Сожжение заживо и расстрелы детей и стариков японцы пытались выдать за бой с большевиками
22 марта 1919 года навсегда вошло в историю как один из самых черных дней Гражданской войны на Дальнем Востоке. Большой карательный отряд из японских интервентов вкупе с белыми казаками ворвался в селение Ивановское и принялся жечь заживо и расстреливать мирных жителей. Почему это произошло? Как японцы пытались реабилитироваться в глазах амурчан? Что думает Япония по этому поводу сегодня? Обо всем этом мы поговорили с хранителем музейных фондов МБУК «Ивановский районный историко-краеведческий музей» Натальей Адаменко.
Месть за помощь партизанам
- Наталья Григорьевна, скажите, зачем потребовалось интервентам устраивать террор в Ивановке? Ведь здесь же не было красных партизан…
- Действительно, в Ивановке на момент нападения японского карательного отряда были только старики, женщины и дети. Мужчины, способные держать оружие, ушли в партизанские отряды, и в селе их не было. Это видно по записям в метрической книге о том, кто погиб в тот день. Подавляющее большинство из тех, кто там значится, - подростки и пожилые люди. Самому старшему погибшему, Андрею Баранову, было 90 лет. Даже такого старика интервенты не пожалели. Японцы жгли село и убивали его жителей из мести.
- Мести за что?
- Ивановцы оказывали всяческую поддержку красным партизанам - от продовольствия до лошадей. Здесь было крупное подпольное движение, руководимое самим Мухиным. Командующий японскими войсками в Приамурье Ямада назвал Ивановку «гнездом большевизма» и заявил, что его надо уничтожить. Плюс 19 февраля японцы потерпели крупное поражение у Виноградовской заимки, что всего в 12 километрах от Ивановки, и были озлоблены этим.
- Но если Ивановка славилась как «гнездо большевизма», японцы наверняка и раньше проводили карательные акции в селе?
- Да, отдельные попытки были. Так, 26 января прямо в школе был арестован учитель, участник Первой мировой и большевик Алексей Матыцын. В дальнейшем его расстреляли.
Зарево пожара виднелось за 15 километров
- Как все происходило 22 марта 1919 года?
- По словам очевидцев, японцы и белые казаки (но последних было немного) окружили село с трех сторон. Точное их количество неизвестно, в документах лишь говорится, что это был большой отряд при четырех орудиях и нескольких пулеметах. В ночь на 23 марта Ивановку начали обстреливать из пушек, загорелись дома. Утром интервенты вошли в село: врывались в избы, проводили обыски, а потом поджигали. Людей казнили. 186 человек было согнано в центр села и расстреляно из пулеметов, выживших добивали штыками. 36 ивановцев заперли в амбаре и сожгли заживо. Всего в тот день погибли 257 человек. Было уничтожено 419 домов и построек, в том числе школа и больница… Зарево от ивановского пожара было видно за 15 километров от села.
- Но каким-то чудом в этом аду уцелел храм…
- Этому есть более простое объяснение. Документально подтверждено, что настоятель храма Паргачевский передавал японцам списки тех, кто поддерживал большевиков. Так, за пару дней до трагедии на побывку в село вернулся партизан Георгий Бондаренко. Паргачевский пришел в тот день в дом к семье Бондаренко во время ужина. Его пригласили к столу, но тот отказался и, убедившись, что Георгий дома, ушел. Не в традиции сельчан были такие бесцельные минутные визиты. Вскоре Георгия арестовали… За такие дела японцы и пощадили Паргачевского. И храм не тронули…
«Бой с большевиками»
- Пытались ли японцы как-то оправдать свои действия?
- В газете «Амурское эхо» 25 марта была опубликована статья «Бой с большевиками». То есть сожжение и расстрелы мирных жителей японцы выдали за сражение с реальным противником. В самой статье, кстати, о большевиках ни слова, они упоминаются лишь в заголовке. По тексту только угрозы японского командования другим селам, что их ждет участь Ивановки в случае поддержки партизан.
- Хоть какое-то расследование трагедии было?
- Да, через несколько дней была создана комиссия из членов японского военного штаба, войскового казачьего штаба и представителей областных и уездных властей. Комиссия лишь оценила нанесенный ущерб. Возмещать его впоследствии, конечно же, никто не стал.
- Как восстанавливали село?
- Ивановцы обратились за помощью в соседние волости, в частности, в Тамбовскую. Просили прислать посевной хлеб, ведь интервенты сожгли амбары с запасами. Но им везде отказали - амурчане боялись помогать Ивановке, думая, что их села постигнет такая же беда. Кстати, всего аналогичной расправе подверглось 20 селений в Приамурье. Но ивановская трагедия - самая серьезная в то время не то что в Приамурье, на всем Дальнем Востоке. По масштабам она сопоставима с Хатынью. Но русский дух крепок, село возродилось и уже в 1921 году отправляло хлеб в помощь голодающему Поволжью.
Боль за дела предков
- Скажите, как Япония сейчас относится к этой трагедии?
- Японское правительство до сих пор не принесло никаких извинений. Чего не скажешь о простых японцах. В 1991 году у нас побывал профессор славяноведения Харо Туруюки, узнал о произошедших событиях и опубликовал на родине статью. Из нее о сожжении Ивановки стало известно Ассоциации бывших военнопленных. Ее члены прониклись этой историей. Нас посетил президент Ассоциации Сайто Рокуро. С 1994 года японские делегации регулярно приезжают в село, участвуют в памятных мероприятиях. В 1995 году японцами был установлен памятник «Покаяние» в знак скорби о случившемся. Памятник стоит в сквере. В 1919 году на месте сквера было кладбище. Там и похоронены погибшие в огне террора ивановцы.
- Как японские делегаты воспринимают информацию о случившемся?
- Они очень переживают. Я давно заметила: когда провожу для них экскурсии, рассказываю о событиях марта 1919 года, то вижу в глазах этих людей бесконечную боль за содеянное их предками…
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги