Мелочи частной жизни
18 апреля – Международный день памятников и исторических мест.
«Сохранение истории семьи в Кузбассе: современные пути и возможности» — «круглый стол» на эту тему провела Общественная палата Кемеровской области.
И выяснилось: интерес к частным, бытовым подробностям личной жизни, которые способна сохранить только живая память конкретного человека, имеет неоценимое значение для «большой истории». К сожалению, в кузбасской историографии нет НИ ОДНОЙ научной работы на эту тему. В Год истории, каким объявлен в России текущий 2012-й, сознавать это особенно обидно.
Впрочем, доцент Кемеровского госуниверситета Лариса Логунова, которая выступила за «круглым столом» с докладом «Семейно-родовая память и механизмы передачи информации о предках», поразила всех присутствующих богатством собранного материала и выводами, к которым пришла исследовательница. Она записала мемуары 560 семей Кемеровской области и утверждает, в частности, что такое мистическое понятие, как «родовое проклятие», действительно существует: многие потомки поневоле повторяют драматический опыт своих предков…
Когда мне исполнилось 40 лет, я отчетливо поняла, что хочу написать мемуары. И взялась за них. Сегодня уверена: описать историю своей жизни должен каждый мало-мальски грамотный человек. Зачем? Затем, что иначе всё тобой пережитое — набитые шишки, усвоенные истины (порой парадоксальные!), испытанные радости – канут вместе с тобой в Лету. Не нам судить, что там, позже, пригодится потомкам. Вот пример. Когда доводится бывать на выставках, время от времени устраиваемых госархивом, дивишься и пленяешься вовсе не тем, чем гордились когда-то люди, сдавшие свои документы в архив. Не почетными грамотами и фотографиями с пленумов партхозактива. А – забавными мелочами, зафиксировавшими обыденную повседневность. Трамвайными билетиками и квитанциями из прачечной (ну-ка, сколько тогда эти услуги стоили?). Свадебными фотографиями и фотографиями с похорон (ах, вот как тогда, оказывается, эти ритуалы проходили…). Школьными дневниками с гневными записями учителя: «Плевался промокашкой» (пойди объясни сегодняшним детям, что это такое – промокашка и как ее следует разжевывать, а потом зарядить в специальную трубочку, чтобы пулять в ухо соседу по парте). Мелочи? Да. Но из них складывается тот самый «воздух времени», который более всего и ценен истории.
Не оттого ли мы сейчас с таким упоением читаем литературу нон-фикшн? Все эти воспоминания, дневники, подлинные жизнеописания, реконструируемые события чьей-то давно ушедшей жизни. Помню, как, впервые оказавшись в Кузбассе, я случайно наткнулась на воспоминания одной прокопчанки, Полины Натановны Кушнир, безыскусно названные «Возвращение в прошлое». Они содержали несколько очерков бывшей ленинградки, переводчицы технической литературы, волею судеб оказавшейся в Сибири и прожившей здесь всю свою зрелую жизнь. Потом, несколько лет спустя, мне попала в руки еще одна порция ее мемуаров, «Другие возращения», и еще… Подробности взаимоотношений людей 60-х, описания мод и нравов, сам дух их посиделок и трудовых забот читался как увлекательный детектив. С таким же упоением я (и не только я – оргкомитет престижной литературной премии «Национальный бестселлер») прочла документальную прозу обитательницы Новокузнецкого дома-интерната Тамары Черемновой «Трава, пробившая асфальт». Выходит, даже вот такая «мелочная история» нужна и интересна не только автору?
Председатель комиссии Общественной палаты по культуре и духовно-нравственному воспитанию профессор КемГУ Александр Коновалов утверждает: в западной историографии давно уже принят и широко используется так называемый «метод отдельного случая». То есть «микроистория», история одного рода, одной семьи, представляет для исследователя более значимый материал, чем история, скроенная по гигантским лекалам – тонны, пятилетки, борьба классов…
И одно другому, как выясняется, отнюдь не противоречит – наоборот, «микроистории» позволяют лучше осознать, прочувствовать макропроцессы. Научный сотрудник Института экологии человека Сибирского отделения РАН, доцент Игорь Усков много лет занимается истрией родов Щегловых и Кемеровых, давших начало и имя нашему городу. О генеалогической реконструкции этих родов он поведал за «круглым столом». А о том, какие сегодня существуют средства и методы составления семейных родословных, рассказал доцент Беловского филиала-института КемГУ Константин Иванов. Ведь современные сетевые технологии одаривают тут нас кажущейся легкостью. «Введите свою фамилию – и узнаете, что хранят о себе данные Интернета. Отправьте SMS по номеру…». Разумеется, эти назойливые рекламки, то и дело выскакивающие на экран вашего монитора, стоит вам зайти в Интернет, – не что иное, как выкачивание денег. Но есть и вполне солидные сайты вроде «Всероссийского генеалогического древа», позволяющие действительно в высшей степени достоверно узнать свою родословную до шестого-седьмого колена, до начала XVIII века!
И не случайно в социальных сетях сегодня группы по поиску родственников, однофамильцев – едва ли не самые популярные. Историки знают: мы прирастаем родней в прошлом в геометрической прогрессии. Если бы каждый, живущий в России, мог составить список своих прямых предков до средних веков, выяснилось бы, что количество людей, упомянутых там, в разы превышает количество людей, в те времена живущих. Парадокс? Нет, этому есть вполне реальное объяснение: все мы состоим друг с другом в гораздо более близкой степени родства, чем знаем об этом. Короче говоря: все люди – братья. Буквально, братья и сестры. А пяти- или шестиюродные – уже не важно.
Сегодня, 18 апреля, отмечается Международный день памятников и исторических мест. Большинство из нас отчего-то считает памятниками только монументы да статуи. Но ведь в широком, гуманитарном смысле слова памятник – это и старинная рукопись, и дембельский альбом, и записная книжка вашего прадеда. Так, может быть, писать историю рода стоит начать уже сегодня? Хотя бы в специально отведенный для этого день…
Ольга ШТРАУС.
Комментарий
Александр КОНОВАЛОВ, профессор, доктор исторических наук, председатель комиссии Общественной палаты по культуре и духовно-нравственному воспитанию:
- Популяризировать интерес к истории надо начинать с себя. Но отчего люди робеют приняться за простейшее – составление своего родословного древа? По двум причинам: а) это кропотливая работа; б) многие не знают, как за нее приняться.
В этом смысле наш «круглый стол» — очень полезное мероприятие. Он позволяет, как звенья цепочки, собрать «ген» информации: что, где, как можно получить, чтобы грамотно заняться своими историческими изысканиями. И не случайно итогом «круглого стола» стали предложения по усовершенствованию этой работы. И они продолжают поступать в Общественную палату!
От себя скажу: первые шаги по составлению родословной должны включать в себя следующие пункты: 1) опрос самых старших родственников (откуда прибыли, где родились предки), 2) обращение в госархив за справками из метрических книг. К слову сказать, в госархиве Кемеровской области сейчас хранится 2149 книг, записи о рожденных содержатся там с началаXIX века.
И любой ответственный человек – я как-то об этом уже говорил – раз в год, 31 декабря, должен просмотреть бумаги минувшего года и сложить в специальную папочку все, что считает важным из происшедшего с ним в этом году. Счета, фотографии, какие-то письма (разумеется, все это надо атрибутировать: где сделан снимок, по какому случаю хранится программка концерта, кем приходится вам адресат письма…).
К слову, меня приучил к этому мой дед: до сих пор просмотр семейных альбомов с подробной атрибуцией – любимое занятие в нашей семье. Уже и моя маленькая дочь обожает их рассматривать, расспрашивать – это ей нравится больше любых игрушек! И это, я считаю, нормально. Ведь любой человек должен понимать, что его жизнь – это не бессмысленное времяпрепровождение, а определенная социальная программа, которую он реализует, соединяя прошлое с будущим.
Кстати
Вот лишь часть предложений по сохранению историй семьи в Кузбассе:
1. Передача личных семейных архивов в госархив должна стать доступна для большинства людей – сейчас это право распространяется лишь на лиц с особыми заслугами.
2. В Кемерове необходимо создать региональное отделение Всероссийского генеалогического общества.
3. Обратиться в военкоматы с предложением передать их архивы в госархив – так они становятся более доступны для рядовых граждан.
4. Проводить семейные конкурсы по типу «Мама, папа, я» на знание своей родословной, в качестве приза предлагать путешествие на родину предков.
5. Разработать предложения к органам государственной власти о создании возможностей для воссоединения разных поколений семей на более компактной территории. Это может быть акция на российском уровне, позволяющая съезжаться членам большой семьи в коттеджные поселки на условиях более щадящего кредитования.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги