Бренды Брестского региона
Емкое слово «бренд» все чаще ассоциируется не только с торговой маркой, но и используется как визитная карточка целой страны или региона. Что представляет собой бренд Беларуси (кроме того, что у нас много картошки и на улицах чисто)? Ответа пока нет. А вот относительно Брестчины на эту роль вполне могут претендовать Беловежская пуша и Брестская крепость-герой.
Впрочем, в отдельно взятых городах и районах наверняка есть свои бренды. Насколько они раскручены? Знают ли о них местные жители? Этими вопросами задались наши корреспонденты, отправившись на поиски «знаков отличия».
«Яновское кольцо» Ивановского района
В Ивановском районе немало знаковых мест. Это и уникальный в своем роде Мотольский музей народного творчества, и памятник Ф.М. Достоевскому на родине его предков, в селе Достоево, и пункты Геодезической дуги Струве, названной в честь великого русского ученого, который изучал свойства нашей планеты с помощью искусственно проведенного меридиана от Баренцева до Черного моря – сразу три пункта этой дуги оказались на территории Ивановщины.
Ну и, конечно, единственный в Европе памятник «Полесскому Наполеону», как называют здесь известного художника и музыканта XIX века, прославившего Беларусь далеко за ее пределами, – Наполеона Орду. А также музей, созданный всего несколько лет назад на его родине – в деревне Вороцевичи.
Есть еще музей лекарственных растений в деревне Стрельно, единственная в Беларуси школа бондарства в самом Иванове, живописные озера, на одном из которых, Завышанском, расположен санаторий «Алеся», а также 11 агроусадеб. Все эти объекты включены в так называемое «Яновское кольцо» (Янов – древнее название Иванова). Как правило, их показывают заезжим туристам, участникам международных и республиканских семинаров, конференций, слетов…
– Идея «Яновского кольца» была разработана сравнительно недавно, но уже одобрена как местными краеведами, специалистами в сфере туризма, так и экспертами Программы ПРООН по устойчивому развитию регионов, – рассказывает ведущий специалист отдела идеологической работы Ивановского райисполкома Валентина Пуцыкович. – Мы стараемся позиционировать Ивановщину туристическую как территорию, на которой создан солидный историко-культурный пласт. Это, с одной стороны, знаменитые уроженцы района, люди, чьи корни в этой земле (Орда, Достоевский, Хаим Вейцман, первый президент Израиля), а с другой – те традиции, фольклор, которые оставили нам наши предки. Взять те же мотольские рушники – их аналогов вы не встретите нигде больше. Бондарство – почти умирающее искусство – сумели сохранить и возродить благодаря энтузиастам только в нашем районе. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о фестивале «Мотальскія прысмакі», который с каждым годом набирает популярность, становится настоящим брендом не только Мотоля, но и всего района.
Так уж сложилось, что материальная культура у нас традиционно преобладает над духовной. Потому неслучайно фестиваль в Мотоле, получивший путевку в жизнь благодаря старинным кулинарным рецептам, действительно привлекает к себе повышенное внимание как в Беларуси, так и за рубежом. Мало кто знает, что тот же Мотоль во времена Великого княжества Литовского был единственным местечком, получившим Магдебургское право еще во времена королевы Боны. Но о том, что в этом селе делают отменную колбасу, известно давно. Оказывается, не только колбасу…
Идея «Прысмакаў» получила высокую оценку на республиканской туристической выставке, состоявшейся месяц назад в Минске. Новый слоган, предложенный районными властями для будущего, пятого, юбилейного фестиваля (он пройдет в августе 2012 года) – «Мотальскіх прысмакаў звоны з уладанняў каралевы Боны» – также выглядит весьма привлекательно.
А что думают сами жители Ивановщины о бренде своего края? Отвечая на этот вопрос, практически все мотоляне называли съедобные и несъедобные экспонаты своего села – колбасу, рушники, кожухи, дом Вейцмана, музей народного творчества. От ивановцев чаще приходилось слышать «церковь», «костел», «памятник Н. Орде», «солодовенный завод», «веломотокросс». Так что единого мнения на сей счет нет. И вряд ли оно когда-нибудь появится.
Но то, что район ищет свое место на туристической карте Беларуси и не только, уже само по себе неплохо. Побольше бы еще финансовых источников под все эти проекты. Ведь как ни крути, а подавляющее большинство туристов, готовых сказать «вау!!!» от увиденного артефакта, все же предпочитают комфорт.
В Жабинковском районе чтут память генерала Костюшко
Жабинка – городок скорее мал, чем велик. Сегодня все население райцентра – около 13 тысяч. Но не прав будет тот странствующий человек, кто промчится мимо этого перекрестка железнодорожных или автомобильных путей.
Всего в двух километрах от города – деревня Малые Сехновичи, где жили 12 поколений знаменитого рода Костюшек-Сехновичских! Этот древний дворянский род белорусского происхождения дал миру «героя двух континентов», руководителя национально-освободительного восстания 1794 года Тадеуша Костюшко. Здесь он провел около 10 лет своей бурной и насыщенной событиями жизни. Теперь на месте былой усадьбы в Сехновичах – только остатки некогда роскошного парка. Можно посетить и районный историко-краеведческий музей, который открылся в этом году. Логично, что его решено было разместить не в райцентре, а именно здесь – в Больших Сехновичах.
Как, посетив музей, не побывать на месте знаменитой Крупчицкой битвы, где 17 сентября 1794 г. сошлись в смертельном противостоянии повстанческие войска генерала Сераковского и армия российского генерала Суворова.
То, что в Жабинковском районе чтут память генерала Костюшко и берегут его наследие, находит отражение в туристических путеводителях, в фильмах и книгах. Но продвигается этот бренд все еще очень несмело. До сих пор генерал Костюшко пребывает в тени Суворова, именем которого названа даже гостиница в Кобрине (не говоря уже про музей, в создание которого вложены огромные средства). История рассудит?..
Возможно, когда-нибудь личность героя будет увековечена в достойном его памятнике. Если и стоять на площади в центре города памятнику, то кому, как не Костюшко?
Есть и еще одна особенность Жабинки – это узловая железнодорожная станция. «Ей повезло дважды: и когда в 1871 году практически на пустом месте была заложена железнодорожная станция, и в 1882 г., когда именно от нее было решено строить линию до Пинска. Эти обстоятельства предопределили ее судьбу и ее будущее», – пишет книга «Памяць». Благодаря этим событиям город имеет хорошее железнодорожное сообщение и выход на различные регионы. Без этого не могло бы появиться и крупнейшее градообразующее предприятие – ОАО «Жабинковский сахарный завод».
Но если говорить о железнодорожном вокзале на станции Жабинка, то еще один вероятный бренд города представлен разве что в названии бара «Гудок». Настоящий гудок должен быть мощнее и благороднее!
Есть и еще один бренд города – только уже для “внутреннего пользования”. Ведь на гербе города отражено слияние двух рек – Мухавца и Жабинки, и цветок жабника, по преданию, давший название городу. А кто не знает шутку про «квакинбург»! Чем не повод организовать в городе праздничное шествие с царевной-лягушкой? Но, видимо, горожане еще не настолько зауважали себя, чтобы позволить такую самоиронию.
Что изображено на гербе Белоозерска?
Самый молодой город Брестчины – Белоозерск – одним из первых на Березовщине «обзавелся» геральдикой и вот уже около десяти лет имеет собственный герб. Правда, далеко не все его жители знают об отличительном символе своей малой родины. Из десяти белоозерцев, встреченных на центральной улице, только один учитель местной СШ № 3 сказал определенно: герб у Белоозерска имеется, и даже дал подробное его описание.
Белоозерск – это развивающийся город энергетиков. Его герб сочетает современность и историю. В международной эмблематике символом электричества являются перекрещенные молнии, иногда они изображаются с оперением на конце в виде стрел. Перекрещенные серебряные стрелы в гербе Белоозерска «лежат» на натянутой тетиве лука того же металла, направленной вверх, на голубом поле.
Увы, ответы остальных респондентов были, мягко говоря, расплывчаты. Только трое выразили уверенность, что герб у Белоозерска есть, но попутный вопрос «Что же изображено на нем?» поставил их в тупик. Шесть остальных опрошенных затруднились сказать, имеет ли Белоозерск собственный символ.
– Если белоозерцы плохо знают собственную символику, это говорит о недоработках и нашего отдела, и руководства Белоозерска, – прокомментировал результаты мини-опроса начальник отдела идеологической работы Березовского райисполкома Геннадий Курилович. – Получается, приняли герб десять лет назад и… забыли. В вопросе продвижения собственной символики следует действовать более настойчиво. К примеру, герб Березы вы увидите во всех школах, на Доске почета, и люди, разумеется, знают его. Кстати, еще не поздно разместить герб Белоозерска на календарях 2012 года. Спасибо за идею…
Герб Пинска используется на сувенирах
Гербу Пинска исполнилось ровно 430 лет. Городу над Пиной его в 1581 году вместе с Магдебургским правом пожаловал король Речи Посполитой Стефан Баторий. На красном поле щита – золотой лук с натянутой тетивой, стрела со стальным наконечником. Классика геральдики! Увы, после раздела Речи Посполитой между более могущественными соседями былые регалии города над Пиной надолго постигло забвение.
Лишь в 1994 году Пинский городской Совет депутатов одним из первых в суверенной Беларуси воспользовался принципом преемственности исторических традиций и вернул городу главный геральдический знак. А в 2008 году президентом страны был утвержден флаг Пинска: прямоугольное полотнище желтого цвета, в центре лицевой стороны – изображение герба.
Главные символы города имеются в каждом госучреждении, герб присутствует в эмблеме городской газеты, а также на официальном сайте горисполкома в Интернете. Геральдические знаки используются в социальной рекламе, в печатной и видеопродукции, заказчиком которой выступает исполком, выпущен нагрудный значок в виде городского герба.
Красный щит с золотым луком и стрелой сегодня также можно встретить на негосударственных сайтах, а в розничной торговой сети – на некоторых видах товаров. В фирменном магазине «Павлинка» местной фабрики художественных изделий, например, продаются шкатулки, магнитики, другая сувенирная продукция с гербом Пинска. Завод «Камертон» размещает его на циферблате настенных кварцевых часов.
Согласно положениям о гербе и флаге города Пинска, использование официальных геральдических символов возможно только с разрешения горисполкома. По информации отдела идеологии, оно выдавалось дважды. В 2007 году, накануне 910-летия города, с просьбой разместить на этикетке герб Пинска обратился иногородний производитель минеральной воды; двумя годами позже согласование получила фирма, работавшая над изданием местного телефонного справочника.
Вопрос законности использования официальной городской символики в Пинске сегодня не контролируется. На единичные случаи ее размещения на сувенирной продукции местного производства просто закрывают глаза, поскольку вреда от такой самодеятельности городу нет. В беседе с журналистом «Вечерки» заместитель председателя горисполкома Александр Каневский поблагодарил редакцию газеты за поднятую тему, заверив, что в ближайшее время вопрос использования геральдических символов в коммерческих целях будет внимательно изучен.
Каменецкая башня стала одним из самых узнаваемых брендов Беларуси
Когда 735 лет назад князь Владимир Василькович велел своему градорубу Алексе построить на берегу реки Лесной город со «столбом каменным» в центре, он думал прежде всего об укреплении северной границы своих владений, но никак не о том, что этот «столб» станет символом будущего райцентра. Но именно благодаря ему Каменец имеет свой бренд, узнаваемый далеко за пределами страны.
Чуть больше года назад сайт www.kamenets.by задался целью выяснить, как широко используется символ Каменца, и бросил клич в массы. Народ охотно откликнулся и до сих пор продолжает присылать на сайт новые материалы.
Так вот, выяснилось, что изображение башни с характерными зубцами наверху широко используют даже фирмы и компании, к Каменцу никакого отношения не имеющие. К примеру, на эмблеме германского юношеского футбольного клуба «Alemannia» изображена вежа, ну очень сильно напоминающая каменецкую. Холодный ум подсказывает, что в Германии просто имеется похожее сооружение, но сердцу так хочется верить, что речь именно о нашей веже!
Если же серьезно, то изображение Каменецкой башни присутствует или угадывается на: эмблеме открытого чемпионата Каменца по спортивному ориентированию «Беловежье», коврах производства «Ковры Бреста» (выпускались такие когда-то), гербе республиканского санатория «Белая вежа» (7 км от райцентра), конфетах «Белая вежа элит» от фабрики «Коммунарка» и памятной монете из серии «Памятники архитектуры Беларуси» номиналом в один рубль. Монета была отчеканена 20 декабря 2001 года на польском Государственном монетном дворе в Варшаве из медно-никелевого сплава тиражом 2000 экземпляров, и ее цена по каталогу колеблется от 15 до 30 долларов. Знай наших!
Само собой разумеется, это далеко не полный перечень предметов, на которых изображена древняя башня. Увлекшиеся поисками посетители сайта отыскали ее на этикетках спичечных коробков, на фишке номиналом 5 у. е. в столичном казино «Белая вежа», на сливочном масле «Крестьянское» производства ОАО «Беловежские сыры» (в оформлении использована литография Наполеона Орды «Белая вежа»), на шевроне униформы, которую носили сотрудники Беловежской пущи где-то с 1994 по 2004 год (вежа на шевроне действительно белого цвета), и на приложении к свидетельству о рождении, отпечатанном в Пинской типографии тиражом
15 000 экземпляров. Оно напоминает родившимся в Каменецком районе, что «в то время, когда ты родился, твои родители вместе со всеми советскими людьми трудились над созданием материально-технической базы коммунизма, создавали основу самого прекрасного в мире коммунистического общества».
А помните чай «Беловежский» из трав, который производили в д. Войская (колхоз-комбинат имени XXVII съезда КПСС) и жестяные баночки из-под которого у многих до сих пор стоят в шкафах? Кстати, замечательный был чай, я искренне сожалею, что его теперь не делают. Так вот, на баночках тоже была изображена стилизованная каменецкая башня…
Но особенно любят изображать символ Каменца производители алкогольных напитков. Два вида настойки, водка и пиво – на этикетках брестских производителей неизменно присутствует силуэт древней башни. И не только на этикетках. Собираясь в гости к польским друзьям, мы купили им два керамических пивных бокала, выполненных в виде башни. А у любителей раритетов сохранились со времен СССР стеклянные пивные кружки аналогичной формы.
Благодаря столь широкому и разноплановому использованию изображения Каменецкой башни, она стала одним из самых узнаваемых брендов страны. И хотя башня до 1957 года никогда не была белой и никогда «Белой вежей» не называлась, но название это прижилось. И используется, как мы с вами видим, очень широко. Если бы у нас в стране действовал закон, по которому за использование чужого символа надо было бы платить, Каменец точно решил бы свою извечную проблему дефицита бюджета. Ну а пока остается лишь гордиться.
Малориту узнаю по «Топтышке»
Что такое бренд города? Всегда ли он совпадает с тем, что изображено на его гербе? Попробуем разобраться по отдельно взятому райцентру Малорита.
На малоритском гербе, зарегистрированном 6 августа 1998 года, – серебряная княжеская корона, под которой два дубовых листа и три желудя, выполненных из того же металла. Таким образом подчеркнута принадлежность населенного пункта в прошлом верховному главе государства, – поясняется в Гербовом матрикуле. Ведь впервые Малорита упоминается в 1566 г. в акте ревизии Берестейского староства как королевская деревня Рита Малая Полесской волости в Брестском повете и воеводстве Великого княжества Литовского.
Малый дубовый венок символизирует богатую природу самого юго-западного края. Как здесь не вспомнить о Царь-дубе. Малоритский, или пожежинский, Царь-дуб – самое старое дерево в Беларуси. Специалисты утверждают, что ему около 850 лет. Высота – 46 метров, диаметр ствола – более 2 метров. Чтобы обнять его, требуется несколько человек. Сколько историй и поверий связано с ним! Мощное дерево и сейчас притягивает ценителей народных традиций и многочисленных путешественников.
Правда, найти его непросто. Со стороны трассы Брест – Малорита (Р-17), рядом с поворотом на д. Пожежин, есть знак, указывающий на этот памятник природы республиканского значения. Но достичь заветной цели, петляя по проселочным дорогам и лесу, без дополнительных указателей или провожатого невозможно. Проверено на себе. Рядом с Царь-дубом установлена красивая вывеска с указанием возраста дерева, заборчик, есть где посидеть за столиком. Но хочется большего. К сожалению, в районе нет ни агроусадьбы, ни кафе, ни бара, ни фирмы, которые названием своим напоминали бы об уникальном природном памятнике.
А вот лицезреть герб города ныне может каждый, кто въезжает в райцентр. К областным «Дажынкам-2010» с двух сторон райцентра установили указатели с главным символом города, датой его основания. Герб можно также увидеть на некоторых обновленных фасадах домов, рядом с территорией СШ № 2. Причем в последнем случае школьники постарались сами.
Составляя импровизированный рейтинг «семи чудес Малоритчины», можно вспомнить и старинный костюм малоритского строя (именно такой воспроизведен в скульптуре матери на памятнике 1000-летию Бреста), и беспалого рака из местных водоемов, и клубнику, и иконы неизвестного малоритского мастера, творившего в XVII веке и сыгравшего большую роль в развитии древней живописи в Беларуси. Нельзя не упомянуть самобытного художника с Малоритчины Николая Селещука, чьи полотна находятся в музеях и частных коллекциях многих стран, и олимпийского чемпиона Леонида Тараненко. И...
Однако ни одно из этих «семи чудес» не является в полном смысле брендом района. Зато с этой миссией успешно справляется… детское питание «Топтышка» Малоритского консервно-овощесушильного комбината. Качественные и сравнительно недорогие натуральные консервы хорошо знают не только мамы и дети в Беларуси, но и в России, Украине, Казахстане. А в придачу - золотые медали и другие престижные награды на белорусских и зарубежных конкурсах на лучшую продукцию. Наличие баночек с детским питанием практически в каждом продовольственном магазине Малориты – лучшая реклама.
Туризм, как бы там ни было, развивается. И Малорите есть чем гордиться. Вот только нужно научиться поднимать ее историческое богатство на щит. Ведь других можно заинтересовать только в том случае, если самим интересно.
Мы говорим «Кобрин», подразумеваем…
Вот удивительно: у кобринчан ассоциативный ряд с именем родного города практически не связан с современностью. Помолодевшие после республиканских дожиночных торжеств улицы, преобразившиеся парк и Дворец культуры, прекрасная набережная, ледовая арена и аквапарк почти не воспринимаются как местные брендовые символы. Оно, конечно, замечательно, что столько построено и привлекает туристов, но, по мнению большинства горожан, не новые объекты являются лицом любимого старого Кобрина.
– А что же тогда? – интересуюсь у случайных собеседников.
Отвечали по-разному. Но чаще всего в качестве местного символа упоминали бронзового орла, почти век наблюдающего за кобринчанами с каменного постамента у старого моста через Мухавец. Вкупе с крепостными мортирами и пирамидами ядер, установленных у постамента, птица давно стала магнитом для туристов, свадебных кортежей и местной ребятни. Между прочим, все, кто считает бронзового хищника одной из главных достопримечательностей или брендом Кобрина, без запинки ответили, что памятник возведен в 1912 году в честь столетия первой победы русских воинов над войсками Наполеона.
– Друзья, побывавшие в Кобрине пару лет назад, долго нахваливали местный военно-исторический музей. Их поразило само здание – в виде старинной крепости. И, знаете, действительно необычно смотрится. С одной стороны музея – здания в стиле «советикус», с другой – отреставрированные двухэтажки эдакой купеческой архитектуры. Я по роду деятельности часто езжу по разным городам и странам, такого оригинального сочетания нигде не видел, ведь здание музея не из восстановленных, а, как говорят, новодел, – делится своими впечатлениями украинец Николай, специально изменивший маршрут поездки, чтобы посмотреть белорусский городок.
Были среди респондентов и те, кто связывает имидж малой родины с более приземленными реалиями, нежели далекое и не очень далекое прошлое.
«По-моему, понятие «бренд» уместнее связывать с производственной деятельностью в том или ином месте. Наверное, у каждого города имеется градообразующее предприятие, благодаря которому он (город) живет и развивается, – пускается в рассуждения пенсионерка, коренная кобринчанка Евгения Сергеевна. – В Кобрине когда-то так называемым флагманом была прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка». Сегодня наш город ассоциируется, скорее всего, с небезызвестной игрушечной фабрикой «Полесье». С легкой руки предпринимателей, взявшихся за выпуск, казалось бы, несерьезной продукции, о небольшом Кобрине узнали не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье. Так что бренд «Полесье» без сомнений можно отождествлять и с брендом самого города…»
Экспресс-интервью с прохожими проводилось на центральной площади у здания райисполкома. Место опроса автор выбрала неслучайно. Через дорогу от площади – огромные стенды с фотографиями, посвященные истории и современности Кобрина. А в центре этой своеобразной летописи – герб города, утвержденный указом президента в июне 2004-го.
Тогда, в начале века, в небольшом районном центре разгорелись нешуточные страсти по поводу главного символа. Профессиональные историки и любители-краеведы ломали копья-перья, отстаивая свои взгляды на право Кобрина иметь герб в виде французского щита с изображением младенца Иисуса Христа, Пречистой Девы Марии и праведной Анны (за основу современного герба принят исторический герб, дарованный городу Кобрину и Городцу королем Сигизмундом III Вазой вместе с магдебургским правом в 1589 г.).
Страсти утихли одновременно с государственной регистрацией нового герба. Сегодня его можно увидеть не так уж часто. В официальных кабинетах и на первой странице районной газеты, на некоторых маршрутных такси...
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги