Зачем тебе сказка? И быль хороша
Крымская топонимика — не столько география, сколько история. Каждый живший здесь народ мало того, что «столбил» место своего обитания — он оставлял на память этому благодатному краю именную метку. Убедиться в этом не сложно: для начала достаточно быть просто любознательным человеком. С этого начинался переросший затем фактически в профессию интерес врача Игоря Белянского, считающегося ныне классиком крымоведения. С ним, человеком, поднявшим любительство на уровень высокого профессионализма, в области топонимики сотрудничали люди, имевшие вес в научном мире.
В первую очередь к ним следует отнести известного советского и российского лингвиста, доктора филологических наук, профессора, главного научного сотрудника Института языкознания Российской Академии Наук Александру Суперанскую, имя которой с давних пор известно многим поколениям читателей журнала «Наука и жизнь». В соавторстве с ней и известным исследователем топонимики Крыма Ириной Лезиной в 1998 году был подготовлен и издан популярный и поныне «Крым. Географические названия: краткий словарь».
К сожалению, нелепая смерть оборвала жизнь этого умного и своеобразного человека, знавшего Крым до тонкостей, до мельчайших деталей, и он, кроме скрупулезных записей в блокнотах, практически не оставил краеведческого наследия. Эту брешь всячески стараются заполнить его друзья, разделявшие страсть к пешим походам и исследованиям полуострова. Можно сказать, оставленная Игорем Леонидовичем на пике исследований, а возможно и открытий работа стала идеей творческого замысла создания серии книг, посвященных топонимике Крыма.
Первый, изданный в 2010 году, том был практически полностью посвящен Игорю Белянскому: его друзья делились воспоминаниями о нем, а сам он ожил в своих рабочих записях, по-новому представивших казавшийся вдоль и поперек исхоженный и исследованный профессионалами и краеведами Крым.
Второй сборник, презентация которого на днях прошла в Керченском историко-культурном заповеднике, стал логическим продолжением начатой коллективом энтузиастов и последователей работы. Один из разделов также посвящен Игорю Белянскому: большая работа исследователя требовала широкого круга общения, поэтому рассказ об этом сложном, противоречивом, творческом человеке почти также неисчерпаем, как и его исследования. Вот они-то натолкнули туристов и краеведов на мысль пройтись маршрутами Игоря Белянского. Идея была предложена на форуме одного из туристических сайтов, и на нее живо откликнулись люди, топчущие Крым. По словам редактора WEB-студии «Унитекс» Павла Конькова, представлявшего сборник «Топонимика Крыма-2011» в Керчи, туристам и краеведам предложили пройтись маршрутами Игоря Белянского, записи о которых хранят его рабочие блокноты.
Методом тыка были выбраны маршруты 1979 года, которые участники должны были реконструировать, пройти и подробно, с топонимическим наполнением, описать. Шестерым, ставшим авторами второго сборника, удалось добраться до разведанных Игорем Белянским мест и описать восемь маршрутов. Начатый опыт издатели предполагают продолжить в следующих выпусках и предлагают туристам и краеведам не отсиживаться у экранов компьютера, а путешествовать по старинке, с рюкзаком и гитарой за спиной, впитывать впечатления, слушать рассказы старожилов и записывать их с тщательностью исследователей – тогда и у них появится шанс поднять любительство на уровень профессионализма.
По счастливой для Крыма случайности, не один Игорь Белянский достиг в по сути дела хобби научных вершин. Один из разделов второго тома крымской топонимики посвящен Ирине Лезиной. Пока многие ее коллеги-педагоги предавались бездумному летнему отдыху, она изучала укромные уголки Крыма и сформировала собственную обширную базу краеведческой информации, которой щедро делилась с учеными и туристами. Ирина Лезина, как и Игорь Белянский, не столь часто удостаивалась печатных публикаций, зато она была большим мастером писать письма – именно они и составили большую часть ее краеведческого наследия, причем очень своеобразного, с рисунками и схемами, помогающими раскрыть тайны топонимики.
Сборник статей «Топонимика Крыма-2011» не мог бы претендовать на научный, исследовательский характер, не будь в нем представлена спорная, дискуссионная работа – таковым стал словарь «Древнейшая ономастика Таврического полуострова» Александра Шапошникова. Это исследование можно категорически отрицать или яро поддерживать, но в любом случае оно по-своему интересно, опирается на работы известных ученых и включает исторические местные названия, от древних обитателей Таврических предгорий, гор и побережий: эллинов, киммерийцев, тавров, скифов, сарматов, аланов, готов.
Но только добравшись до последнего раздела сборника, можно отыскать разгадку причины, побудившей издателей презентовать книгу в Керчи. Во второй сборник «Топонимика Крыма-2011» вошли крупные работы серьезных современных исследователей крымской топонимики, среди которых почетное место занимает старший научный сотрудник Керченского историко-культурного заповедника Владимир Санжаровец. Его статья «Вдоль Боспора Киммерийского. Из истории происхождения топонимики крымского берега и акватории Керченского пролива» интересна не только профессионалам. Многим, и прежде всего, керчанам, прочитав ее, удастся узнать бездну любопытного, в свете чего заезженные названия побережья, произнося которые никто не вдумывается в сущность их происхождения, обретают новое звучание. Уж на что известно название Керченского пролива, а выясняется, что «имен» у него было великое множество, и какое не назови – историческое исследование.
Этот водный путь назывался и Воловьим Бродом, и Кафской дорогой, а впервые в современном варианте появился на военно-топографической карте генерал-майора С.А Мухина. Так и крепость Еникале, чужеродное название которой никого не удивляет, возникло на карте в 1803 году, а до того носила немало других «имен», среди которых весьма примечательное – Фанари Митридата. Коса, известная керчанам как Чушка, когда-то называлась Чучке, речка Приморская, сохранившая в быту старое название Мелек-Чесме, по причине своей мелководности одно время носила название Обводной городской канавы.
А известный всем не только в Керчи, но и далеко за ее пределами Старокарантинский пляж, убитый бездеятельностью нынешней городской власти, вскоре должен был отметить столетие: он возник в двадцатые годы прошлого года. Попутно с гидронимами – названиями водоемов – керченский исследователь рассказывает и о прилегающих к побережью названиях сухопутных мест: Лизиной роще, Скасиевом фонтане. Читая исследование, не перестаешь удивляться кропотливости труда историка Владимира Санжаровца и множеству самых разнообразных знаний, которые перекликаются между собой порой в невероятных комбинациях.
Интерес к этому изданию, конечно, в большей степени профессиональный, хотя многое в его распространении способна сделать умная реклама. А такие книги нуждаются именно в умном продвижении к читательской аудитории. Заместитель директора по научно-фондовой работе Керченского историко-культурного заповедника Наталья Быковская очень тонко подметила, что еще двадцать лет назад никто из исследователей не мог и мечтать о подобной обстоятельной литературе по истории Крыма. За это время крымское книгоиздание проделало огромный путь и главное, направление его выбрано грамотное и толковое, способное принести пользу читающей публике. «Это, с одной стороны, прекрасно выверенная научная работа, - сказала, обращаясь к издателям, Наталья Быковская, - а с другой, она рассчитана не на ученых сухарей, а на любознательных людей. Выход книги, как рождение ребенка: хочется, чтобы жизнь была долгой и счастливой». Во всяком случае, тема, избранная ее издателями и авторами, уж точно не располагает к сиюминутности: она берет свое начало из глубины веков и рассчитана на такое же долгое продолжение.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги