Соприкосновение талантов
Пожалуй, одна из самых трогательных, песенно-свирельных работ народного художника России Евгения Антонова – это небольшая скульптура в бронзе памяти крепостного живописца Григория Сороки. В ней как будто присутствует неразгаданная тайна. И она была на самом деле.
Евгений Андреевич рассказывал, что как-то в путешествиях по тверскому краю наш мэтр живописи Валентин Михайлович Сидоров с печалью обмолвился:
– Евгений, надо все-таки поискать могилу Сороки. А то она утрачена, и как-то пусто без нее.
– Как утрачена!? – не согласился Антонов. – Я с детства помню ее. Найдем.
И нашли. Пути поиска пролегли в Удомельский район, к Молдинскому озеру. На его берегу в деревне Покровское в семье крепостных крестьян в 1823 году и появился на свет младенец, кистью в руке которого будут потом водить ангелы.
…К берегу продираться приходилось с трудом сквозь бурелом и заросли крапивы.
– Помогло одно обстоятельство: птички небесные указали на маленький взгорок, а на нем лежали два фантика от конфеток, – рассказывал Евгений Андреевич. – Когда подошел, то сразу понял: это могила, а не просто холмик или неровность. Определил, где голова покоится, где ноги, – это я умею делать. И хотя потом там поработали экскаваторы, ровняя прибрежную полосу, чтобы привести ее в порядок, то место я все равно запомнил и потом опять нашел. Сейчас сделано и стоит там надгробие великому нашему земляку художнику Григорию Сороке. И ныне живущие, и наши потомки будут знать, где он похоронен.
Не так проста была жизнь певца крестьянской доли. Еще труднее оказалось захоронить по-христиански останки бывшего крепостного живописца. Отданный в учение в единственную тогда в России художественную школу «для людей простого звания», которую открыл на свои средства живший в тех краях Алексей Гаврилович Венецианов, Григорий, по рождению Васильев (прозвище «Сорока» лишь позднее станет его фамилией), в общей сложности обучался у мастера год-полтора.
Он редко покидал родные пределы. На удомельской земле, в деревенской глуши, им были написаны знаменитое «Гумно», «Кабинет в Островках», «Вид на озеро Молдино в усадьбе Островки», «Автопортрет» и многие другие полотна. Но, даже достигнув академических высот в живописи, много занимаясь иконописью, расписывая храмы в близлежащих приходах, он оставался в крепостной зависимости у помещика Милюкова, владельца усадьбы Островки на том же Молдинском озере.
Венецианов предпринимал постоянные попытки освободить Сороку. Но Милюков, являясь другом Венецианова, так и не дал вольную талантливому самородку. Свободу Григорий получил только с отменой крепостного права. А в 1864 году произошел конфликт между художником и его бывшим хозяином: Сорока от имени крестьянской общины написал жалобу на Милюкова за продолжающиеся притеснения. Наказание вольнодумцу было назначено без промедления. Не ожидая его исполнения, художник наложил на себя руки – повесился в горшечном сарае на краю родной деревни и был похоронен как самоубийца, за оградой сельского кладбища…
Когда разыскали его последний приют, Валентин Сидоров ходатайствовал перед Патриархом всея Руси Алексием об оставлении грехов и отпевании Григория. Панихида проходила в одном из московских храмов.
Как-то в очередной раз проезжая мимо стен Николо-Теребенской пустыни в Максатихинском районе, что по соседству с молдинскими разливами, Евгений Андреевич Антонов вновь заглянул в старинный монастырь. Вошел в стены старого Никольского храма и глазам не поверил: на потемневшем от времени иконостасе некоторые иконы воссияли новоделом. От них струился свет. То были иконы, написанные Григорием Сорокой. Лики святых просветлели после отпевания их создателя.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги