События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства граждан страны, резко снизили воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм и цинизм. Чтобы изменить ситуацию, администрацией Кировского района совместно с образовательными учреждениями разработаны и уже реализуются комплексные программы патриотического воспитания подрастающего поколения.
В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество».
Во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией.
В годы социализма в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм и цинизм.
Дети наиболее чувствительны к столь негативным явлениям.
Чтобы изменить ситуацию и выполнить задачи, поставленные федеральным центром и руководством города, администрацией Кировского района совместно с образовательными учреждениями разработаны и реализуются комплексные программы патриотического воспитания подрастающего поколения.
РОДИНА НАЧИНАЕТСЯ
С МЕНЯ
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, который был бы способен успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Для решения задач патриотического воспитания во всех 12 школах Кировского района созданы центры по патриотическому воспитанию обучающихся.
Наиболее значимыми из них являются музеи Боевой славы – истинные хранители славных страниц истории нашей страны, города, района и биографий замечательных людей.
На протяжении многих лет в школе № 93 работает музей имени трех женских авиаполков, где собраны материалы, отражающие основные вехи Великой Отечественной войны и вклад женщин- летчиц в великую Победу.
Уникален музей бывших малолетних узников концлагерей «На детстве моем войны отметина» школы № 73. Музей имени Г.К. Жукова школы № 51 имеет 20-летнюю историю и известен далеко за пределами Кировского района, так как является неоднократным победителем областных и городских смотров-конкурсов среди школьных музеев.
Музеями долгие годы руководят замечательные люди, сподвижники, энтузиасты своего дела. Это Валентина Деменчук, учитель географии школы № 51, заслуженный учитель Российской Федерации, победитель конкурса лучших учителей России, общий педагогический стаж которого в системе образования Кировского района составляет более 40 лет. Людмила Леднева, заместитель директора школы № 93 по воспитательной работе, почётный работник общего образования РФ. Жанна Родина, учитель русского языка и литературы школы № 73, победитель конкурса лучших учителей России, отличник народного просвещения, дочь бывшей малолетней узницы Ады Викторовны Родиной.
Кроме музеев в школах района созданы залы, комнаты боевой и воинской славы, на базе которых проводится большая поисковая и исследовательская работа.
Для поддержания интереса детей и подростков к поисковой работе, воспитания уважения к военной истории и историческим личностям, сохранению памятников используются разнообразные виды деятельности. Походы, экспедиции и экскурсии по местам боевой славы; военно-спортивные праздники «Растим патриотов России». Встречи с выпускниками, родителями, проходящими службу в Вооружённых Силах РФ. Ежегодная научно-практическая конференция «Патриоты России» на базе школы № 67. Акции «Дети – солдатам России», «Ветераны рядом». Общешкольные линейки, посвященные памяти воинов-интернационалистов и митинги у памятников, мемориалов, обелисков в микрорайонах.
ВЕТЕРАНЫ РЯДОМ
Широкое распространение получили детские общественные организации и военно-патриотические объединения, насчитывающие в своих рядах более семи тысяч школьников с 5-го по 11-й классы.
В школах созданы и активно работают 16 детских объединений общественной и 33 объединения военно-патриотической направленности.
В школе № 93 на базе музея созданы и действуют детские общественные объединения «Победа», «Поколение», более трех лет скаутской дружине имени М. Расковой.
Более семи лет назад в школе № 67 было создано детское общественное объединение «Сыны Отечества», в работе которого задействованы более 500 старшеклассников.
Военно-патриотическое объединение «Жуковцы» школы № 51 является победителем областного конкурса социально-культурных проектов по теме «Семейные ценности». В школе обучается правнучка Чемодурова В.Н., именем которого названа одна из улиц Саратова, Гапонова Анна, которая вместе со своими одноклассниками приняла участие в городском конкурсе исследовательских проектов «Имя героя на карте Саратова» и заняла третье место.
Интересен опыт работы школьного кружка школы № 51 «Документальное кино». Под руководством учителя русского языка и литературы, заслуженного учителя РФ В.Н. Маховой и руководителя кружка В.Н. Компанеец ребята вместе с родителями реализовали проект документального кино «Сохраним живую память о войне». Проект работал целый год и позволил детям побыть в роли сценариста, режиссёра, кинооператора, корреспондента. Совместными усилиями было отснято и смонтировано два фильма о ветеранах Великой Отечественной войны полковнике в отставке Владимире Николаевиче Мореве и полковнике в отставке Иване Васильевиче Украинцеве. Оба фильма были размещены в сети Интернет.
Ежегодно в апреле-мае ученики 5-11-х классов общеобразовательных школ участвуют в районной научно-исследовательской конференции «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в истории моей семьи», где главными экспертами выступают сами участники Великой Отечественной войны.
В каждой семье бережно хранятся фотографии, предметы быта, письма, документы военных лет, боевые награды. В своих творческих работах ребята стараются предельно подлинно отразить те события военных лет, о которых они узнали от своих близких и родных, а также воспользоваться архивным материалом о родственниках. А главное, почувствовать себя причастными к родословной своей семьи, испытывать гордость за своих родных.
Практически во всех школах организованы военно-патриотические объединения: «Виктория» в СОШ № 21, « Витязь» в СОШ № 17, «Поиск» в СОШ №№ 21 и 24, «Патриот» в СОШ №№ 14, 54, «Память» в СОШ № 71 и др. В них изучают историю малой родины, микрорайона, школы, ратную историю России, историю Вооруженных Сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота, жизни и подвигов воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества.
Актуальным в последние годы стал вопрос создания скаутских дружин, основной задачей которых является реализация программы военно-патриотического воспитания молодежи «Во славу Отечества». Программа позволяет создать условия для воспитания достойных граждан страны, способных встать на защиту своего Отечества. В течение учебного и каникулярного времени скауты успешно участвуют в военно-спортивных соревнованиях, туристско-краеведческих сменах, проведении гражданских форумов. Скаутским движением охвачены более 1000 человек. Это движение, являясь альтернативной формой пионерского движения, позволяет вовлекать детей в социально значимую деятельность.
Во всех школах района действуют волонтерские отряды, насчитывающие в настоящее время в своих рядах более 700 юных волонтеров. Каждый волонтёрский отряд работает по своему направлению, но сутью остаётся развитие активной жизненной позиции, желание помочь тем, кто нуждается в помощи. Многие из них взяли шефство над памятниками, обелисками, памятными досками, улицами, названными в честь героев войны. Ребята проводят большую работу по поддержанию порядка на прилегающих к памятникам, обелискам территориях, организуют и проводят массовые акции в период подготовки к Дням воинской славы.
В ходе празднования 66-й годовщины со Дня Победы в Великой Отечественной войне на территории Кировского района проведена районная акция «Здесь живет ветеран». В ходе акции около 500 волонтеров из числа учеников школ оказывали действенную помощь нуждающимся пожилым людям.
Были благоустроены дворовые территории ветеранов войны и труда, на подъездах жилых домов, где проживают ветераны Великой Отечественной войны, были размещены около 1000 поздравительных открыток.
Во всех мероприятиях принимают участие депутаты Саратовской областной и городской думы, ветераны Великой Отечественной войны.
С участием районного совета ветеранов ежегодно проводятся районная научно- исследовательская конференция «Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в истории моей семьи», заседания актива школьных музеев, Дни воинской славы, Вахта памяти.
В системе внеурочной работы проводятся классные часы тематической направленности, уроки мужества «России верные сыны», «Славные сыны Отечества», на которые приглашаются участники военных событий.
В Дни воинской славы в районе традиционно проводится фестиваль патриотической песни «Ты припомни, Россия…». На мероприятие в качестве почетных гостей приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, а хор ветеранов «Душа ветерана» является непосредственным участником фестиваля.
Традиционным стало проведение районного смотра-конкурса строя и песни среди общеобразовательных учреждений района. Более 300 участников демонстрируют умение ходить строем, исполнять походные песни. Навыки строевой подготовки позволяют школьникам школы № 67 ежегодно в День Победы участвовать в областном параде Победы на Театральной площади и нести почетный караул у Вечного огня в парке Победы на Соколовой горе.
Наиболее значимыми являются мероприятия, проводимые в канун празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
9 Мая праздник «Родная кухня полевая» собирает более 1500 тысяч жителей района, становится поистине народным, демонстрирует преемственность поколений, уважение к людям, прошедшим горнило войны, гордость за своих близких, за историческое прошлое нашей великой Родины. Проведение подобных мероприятий стало возможным при поддержке совета директоров предприятий и организаций района, возглавляемого Марком Ставицким, и депутатского корпуса по Кировскому району.
ВСЕ, КАК В АРМИИ
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Проблема призыва граждан на действительную военную службу появилась в период 90-х годов, когда наша страна переживала кризис во всех сферах, когда погибали солдаты и офицеры в «горячих» точках. И хотя армия с тех пор сильно изменилась, ощущение того, что армия – это опасность для военнослужащих, даже в мирное время не прошло. Поэтому администрация района уделяет военно-патриотическому воспитанию граждан достаточно пристальное внимание.
Для преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школах района созданы необходимые условия. Имеются кабинеты, оснащенные учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивные залы и площадки, содержащие элементы полосы препятствий. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподают учителя-предметники, среди которых 38% – офицеры запаса.
В районе проводится системная работа по физической подготовке детей. Опыт проведения спартакиады школьников Кировского района обобщался в Саратове и признан лучшим. Спартакиада проводится по 16 видам спорта, и это одно из самых ярких и массовых мероприятий, традиционно проводимых в районе, которое собирает свыше 1000 участников.
Логическим завершением изучения курса «Основы военной службы» стало проведение районной администрацией совместно с военным комиссариатом учебных сборов с учащимися общеобразовательных учреждений и профессиональных училищ. В течение пяти дней юноши имеют возможность постигать основы военной службы не только теоретически, но и на практике.
В ходе учебных сборов ребята изучают размещение и быт военнослужащих, организацию караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинских подготовок, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск.
Более пятнадцати лет учебные сборы проходят как в школах, так и в Региональном учебном центре. Наибольший интерес у ребят традиционно вызывает выезд на полигон центра в посёлке Рыбушка. Там мальчишки имеют возможность применить на практике полученные в школе теоретические знания в ситуации, когда вокруг «всё настоящее» – казармы, боевая техника, оружие, солдаты, отбывающие действительную службу, командиры и даже горячий обед в солдатской столовой, отработать навыки разборки и сборки автомата Калашникова, стрельбы из оружия боевыми патронами.
С уверенностью можно сказать, что за все время проведения учебных сборов в них приняли участие практически все юноши района.
МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ,
НО МЫ ВМЕСТЕ
Объективные и субъективные процессы, происходящие в современном обществе, существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма.
Школы, являясь социальным институтом, объединяют детей разных национальностей.
Очень важно заложить детям понимание того, что мир, покой не должны быть разрушены из-за принадлежности людей к той или иной национальности. Поэтому в школах района проводится большая работа по формированию толерантного отношения к людям разных национальностей, уважения к культуре любого народа. Популярными стали фестивали национальных культур «Мы такие разные, но мы вместе!», семейные праздники, на которых дети знакомятся с культурой, языком, бытом и обычаями других народов и народностей.
Конечно, чтобы изменения в общественном самосознании были более заметны, требуется достаточно времени. Но большое начинается с малого…