Кто живёт в Сибири, с каким характером и за что это всё
Социологи Новосибирского государственного университета Ольга Ечевская и Алла Анисимова при поддержке фонда Фридриха Эберта провели исследование «Сибиряк: составляющие образа/особенности идентичности». Корреспондент Сиб.фм внимательнейшим образом изучил результаты их работы и узнал, как стать сибиряком, заставить Москву слушать регионы и перестать паковать чемоданы.
Чтобы ответить на вопрос «Кто такой сибиряк?», исследователи выслушали мнения 60 жителей Новосибирска, Омска и Иркутска — 45 «обывателей» и 15 «экспертов». Свой маршрут Ечевская и Анисимова объясняют просто: Новосибирск — центр новой Сибири, Иркутск — исторический центр, Омск — промышленный и торговый. С разной степенью условности, но как-то так.
— Конечно, нужно как минимум добраться до Томска и Красноярска, — делится планами Анисимова, рассказывая о возможном продолжении проекта.
Деревенская идентичность, по мнению исследователей, проявляется менее активно, а потому её описание не представляется столь интересным: «сибиряк» как национальный проект мог возникнуть только в городской среде.
Толчком для научной работы новосибирских социологов стала акция «Мы — сибиряки», стартовавшая накануне переписи населения в 2010 году, в рамках которой жителям Сибири было предложено указывать в графе «национальность» не что иное, как «сибиряк». Акция неожиданно получила серьёзную общественную поддержку и очень скоро приобрела едва ли не геополитический масштаб.
— Идеологи акции убеждены, что сибиряки как национальная общность отличаются говором, ведением хозяйства, бытовыми привычками, мировоззрением и даже внешним видом. Причём ещё с 17 века, — рассказывает Ольга Ечевская. — Нам стало интересно, что собой представляет сибирская идентичность, как формируется и при каких обстоятельствах проявляется. Что, в конце концов, сибиряки о себе думают — и думают ли вообще о своей самобытности и уникальности.
Оказалось, что идентичность сибиряка включает в себя сразу несколько важных составляющих: территориальный признак (место рождения или проживания), социокультурный фон (повседневная среда), биографический след (создание семьи и становление карьеры) и политический аспект (средство мобилизации активной части населения).
Их можно поделить на две группы: макро- и микроуровень. В первом случае мы имеем дело с величественной сибирской природой, суровым климатом, бескрайними просторами и бесконечной удалённостью от столиц. Во втором — с этническим происхождением, сибирским характером, историей рода и семьи и личным участием в судьбе региона.
Как и ожидалось, основой самоидентификации сибиряка является территория: живёшь в Сибири — значит, сибиряк. Это самая простая и доступная характеристика, не требующая, в общем-то, каких-либо доказательств. А как быть с теми, кто волею судеб покинул Сибирь и больше в родных краях не появлялся?
Или наоборот — всю жизнь прожил в центральной части России и вдруг переехал в «снежную»?
Ечевская и Анисимова во всём разобрались и всё рассказали. Территориальный признак, по их мнению, совмещает уникальное пространство Сибири с её не менее любопытным климатом и удивительной природой. (Сибиряк — житель не столько города, сколько природы, цитируют социологи ответ одного из иркутских респондентов.)
При этом климат далеко не исчерпывается гидрометеорологическими показателями и погодными условиями. В первую очередь, убеждены учёные, это фактор, формирующий и закаляющий «сибирский характер», основными составляющими которого являются стойкость, терпеливость и самостоятельность.
Природа для сибиряка — носитель и главный образчик красоты. При этом если природа формирует эстетические представления, то климат — философско-прикладные: сибиряк вбирает в себя окружающую красоту и преодолевает жизненные обстоятельства. Огромные открытые пространства у жителей Сибири рифмуются с неосвоенными территориями, внушительным масштабом и ощущением свободы. Что, в то же время, поднимает вопрос об отдалённости, заброшенности, если не сказать — богооставленности сибирской земли.
«Летишь в самолёте два часа над какой-нибудь областью, а за это время мог десять стран пролететь», — рассказывали исследователям жители Иркутска.
— Оторванность жизни сибиряков — важная часть их регионального самосознания, — отмечает Ечевская.
В таких специфических условиях не мог не появиться особый «сибирский характер», который, по мнению исследователей, представляет собой набор отличительных признаков — не столько описывающих собственно сибиряка, сколько его непохожесть на других. Социологи даже обозначили эти признаки: выносливость, упорство, благожелательность, искренность, прямодушие, толерантность, хитрость; и в то же время — скупость, лень, легкомыслие.
Из-за такой диалектики сибиряки, как правило, охотно приходят друг другу на помощь и принимают гостей, будучи при этом сдержанными, закрытыми и малообщительными людьми.
— Нам говорили, что сибиряк — это некое внутреннее качество, состояние человека, — вновь цитируют респондентов социологи.
— Давайте вспомним 1941 год: фашистские войска стоят у стен Москвы, народу говорят, что все армии разбиты, но у нас ещё есть суперсолдаты — сибирские дивизии. И вот они приходят — и рождается целый миф о непобедимости сибиряка. Генералы СС пишут в своих докладных, мол, извините, но мы не смогли удержаться — против нас было четыре сибирских дивизии! — приводит пример мифа о сибирском характере представитель Фонда Эберта Константин Пономарёв. — Как потом вспоминали ветераны, обычно в этих полках настоящих сибиряков было не больше десяти процентов, но всем остальным говорили: «Ты пришёл в сибирскую дивизию, здесь привыкли воевать до конца».
Одним из центральных вопросов исследования стала проблема формирования сибиряка: им рождаются или становятся?
Ечевская и Анисимова пришли к выводу о деятельной природе сибирской идентичности. Факт рождения далеко за пределами Сибири не является принципиальным, гораздо важнее долговременное пребывание и активная деятельность на её территории.
Под деятельностью понимается более-менее всё: от участия в комсомольских ударных стройках прошлого века и перекрытии Енисея до создания семьи и открытия личного дела в конце нулевых. «Оставишь что-нибудь для потомков — тогда станешь сибиряком», — не устают цитировать респондентов социологи.
Объяснение тому следующее. Наибольшая эмоциональная привязанность сибиряка к своей земле проявляется как раз таки в момент преобразования окружающего пространства, участия в жизни края или области. Чем больше вклад приезжего в общее дело, тем скорее его примут за своего. По такому же принципу сибирская идентичность является «зонтичной» для сотен этносов, населяющих регион: сибиряками себя называют все — от обрусевших пленных немцев до приезжих из республик Советского союза, не говоря о тувинцах, бурятах или якутах.
Из-за такого национального котла в сибиряке с самого детства развиваются толерантность и привычка к многообразию. Однако, как только он покидает родные осины и имеет возможность сравнить свой уровень жизни с соседским, его неминуемо оставляет и спокойствие.
— Родной город часто воспринимается сибиряками как отсталый, депрессивный, в целом не слишком привлекательный для жизни, — заключают социологи.
При этом острого желания уехать у большинства нет.
— Вы видели убеждённых сибиряков, осознающих свою идентичность и сидящих на чемоданах? — спросили у социологов.
— Нет... Ну разве что Лоскутов, — предположила Анисимова.
Как можно было догадаться, высокая степень мобильности способствует появлению более развитой рефлексии по поводу собственных ментальных особенностей, но не становится поводом покинуть территорию.
Неудовлетворённость положением Сибири в контексте страны приводит к активизации политического (чаще всего протестного) аспекта идентичности: «Москва vs. Сибирь», «Хватит кормить Москву!», «Сибирь — не колония!» — лозунги гражданских активистов как реакция на несправедливые, асимметричные отношения центра и регионов.
— Проект «Мы — сибиряки» не носит чисто политический или национальный характер, речь не идёт о сепаратизме и самоуправлении, — убеждена Ечевская. — Это осознание проблем и желание привлечь к ним внимание, отчаянная протестная самоидентификация.
К проблемам, описывающим дисбаланс внутренних отношений столиц и провинции, сибиряки относят неравномерно развитую инфраструктуру, излишнюю централизацию, «освоенческий» подход, отсутствие карьерных перспектив, низкий уровень жизни и неконтролируемые миграционные потоки.
Оппонент новосибирских социологов, заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета Юрий Чернышов, предложил обратить внимание не только на городские центры Сибири, но и на «глубинку».
— Нужно идти в народ, в деревни и сёла, потому что крупные города — это не показатель. Только глубоко укоренённая идентичность, прочные традиции и уклад расскажут о людях то, что сами они проговорить не в силах. В мегаполисах — интернет и глобальный мир, там ничего не осталось, — уверен специалист.
— В Сибири действительно очень пёстрая картина самоидентификации, и надо учитывать максимально широкий охват, — согласилась Ечевская. — И дело не в том, что городские жители принципиально отличаются от деревенских, в самих городах жизнь зачастую устроена по-разному. Омск, Красноярск, Новосибирск — это всё маленькие самодостаточные «сибири». В какой-то момент у нас даже было ощущение, что как таковой Сибири не существует.
— Мы одновременно являемся и рыбой, и ихтиологом, — поставил точку в прениях профессор Иркутского государственного университета Виктор Дятлов. — Все мы тут — сибиряки, сами жители и сами эксперты. Много чего можем наговорить.
Сибирские учёные не могли не найти общий язык, лишний раз убедился корреспондент Сиб.фм.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги