Международный институт генеалогических исследований
Карта сайта Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Православная геральдика

22.04.2012

Геральдика – понятие отнюдь не только светское. Да, нам известны тысячи образцов родовых рыцарских и дворянских гербов времен средневековья. Но кроме светских геральдических знаков и символов существует еще и понятие духовной геральдики, которая также является неотьемлемой частью православной культуры. В этой связи православная геральдика очень показательна, как образец православного геральдического искусства.

Наиболее известным примером можно считать герб священномученика Анфима I, митрополита Валашского (Унгро-Влахийского). Мы можем увидеть его изображенным на миниатюре 1713 года, в рукописи из собрания Румынской Академии Наук. Герб это довольно странен по своему сюжету, поскольку привычные геральдические символы – лев, орел, ангел на нем отсутствуют. Зато присутствует умилительный символ стремления человеческого к горнему – улитка, ползущая навстречу звездному небу.

Священномученик Анафим (в миру Андрей Ивиреянин, что значит – грузин) родился в 1650 году в уезде принадлежащем в то время Турции. Искусство, книги и духовные ценности сопровождали его с самого детства. В юности Анафим принимал участие в становлении в Москве грузинской типографии, но по возвращении домой был схвачен разбойниками и попал в рабство.

Греческое духовенство выкупило Анафима, и он с радостью остался при своих избавителях. Совершенствуясь в науке и искусстве, он достиг значительных успехов в каллиграфии, резьбе по дереву, типографическому делу. Именно он создал несколько типографий в Венгрии, а в 1709 году основал Тифлисскую типографию.

В годы жизни Анафаима восточнохристианская геральдика только начинала возрождаться, после оттоманского гнета XV века. На Западе геральдические обычаи процветали, а народам, привычным к православию только предстояло освоить это искусство. Однако, в восточнохристианской геральдике было много подражания западным образцам, что исключало их уникальность. В этой связи герб Анфима Ивериянина был по-настоящему уникален.

Возможно, владыка сам сочинил его, проявив и строгость композиции и врожденное грузинское чувство юмора. Улитка, тянущаяся к звездам – прекрасная композиция не только с точки зрения модной в те годы аллегории, но и доказательство великолепного гомилетического таланта Анафима.

Такой герб является одновременно не только геральдическим знаком, но и так называемой «проповедью в образах», поскольку точно передает состояние человека, ищущего милости Божьи. Также, этот православный геральдический знак символизирует пастырскую скромность священнослужителя, не пожелавшего возвеличить себя более привычными и «респектабельнимы» геральдическими символами. Он словно иронизирует над собой и над человеческим желанием быть подобным Богу.

Источник: http://www.kchetverg.ru/2012/04/17/pravoslavnaja-gjeraldika/