Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Роганский мавзолей молдавских князей

14.08.2007
Существует как минимум две версии происхождения фамилии Кантемир. По одной из них — фамилия объединила титул и имя ордынского хана Темира. «Хан Темир» — Кантемир. По другой версии — фамилия восходит к словосочетанию «кан Тимур» — «кровь Тимура»...

Роганский мавзолей молдавских князей
13 августа 2007 г.
Артем Левченко
http://www.vecherniy.kharkov.ua/news/14574


В московском архиве среди эмигрантских документов попалась мне на глаза фотография. Небольшая, с плохо различимым изображением — группой людей на фоне то ли церкви, то ли часовни. Подпись, которой была снабжена фотография, буквально заинтриговала: «Юнкера на маневрах. Лето 1907. Мавзолей Кантемиров в Рогани».
Известно, что усыпальница знаменитого княжеского рода Кантемиров находилась в Москве, в Никольском монастыре. О существовании же еще одной, причем — под Харьковом, лично мне никогда ранее слышать не доводилось. Не слышал о ней и никто из харьковских историков с краеведами, к которым пришлось обращаться. А после того как на роганский мавзолей не смогла пролить свет и вся доступная литература по теме, у меня даже зародилось сомнение в самом факте существования такого мавзолея или, по крайней мере, в его локализации. Может, пожилые эмигранты — бывшие чугуевские юнкера ошиблись на старости лет? Однако дальнейшие поиски заставили устыдиться собственной подозрительности. Мавзолей князей Кантемиров в Рогани — уникальный культурный и архитектурный памятник действительно существовал. Так что с памятью, в том числе — исторической, у эмигрантов было все в порядке. В отличие от нас с вами...

Существует как минимум две версии происхождения фамилии Кантемир. По одной из них — фамилия объединила титул и имя ордынского хана Темира. «Хан Темир» — Кантемир. По другой версии — фамилия восходит к словосочетанию «кан Тимур» — «кровь Тимура», родственник Тимура, то есть потомок Тамерлана. Первый известный нам Кантемир в XVI веке принял христианство и поселился в Молдавии, вошедшей к этому времени в состав Османской империи. Он и стал основателем рода, о вкладе которого в российскую и мировую историю можно писать научные монографии. Или приключенческие романы — благодаря изобилию необычайных событий и исторических фактов, которые удивительным образом переплелись в судьбах почти всех Кантемиров.

Первым вошел в мировую историю Константин Федорович Кантемир, живший в XVII веке — в бурную эпоху войн, революций и авантюристов. После смерти отца, погибшего во время одной из попыток Молдавии избавиться от турецкого ига, Константин бежал, служил в Польше и Венгрии, затем вернулся на родину, где дослужился сперва до должности начальника дружины, а затем стал высокопоставленным гражданским чиновником. В 1672 году, во время войны между Речью Посполитой и Турцией, Кантемир спас от захвата поляками гарем султана Магомета IV — кстати, того самого, которому писали письмо запорожские казаки. Султан в долгу не остался и спустя несколько лет при его поддержке собрание молдавских бояр избрало Константина Кантемира молдавским правителем — господарем.

Сыновья Кантемира традиционно по очереди жили в Стамбуле — в качестве заложников, ни в чем, впрочем, не нуждаясь и получая прекрасное образование. Старший, Антиох Константинович, после смерти отца в 1695 году стал молдавским господарем и был им с перерывами до 1707 года. Младший — Дмитрий Константинович — был послом Молдавского княжества в Стамбуле, занимал высокие турецкие должности и стал молдавским господарем в 1710 году. А через год, под лозунгом освобождения своей страны от турецкого ига, он заключил с русским царем Петром тайный договор о переходе Молдавии в состав России. Однако Прутский поход Петра против Турции оказался неудачным и Дмитрий Кантемир с частью бояр и подданных вынужден был уйти вместе с русскими войсками в Россию. Здесь молдавский господарь получил княжеский титул, значительную пенсию, огромные имения на Слобожанщине и прославился как выдающийся ученый. Еще в юности Дмитрий Константинович изучил греческий, латинский, турецкий, персидский, арабский, русский, французский, румынский и итальянский языки. Во время пребывания в Турции активно изучал историю, архитектуру, математику, философию, географию, музыку, переписывался с Лейбницем и другими учеными, написал и опубликовал ряд интересных работ. Кроме того — открыл первую в Османской империи музыкальную школу и ввел в музыкальную культуру страны нотную грамоту. Несколько восточных мелодий, записанных Кантемиром, использовал в своих произведениях Моцарт. Продолжив научную деятельность в России, Дмитрий Кантемир написал ряд трудов по истории, политике, культуре, музыке Османской империи, которые вплоть до середины ХIХ века оставались настольными книгами всех востоковедов, дипломатов и путешественников. Кроме того — опубликовал несколько работ по истории Молдавии, Валахии и Румынии, философские и религиозные трактаты, труды по педагогике… Имя Дмитрия Кантемира, члена Берлинской академии наук, выбито рядом с именами Ньютона и Лейбница в списке фамилий выдающихся писателей и ученых на здании парижской библиотеки Сент-Женевьев.

Дочь Дмитрия Константиновича Мария вошла в русскую историю как последняя любовь императора Петра Великого. Младший сын, названный в честь дяди Антиохом, преуспел, как и отец, на ниве наук и так же получил мировую известность. Знаменитый поэт и просветитель, философ и переводчик, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры. Кроме того — дипломат, занимавший должности русского посла в Лондоне и Париже. В Париже Антиох Дмитриевич и умер в1744 году. Тело его, согласно завещанию, было погребено в Москве, в церкви Никольского монастыря, построенной на средства рода Кантемиров. В московской усыпальнице был похоронен и его старший брат Константин Дмитриевич, почти полностью прибравший к рукам слобожанские имения отца. В Москве же скончалась и их сестра от второго брака Дмитрия Кантемира с Анастасией Трубецкой — Екатерина Дмитриевна Голицина, урожденная Кантемир.

У читателя уже наверняка созрел вопрос: а кто же тогда похоронен под Харьковом, в Рогани? Первым здесь в 1776 году нашел покой Константин Антиохович Кантемир — племянник Дмитрия Константиновича, сын его брата — бывшего молдавского господаря Антиоха Константиновича. О нем известно не так уж много. Детство и юность провел в Молдавии, где и женился первый раз. Впоследствии переселился в Киев и поступил на службу в русскую армию, дослужился до чина генерал-поручика. В Киеве Константин Антиохович вступил во второй брак — с Натальей Ивановной Головиной, дочерью адмирала и сподвижника Петра I Ивана Михайловича Головина. Кстати, одна сестра супруги молдавского князя была прабабушкой Александра Пушкина, а другая — прапрабабушкой Льва Толстого. Третьей женой Константина стала Софья Богдановна Пасек, от которой у князя в 1749 году родился сын Дмитрий. Для тех, кто еще не запутался окончательно в дебрях генеалогии, что немудрено при такой любви семьи к родовым именам, добавлю, что Дмитрий Константинович приходился внуком одному бывшему господарю Молдавии — Антиоху, а также внучатым племянником и полным тезкой другому — Дмитрию, ученому и слобожанскому землевладельцу.

Дмитрий Константинович Кантемир, последний представитель рода Кантемиров, по традиции получил военное образование, дослужился до чина полковника и вышел в отставку. Жил в Рогани, где в1798 году он построил каменную церковь в честь Вознесения Христова. То ли жизнь в провинциальной слободе, видимо, вскоре наскучила князю, то ли Дмитрий Константинович на старости лет действительно тронулся рассудком, как принято считать, только вдруг он совершенно серьезно стал заявлять о своих претензиях на молдавский трон. Кантемира объявили сумасшедшим и посадили в Ревельскую крепость — одну из главнейших политических тюрем Российской Империи. В Ревеле, как тогда назывался Таллин, князь просидел 17 лет, почти до самой своей смерти в 1820 году.

Похоронили его в Рогани — в том самом мавзолее, построила который графиня Анна Родионовна Чернышева — двоюродная сестра Дмитрия Константиновича Кантемира по матери. Известная своей набожностью благотворительница, вдова генерал-фельдмаршала Захара Григорьевича Чернышева, вошедшего в русскую военную историю как покоритель Берлина в Семилетней войне, Анна Родионовна была знаменита еще и тем, что во времена царствования императрицы Екатерины Великой, находясь в Лондоне, первой из русских сделала себе прививку от оспы. В последние годы жизни графини ее делами управлял отец декабриста Николая Булгари — действительный статский советник граф Яков Николаевич Булгари, жена которого приходилась родственницей Кантемирам. Ей и досталась в наследство слобода Рогань…

Подумать только — сколько интереснейших историй могли бы услышать туристы, решившие посетить мавзолей Кантемиров в Рогани! Но, увы, посещать нечего — мавзолея уже давно нет. Когда и как он был разрушен — точно неизвестно. Зато известно, что память о князьях Кантемирах была утрачена нашими предками еще раньше, чем княжеская усыпальница.

В сентябре 1910 года в газете «Харьковские губернские ведомости» промелькнула заметка, посвященная роганскому мавзолею Кантемиров. Заметка небольшая, поэтому приведем ее полностью, как не только содержащую описание мавзолея, но и весьма красноречиво иллюстрирующую наше отношение к историко-культурному наследию. Прискорбно, что отношение это бытовало уже в то благословенное время, когда еще не было революций, войн и советского антиисторического террора… Итак, 17 сентября 1910 года в заметке под заголовком «Усыпальница князей Кантемиров» корреспондент «Ведомостей» писал: «Вблизи с. Рогань Харьковского уезда недавно обнаружен (раньше, стало быть, «не замечали». — А.Л.) старинный памятник оригинальной архитектуры, представляющий собой небольшую каплицу, поддерживаемую шестнадцатью колоннами. Памятник этот находится в довольно ветхом состоянии и грозит разрушением. На этот памятник г-ном Харьковским губернатором было обращено внимание Императорской археологической комиссии. В настоящее время археологическая комиссия уведомила г-на губернатора, что памятник представляет собой усыпальницу князей Кантемиров, сооруженную в 1821 г. графиней Чернышевой, и что комиссия уже несколько лет разыскивает средства для его ремонта, но пока безуспешно. Вместе с тем археологическая комиссия сообщает, что она была бы весьма признательна, если бы г-н губернатор нашел желающих принять в этом деле какое-либо практическое участие».

«Желающих» губернатор, по всей видимости, не нашел. А вскоре властям стало и вовсе не до памятников. Началась мировая война, затем революция и война гражданская… Новая же власть памятники не охраняла, а уничтожала, часто — вместе с информацией о них. И только благодаря эмигрантам, их любви к оставленной Родине и тоске по ней сохранилась и дошла до нас единственная фотография роганского мавзолея. Кто знает, сколько памятников, нуждающихся сегодня в охране и реставрации, из-за банального «нет средств» дойдут до наших потомков только на фотографиях…

Рубрики: Генеалогия
Источник: http://news.centergen.ru/index.php?t=1295
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны