и современные живые фольклорные формы – частушки, анекдоты. Те же обряды – пусть и в несколько трансформированном виде. Городская жизнь несет свои произведения – производственный, например, шахтерский фольклор со своими традициями, легендами, мировоззрением. И, конечно же, – студенческий фольклор. Бывает, правда, что получаешь отчет по практике, и невооруженным взглядом видно, что дальше Интернета студент нигде не был. Но случаются и большие удачи – иногда студенты действительно записывают аутентичные для своей местности произведения, а также информацию о местном народном искусстве, ремеслах. Привозят на кафедру созданные руками своих бабушек рушники, вышиванки.
– Кстати, раз уж речь зашла о вышиванках, как не вспомнить о так называемом «этническом» стиле.
– Да, возвращаясь к вопросу об актуальности этнографии для молодежи, невозможно обойти вниманием эстетическую сторону. Начиная с ХІХ века искусство не теряло интереса к народным мотивам во всех сферах – от музыки и кино до дизайна одежды и интерьеров. Это было и реакцией на наступление унифицирующей, обезличивающей человека индустриальной цивилизации, в чем-то – имело в Украине и протестный, антитоталитарный подтекст. Вспомните, например, каким знаковым событием стала для поколения «детей ХХ съезда» премьера фильма С. Параджанова «Тени забытых предков». В последние годы вышиванки вновь вошли в повседневную моду, их можно увидеть в сочетании и с джинсами, и с деловым костюмом. Нередко можно встретить и попытки оформления кафе, ресторанов в этническом стиле. Вкус к народной культуре должен формироваться с детства. Приятно отметить, что мы уже несколько лет сотрудничаем с городским детским садом № 12 «Ромашка», где усилиями всего педколлектива под руководством директора Л.А. Солодухиной, методиста Г.В. Грибановой развивается такое инновационное направление в воспитании, как музейная педагогика, о чем уже писала «Кочегарка».
– В чем заключается это сотрудничество?
– Отдаем для их этнографического музея народного творчества все лучшие материалы, привезенные студентами с практики, консультируем. Педагогический опыт по созданию в группах тематических музейных экспозиций произведений народного творчества уже начали перенимать четыре детских сада, но эта работа также требует не только глубоких знаний и опыта, но и значительной финансовой помощи. Пока же горловские педагоги работают в этом направлении на голом энтузиазме.
– Донбасс многонационален по своему этническому составу. Не планируется ли включить в программу фольклорной практики и изучение культуры национальных меньшинств?
– Наш факультет специализируется на украинистике и русистике, поэтому к такой теме мы пока напрямую не обращались, но подумать об этом имеет смысл. Ведь изучение особенностей бытия других народов, с которыми мы живем на одной земле, если оно правильно организовано и имеет конструктивные цели, должно способствовать укреплению взаимопонимания между представителями всех национальностей как граждан одного государства и формированию собственного национального самосознания.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги