Эстафету внукам передать
В годы Великой Отечественной войны эти теперь уже далеко немолодые люди были совсем маленькими детьми, и своих ушедших на фронт отцов большинство не видело и не знало. Но память о погибших героях они всегда хранят в своих сердцах, передают внукам и правнукам.
«Областная общественная организация детей погибших участников Великой Отечественной войны “Эхо” была создана в 1998 году, — рассказывает её председатель Нина Макаренко. — Своей целью ставили увековечение памяти наших отцов, погибших за Отечество, заботу о сохранении памятников, захоронений, военно-патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения. В организации сегодня состоит более шести тысяч человек, создано 19 первичек, из которых десять в Новосибирске, остальные — в районах области.
За прошедшие 14 лет сделано немало. В 2003 году на территории комплекса “Монумент Славы” в Ленинском районе появился мемориал “Плакучая ивушка”, в библиотеке имени Носова в Кировском районе создан музей “Никто не забыт, ничто не забыто”. В каждом районе — в школах, музеях — есть уголки, оформленные нашими руками. Мы выпустили несколько книг воспоминаний. И, конечно, передаём эстафету памяти подрастающему поколению — постоянно встречаемся с молодёжью, учениками, нас приглашают в школы на уроки мужества, классные часы».
В канун праздников члены организации всегда собираются на торжественные мероприятия. Приглашают на них ветеранов войн и обязательно молодёжь, школьников, своих внуков и правнуков. Так было и в канун Дня защитника Отечества. В центре досуга молодёжи в Октябрьском районе прошла встреча трёх поколений.
Почётными гостями праздника стали ветераны Великой Отечественной войны Лев Михайлович Базгин и Сергей Васильевич Ивачёв. Военная биография Сергея Васильевича началась ещё в 1938 году, когда, как он рассказал, их 32-я дивизия участвовала в военном конфликте с Японией на озере Хасан. А в 1941 году она дислоцировалась уже в селе Раздольном Приморского края. «В октябре нас подняли по тревоге, все погрузились в вагоны, — воспоминает ветеран. — Два моих брата служили в соседнем батальоне, и я попросился быть вместе с ними. Со мной пошли ещё пять наших бойцов. Позже узнали, что наш батальон получил приказ оставаться на месте, ну а мы уже двигались на Запад. Не доезжая до Москвы, попали под бомбёжку. Так под свист бомб и выгрузились, заняли оборону в районе Волоколамского шоссе. Слева от нас занимала позиции Панфиловская дивизия. Винтовок не хватало — комиссар наставлял: “Кого убьют, его оружие возьмёте”, в основном были вооружены лопатами да гранатами. Защита Родины была для всех дороже жизни. Как говорили наши солдаты, сами подорвёмся, но при этом и несколько фрицев уничтожим. Погибали, но стояли насмерть. Так и остановили немца под Москвой. В боях оба моих брата погибли, а я был четырежды ранен. В последний раз очнулся в санитарном поезде. Мне рассказали, что я двое суток был без сознания. На одной из станций, а ехали мы в тыл, на соседнем пути увидел поезд до Владивостока. Пересел на него и через трое суток приехал в свою часть. В батальоне встретили с радостью: “Живой!”. А остальные мои товарищи, с кем мы уезжали под Москву, погибли».
Великая Отечественная война коснулась и семьи Александра Сурначёва: его дед погиб под Петергофом в августе 1941 года, бабушка умерла от голода в блокадном Ленинграде, а маму ребёнком вывезли из осаждённого города по Дороге жизни через Ладожское озеро. Сам он тоже воевал, но уже в мирное время — два года в Афганистане и полгода в Чечне. «В Чечне было тяжелее, потому что воевали на своей земле, — признался он. — А самое страшное на войне — терять друзей. И их дети, как и дети участников Великой Отечественной войны, тоже росли без отцов». Свои знания и опыт Александр передавал своим ученикам — готовил офицеров, преподавая в Новосибирском высшем военном командном училище. «Мои мальчишки и в Чечне воевали, и участвовали в военной операции по освобождению Южной Осетии. Свои боевые задачи хорошо выполняли, никто не погиб, было, правда, трое раненых».
«В Новосибирской области только ветеранских общественных организаций 116. Ваша — на особом счету, потому что её деятельность не подкреплена никаким законодательством, — отметила в приветственном слове к участникам встречи начальник отдела реабилитации и социальной интеграции инвалидов и людей пожилого возраста регионального министерства социального развития Людмила Высоцкая. — Некоторый пробел в этом плане заполнили областные законодатели, у нас принят, как вы знаете, областной закон, предусматривающий меры социальной поддержки гражданам, потерявшим родителей в годы Великой Отечественной войны. Ваша организация проводит большую работу, в том числе по военно-патриотическому воспитанию. Спасибо вам за то, что храните память о военном времени, о своих погибших родителях, передаёте эту эстафету молодому поколению».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валентина Александровна ЛЕЛЮК:
— Отца, он работал мастером на кожевенно-обувной фабрике, забрали на войну в 1941 году. Нас осталось трое детей — старшей сестре пять лет, мне два года и младшей — всего месяц. И больная мама. Чтобы легче было выживать, мама пригласила к нам свою сестру и папину, у них самих было по маленькой дочке. Домик маленький, всего две комнатки, как там все умещались, сейчас представить не могу. Было тяжело — наши мамы работали от темна до темна, сами заготавливали дрова, на себе их носили.
Писем от отца получали мало, но в каждом он беспокоился о детях, просил маму беречь нас, волновался, как мы без него. С весны 1943 года письма вовсе перестали приходить. Летом пришло сообщение от командира части, что Александр Андреевич Бухаров был тяжело ранен в бою и направлен в госпиталь. Только в 1947 году нам стало известно, что папа умер от ран 19 марта 1943 года и похоронен в селе Галичье Орловской области.
В год 60-летия Победы мы с мужем побывали на этой братской могиле, где покоится 480 человек. От горя и боли слёзы лились рекой. Отцу было всего 34 года.
Светлана Викторовна МЕЛЬНИЧЕНКО:
— Мой отец, Алфёров Виктор Степанович, был кадровым военным, работал до войны в штабе СибВО. Единственная наша с ним «встреча» была, когда мне было полгода. Отец тогда после ранения приходил домой. В самом начале войны он уехал на фронт. А в 1943 году мы получили похоронку, где сообщалось, что отец погиб на хуторе Сидоровка под Харьковом. Не хотелось в это верить. Мама его до 54-го года ждала, всё думала, что вернётся, такие случаи были. Но, увы…
Я возглавляю организацию «Эхо» в Ленинском районе Новосибирска. Помню, во время перерегистрации наших членов организации, бросилось в глаза, что много сибиряков погибло в первые месяцы войны — под Ленинградом, в Белоруссии, Новгородской области. Многие похоронены в братских могилах. Хорошо, что теперь есть возможность побывать на местах захоронений, на это выделяются средства. Правда, с каждым годом таких поездок становится всё меньше. Дети войны сами уже далеко не молоды.
Мне тоже очень хотелось поклониться праху отца, несколько раз посылала запрос в Украину, чтобы получить адрес следования. Но ответа так и не получила…
Настя ЗАЙЦЕВА:
— О войне, о том, что мой прадедушка воевал и не вернулся с фронта, знала с детства. Моя бабушка, Валентина Никифоровна, рассказывала, что её папа был весёлым человеком, любил петь. Он погиб в 1942 году.
Когда мне было 15 лет, мы вместе с бабушкой побывали в городе Медынь Калужской области, на месте гибели рядового Никифора Семёновича Чернова. Там находится братская могила, где захоронено 250 бойцов, погибших на подступах к Москве. Но из них известны только 32 фамилии, которые и высечены на обелиске. Остальные до сих пор числятся без вести пропавшими.
Трудно словами передать волнение, которое тогда испытала: в этих местах шли бои, гибли наши солдаты, а сегодня вокруг зелёные поля, цветы и мирная жизнь. Нас очень хорошо встретили. Было очень приятно, что местные жители чтут память о погибших, заботятся об обелиске. Кроме того, в местной школе есть музей. И он дополнится материалами и о моём прадедушке, его фотографией. На встречу кроме нас приехал ещё один сын солдата, других родственников погибших, как нам рассказали, не смогли найти.
Мой папа тоже воевал — в Афганистане, в десантных войсках. Имеет медаль «За боевые заслуги». Сейчас я молодая мама, моему сынишке 10 месяцев. Когда он подрастёт, я обязательно расскажу ему и о войне, и о празднике 9 Мая, и о его героическом прапрадедушке, который погиб ради того, чтобы мы могли жить под мир
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги