Каков дед, таков и внук
Слава нашего земляка, выдающегося деятеля образования и науки, Тимофея Фёдоровича Осиповского (2.02.1766-24.12.1832), сына священника села Осипово (около 10 километров по прямой от Коврова), заставляет заботиться о всей генеалогии следующего за ним рода. В этой заметке мы коснёмся судьбы одного только внука Осиповского – Александра Аполлоновича Верховцева (1838-1900).
Отец нашего героя Аполлон Верховцев (1811-1886) дослужился до действительного тайного советника. В молодости, по воспоминаниям современников, Аполлон Ильич был замечательно красив: с правильными, так называемыми античными чертами лица, с большими карими глазами, брюнет. Позднее он носил длинные и тонкие бакенбарды, которые изящно обрамляли его смуглое лицо. В обществе он производил эффект, как своей наружностью, так и отличным голосом: у него был замечательный тенор. Аполлон Ильич служил в опекунском совете и впоследствии дослужился до звания почетного опекуна. До глубокой старости умел сохранить свою красоту разными искусственными средствами.
О матери нашего героя – Ольге Тимофеевне – дочери Т. Осиповского известно только то, что писала впоследствии его правнучка Наталья Верховцева (1893-1991): «Матушка моего отца Ольга Тимофеевна горячо любила своего младшего сына Сашеньку. Несколько полных нежности и любви к нему строчек хранятся у нас как реликвия. Среди них читаю: «Прошу помнить слова твоей мамаши: прибегай к Богу во всех твоих делах». Это была кроткая и самоотверженная жена и мать, очень несчастная в семейной жизни, с достоинством и глубокой верой несшая данный ей крест. Все эти немногие о ней сведения, доставшиеся мне через маму от отца, сделали её душу особенно для меня близкой и родной, и я счастлива, что могу всю жизнь поминать её имя с любовью».
Александр Верховцев окончил институт корпуса путей сообщения в С.-Петербурге в чине инженер-поручика в 1860 году. Уже за начало своей деятельности на железных дорогах России был награжден орденом Святого Станислава III степени (1867) и орденом Святой Анны III ст. (1870). В 1878 ему был пожалован орден Святого Станислава II степени. Затем, за успешное инспектирование железных дорог России и рвение по службе Верховцев был награжден орденом Святой Анны II степени.
В сентябре 1883 года Александр Аполлонович был назначен начальником службы пути Екатерининской ж.д., центром которой стал Екатеринослав (Днепропетровск с 1926 г.). Под руководством Верховцева Екатерининская ж.д. из убыточных стала уже в первые годы его управления одной из самых прибыльных магистралей России. Основное назначение Екатерининской ж.д. заключалось в способствовании развитию промышленности региона (в первую очередь – угледобыча). В результате титанических усилий первого начальника Екатерининской ж.д. население Екатеринославской губернии увеличилось в два раза, а города Екатеринослава – в три.
Плодотворная трудовая деятельность Верховцева на посту начальника Екатерининской ж.д. не осталась незамеченной. Император лично удостоил его аудиенции и наградил памятным подарком из своего кабинета – перстнем и брошью с бирюзой и бриллиантами. За отличие по службе Верховцев был произведен в действительные и тайные советники, а за ревностную службу награжден орденами Святых Владимира II ст., и Станислава I степени. Шах персидский пожаловал ему орден Льва и Солнца II ст. (1890 г.), а в 1893 г. император пожаловал ему орден Бухарской Золотой звезды I степени.
Но не только вопросам развития железной дороги уделял внимание Александр Аполлонович. Своим личным участием он положил в Екатеринославе начало развитию благотворительности и культуры. Например, с 1898 года он был избран почетным директором Екатеринославского Императорского Русского музыкального общества.
Александр Верховцев скоропостижно умер 18 ноября 1900 года от «мозгового удара». Как писала его младшая дочь Наталья: «Осиротели мы рано. Семилетним ребёнком потеряла я отца. Воспоминания мои о нём смутны и туманны. Когда старшие дети подросли и их надо было учить, мама переехала с нами в Петербург, а папа оставался в Екатеринославе, где он 25 служил начальником железной дороги.
Он был видным инженером, безгранично преданным своему делу, щепетильно честным в служебных делах, кристально чистым человеком громадного душевного благородства. Он умер, не оставив нам состояния, но брат мой Анатолий говорил, что он нам оставил лучшее и ценнейшее – это доброе, безупречное имя. Высшее начальство, как они сами говорили, обнажают головы при его памяти.
Маму нашу отец любил до обожания, а она признавалась уже потом со скорбью, что недостаточно ценила его по молодости своей. Между ними была слишком большая разница в летах – 22 года. Когда первое горе её, связанное с его утратой, помогло её душевному созреванию, она, оглядываясь на прожитые с ним 20 лет, поняла, что проглядела в нём высший, лелеянный её сердцем идеал: лучшего, чистейшего и благороднейшего человека своего времени».
На могильной плите подвиг Верховцева был увековечен простыми словами: «Здесь покоится первый начальник и устроитель Екатерининской железной дороги, почивший на 63-м году жизни». В советское время могила Верховцева была «закатана», могильная плита утрачена, но в топонимике края память об А. Верховцеве отпечаталась дважды. В 1904 году в честь него была переименована станция Любомировка, открытая на Екатерининской ж.д. В 1884-м она и связанный с ней посёлок, получили название «Верховцево». Большевики сохранили это название, полагая, что оно однородно (по созвучию) с рядом расположенным Верхнеднепровском, а не с дворянской фамилией служителей Отечества. Дворянство А. Верховцеву досталось от дедов и, в частности, от Тимофея Осиповского. Впрочем, если бы этого дворянства (потомственного) не было, Александр Аполлонович получил бы его и сам.
Екатерининская железная дорога, обустроенная Верховцевым, с 1936 стала называться Сталинской, а затем, и по сей день – Приднепровской (сейчас находится на территории Украины). Посёлок Верховцево получил статус города в 1956 году. Сейчас это районный центр.
Как пишет теперь днепропетровский краевед В. Буряк «Жизненный подвиг А. Верховцева, который отдал всего себя развитию железных дорог России и Приднепровья, заслуживает увековечивания его праха на Октябрьской площади Днепропетровска. В будущей экспозиции Народного музея управления ГП «Приднепровская железная дорога» предполагается всесторонне показать деятельность А. Верховцева как инженера путей сообщения России, так и первого начальника Екатерининской железной дороги».
У Александра Аполлоновича Верховцева было пять детей от неописуемой красавицы Веры Тимофеевны, урождённой Эренкрейц. О трагической судьбе этих правнуков Тимофея Фёдоровича Осиповского мы расскажем на страницах «Ковровских вестей» отдельно.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги