Музыкант, поэт и летчик
В музее ООО «Газпром трансгаз Ухта» открылась выставка памяти Николая Бруни
Когда в нашем городе решили восстановить памятник Александру Пушкину, созданный руками заключенного Ухтпечлага Николая Бруни, ООО «Газпром трансгаз Ухта» одно из первых поддержало это начинание. Решением гендиректора предприятия Анатолия Захарова были выделены средства на проведение работ. А в год 120-летия со дня рождения Николая Бруни в стенах комплекса выставочных залов Общества по проспекту Ленина открылась экспозиция, посвященная его жизни.
Удивительно, что в Ухте жил человек, который сидел за одной партой с Осипом Мандельштамом в Тенишевском художественном училище Санкт-Петербурга. Играл на рояле Петра Ильича Чайковского, будучи в гостях у его брата в Клину. Общался в Оптиной Пустыни со священником, философом и ученым Павлом Александровичем Флоренским...
Какие люди были в его окружении! Иннокентий Анненский, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Федор Сологуб, Борис Пастернак...
С ними и с другими членами литературного общества «Цех поэтов» он общался при встречах в кафе «Бродячая собака», где и случились его первые публичные выступления.
Удивительно и горько от осознания того, что наш город стал для него последним пристанищем. Сосланный в наши края по ложному доносу (работа переводчиком с французским летчиком и конструктором Жаном Пуантиссом и, как следствие, – ярлык «шпион»), он был расстрелян в начале 1938 года на реке Ухтарке. В 2000-м там был установлен и освящен крест. А годом ранее в Ухте открылся исполненный из бронзы памятник Александру Пушкину – точная копия памятника, который из кирпича, бетона, гипса создал в 1937-м зека Бруни.
Кем он был тогда для лагерного начальства? Ни командиром первого авиаотряда Военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии, ни изобретателем кинематической схемы автомата перекоса несущего винта вертолета (которая используется по сей день!), ни человеком, посвятившим себя служению Господу Богу и врачеванию душ (Бруни принял сан священника в 1919 году), а именно заключенным...
Время все расставляет по своим местам. Выставка «Музыкант, поэт и летчик» в музее ООО «Газпром трансгаз Ухта» – дань памяти великому человеку. Она состоит из семи тематических разделов. О жизни Николая Бруни посетителям расскажет краевед Ирина Пашковская вместе с руководителем комплекса выставочных залов Людмилой Лавреновой, (они готовили материалы для экспозиции). Оформил выставку художник-дизайнер Сергей Лавренов.
В виде генеалогического дерева представлен род Бруни в России, начиная с 1807 года, когда в Россию из Италии, спасаясь от преследований Наполеона за то, что воевал в войсках Суворова, приехал Антонио Бороффи-Бруни. Он преподавал в Царском Селе, получил звание академика и дворянский титул. Представители рода Бруни обогатили русскую культуру живописью, скульптурой, росписью храмов, музыкой, инженерной мыслью. Как отметила краевед Ирина Пашковская, в 2008-м, в Год семьи, восемь представителей рода Бруни были приглашены на прием к президенту России во главе с Зоей Николаевной, невесткой Николая Бруни, хранительницей семейного архива.
По словам Ирины Пашковской, знакомство с жизнью и творчеством представителей рода Бруни вызывает массу ассоциаций. В 1937 году в Ухте открывают памятник Пушкину, и в этом же году наш балетный танцовщик Сергей Лифарь впервые открывает миру неисчерпаемый кладезь Пушкинских документов и книг, открывая выставку в Париже. Символично? Пожалуй! В 1916 году брат Николая Александровича, Лев, пишет работу «Харчевня веселых мертвецов ». Изображенное на ней словно предсказывает будущее Бруни. Панихиду по Блоку в московской церкви Николы на Песках на Арбате Бруни начал со стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» – «...О том, что никто не придет назад». Вскоре не стало Николая Гумилева: основателя «Цеха поэтов» и учителя Николая Александровича расстреливают по подозрению в причастности к Крондштатскому мятежу. А в 1938-м на Ухтарке расстреляют самого Бруни. По проекту дяди Николая Бруни в 1899 году был изготовлен витраж «Воскресение Христово» для церкви Св. Александра Невского в Санкт-Петербурге. А сто лет спустя в Ухте был возрожден памятник Александру Пушкину!
На копии с карты Ухты 1947 года из архивов Печорнипинефти отмечено, где в разные годы стоял памятник Пушкину. С места на место его перемещали аж шесть раз! 6 июня 1937 года он был открыт в самом начале Пушкинской улицы, но когда началось строительство дороги, он стал мешать – переместили к Дому культуры имени Косолапкина (ныне – храм Святителя Стефана Великопермского). Когда после пожара Дома культуры взялись за его восстановление, памятник перенесли к школе № 1 (на этом месте теперь главный корпус УГТУ). Но после того, как был построен дом, где сейчас кафе «Сластена», памятник оказался скрыт от глаз. Его перевезли в парк. Сперва установили недалеко от нынешнего здания Дворца пионеров, затем – в конце главной аллеи. Памятник с трудом переживал все эти перемещения: изящный дворянский башмачок на ноге Пушкина в результате подмазываний- подкрашиваний превратился в сапог. В 1958 году памятник отреставрировал литовский скульптор, руководитель изостудии Дворца пионеров Антон Амбрулявичус, работавший во Дворце пионеров, а 1997 году ухтинские художники Виктор Васяхин, Владимир Маслов, Александр Тимушев сняли гипсовые формы с восстановленного ими памятника. По отправленным в Санкт-Петербург 166 кусочкам и был отлит бронзовый памятник поэту.
***На выставке представлены различные Пушкинские издания из городской публичной библиотеки. Здесь можно увидеть один из томов серии «Библиотека великих писателей» под редакцией С.А. Венгерова - «Пушкин» (издание Брокгауз- Ефрон, Санкт-Петербург, 1907 год), и трехтомник, выпущенный незадолго до развала Союза тиражом 10 млн 700 тысяч - «Пушкин – в каждую семью».
***Этим летом Центральный аэрогидродинамический институт опубликовал в своем журнале большой очерк, посвященный командиру первого авиаотряда Военно-Воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии Николаю Бруни. На выставке в разделе «Мне бы разбиться о звезду» рассказано о военном летчике Бруни.
«И вот вся жизнь моя в одном имени: Анна» – эту запись в 1918 году оставил в своем дневнике Николай Бруни. Так названа и экспозиция, посвященная его супруге. Она полюбила его еще будучи девочкой и, вероятно, страдала после его помолвки с ее сестрой Марией, которая впоследствии вышла замуж за другого. Анна Полиевктова родила Бруни шестерых детей, во всем она следовала за мужем. С первенцем на руках в охваченной Гражданской войной стране, когда жить в Харькове, где он служил диаконом, стало совсем трудно, они пешком (!) дошли до Москвы. После ареста Бруни в 1934 году она заочно окончила пединститут. В Великую Отечественную немцы, пришедшие в Малоярославец, взяли ее переводчицей в комендатуру, отступая забрали ее с двумя детьми в Германию. По предложению сестры она могла остаться жить в Праге, но в России оставались другие ее дети. Она вернулась и восемь лет провела в лагерях Сибири. Умерла супруга Бруни в 1957 году.
Благодарим за помощь в подготовке материала Ирину Дмитриевну Пашковскую.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги