История тверской педагогики…
К сожалению, у нас еще не появилось детальных исследований на эту тему, а сколько интересного она таит! Педагоги-новаторы, которые прокладывали новые пути в своей отрасли. Учебные заведения, которые прочно вошли в историю тверского края. Сколько выдающихся людей, ставших славой нашего Отечества, они воспитали! И если создавать педагогическую карту Тверской области, то одно из самых заметных мест на ней займут несколько зданий в центре Твери, которые расположились в самом начале улицы Софьи Перовской. Здесь в разные годы размещались два учебных заведения, которые, несмотря на самые разные цели, объединяло одно. И в то, и в другое принимали только подростков мужского пола. Первым из них была Тверская духовная семинария. Уже в советские годы в этих корпусах разместилось суворовское училище. История каждого из этих учебных заведений представляет немалый интерес. И давайте начнем с 1739 года, когда в Твери появилась духовная семинария.
По велению Петра Первого
Духовная семинария – изобретение не русское. Эти учебные заведения появляются в середине ХVI века в Европе. Само слово «семинария» в переводе с латыни означает «рассадник». Очевидно, считалось, что семинарии должны были стать рассадниками знания и благочестия. На Руси семинарии начинают появляться во времена Петра Первого, который увидел за границей немало полезного и со свойственным ему упорством внедрял иностранный опыт на нашу не слишком подготовленную для этого почву. В начале ХХ века без семинарии трудно было представить более или менее крупный город российской империи. Семинаристы постигали науки в течение 6 лет.
Обучались в семинариях в большинстве дети священнослужителей, хотя и выходцам из других сословий путь туда заказан не был. В программу этого учебного заведения входили богословские и светские науки. В частности, семинаристы проходили полный курс классической гимназии, а также изучали логику, психологию, медицину. После окончания семинарии ее выпускники могли на выбор продолжить обучение в Духовной академии, жениться, получить церковный приход или посвятить себя гражданской службе. Семинаристами были знаменитые люди, которые нашли признание как на церковном, так и на гражданском поприще. Самым известным семинаристом стал Иосиф Джугашвили – товарищ Сталин.
Существовала духовная семинария и в Твери. В этом году ей могло бы исполниться 272 года. Давайте перелистаем несколько страниц истории этого не столь обычного для нас учебного заведения, вспомним имена наиболее достойных его выпускников.
Еще во времена Петра Первого появился у нас обычай отправлять наиболее талантливых отроков постигать науки за границу. И вот в 1765 году Святейший Синод решил отправить в Англию десять наиболее проявивших себя в учебе выпускников российских семинарий. В эту десятку вошел и тверской семинарист Прохор Суворов, который в скором времени оказался в Оксфорде. В отличие от некоторых своих сверстников, которые вместо усиленных занятий бросались в водоворот веселой студенческой жизни, Прохор Суворов в течение почти 10 лет усиленно грыз гранит науки. Результат превзошел все ожидания. Тверской семинарист стал первым иностранцем, который не только окончил в Оксфорде полный курс наук, но и получил звание действительного магистра. Честь для иностранного студента в ту пору необыкновенная. Несмотря на предложения остаться в Англии, Прохор Суворов вернулся на Родину. Преподавал в различных учебных заведениях. До конца своих дней был профессором высшей математики в Московском университете.
Должны ли дети быть умнее отцов своих?
В 1722 году Петр Первый издал указ, в котором повелевал «озаботиться заведением школ при архиерейских домах». Тверской епископ Сильверст Холмский в отличие от некоторых других иерархов церкви мешкать не стал, и в том же 1722 году в Твери появляется епархиальная славяно-русская школа. Была проведена специальная перепись «протопопских, священнических и церковного притча детей Твери, Клина и уездов».
Надо сказать, что родители весьма неохотно отдавали своих детей в это учебное заведение, мотивируя тем, что не должны они быть умнее отцов своих. Так что на протяжении нескольких десятилетий приходилось доставлять ребят в Тверь на учебу под полицейским конвоем. Однако ученики также не были шиты лыком и делали все возможное, чтобы избежать насильственного обучения. Так, в 1731 году в ночь на 18 мая они похитили у учителя ларец со списками учеников и разбежались по домам.
В 1739 году на Тверскую епархиальную кафедру вступил Митрофан Слотвинский, бывший ректор Московской славяно-греко-латинской академии. Он всерьез взялся за церковную школу, которая с той поры стала именоваться семинарией. Преподаватели семинарии были одними из самых обеспеченных людей в городе. Их зарплата составляла более 100 рублей в год, сумма по тем временам немалая. Из Санкт-Петербурга была доставлена библиотека покойного архиепископа Феолактита, насчитывающая более тысячи книг разного содержания. Неудивительно, что многие из выпускников Тверской семинарии нашли себя в светской жизни.
Куницын родился в селе с несколько необычным названием Кой, расположенном на границе Тверской и Ярославской губерний. Сегодня это Сонковский район Тверской области. Сын сельского дьячка, он сумел выбиться в люди только благодаря своим трудам и талантам. Отец научил его читать и писать, после чего Куницын поступил в Тверскую семинарию. В областном архиве сохранились семинарские ведомости той поры. Против фамилии Куницына мы видим самые высокие по тем временам оценки успеваемости: «Изрядно», «»Хорошо», «Не худо». После окончания семинарии он решил не принимать сан, а продолжить учебу в светских учебных заведениях – сначала в Петербургском училище подготовки учителей, а затем в знаменитом Гейдельбергском университете, рассаднике русского вольномыслия.
И вот наступает 1811 год. В Царском Селе открывается новое, доселе невиданное в России учебное заведение – лицей. 28-летнего Куницына назначают профессором нравственных и политических наук. Среди его учеников оказывается и Александр Пушкин.
Вы помните, когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог
царицын.
И мы пришли. И встретил
нас Куницын.
Приветствием меж тысячи
гостей.
По воспоминаниям еще одного лицеиста – Ивана Пущина, Пушкин охотнее всего занимался в классе Куницына и совершенно по-своему: уроков никогда не повторял, мало что записывал. Сам Куницын дает Пушкину такую характеристику: «Пушкин весьма понятен: замысловат и остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его не очень велики». Однако, как выяснилось впоследствии, Пушкин вынес с лекций Куницына гораздо больше, чем его преподаватель мог предложить. И своего лицейского наставника вспоминал поэт неоднократно, в том числе и в стихах.
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш
пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
На берегу Волги в устье реки Тьмаки…
Почти за два века своего существования Тверская семинария сменила несколько адресов, однако все они находились в одной и той же части города, там, где в Волгу впадает река Тьмака. Первоначально греко-славянская школа располагалась в архиерейском доме, там, где сейчас находится Путевой дворец.
Однако в скором времени семинария переехала в бывший Федоровский монастырь, который располагался на острове в устье реки Тьмаки. Почти каждую весну семинаристы страдали от наводнений. Как пишет об этом историограф Тверской семинарии Владимир Колосов, когда шел лед, вода так затопляла семинарское здание, что бурсаки вынуждены были залезать на печи, а вслед за ними лезли и мыши. В 70-е годы ХVIII века для семинарии строится новое здание.
Разместилось оно на плацу перед Никольской церковью, что на Капустниках. Сегодня на этом месте находится футбольное поле стадиона «Химик». Затем семинария переехала вновь за Тьмаку и разместилась практически на берегу Волги. В 80-е годы ХIХ века это здание было перестроено и приобрело во многом знакомый для сегодняшних горожан вид. Здесь и размещалась Тверская семинария до 1918 года.
Невдалеке от Торжка в селе Спасском на деревенском погосте есть могила с довольно необычной эпитафией – «Дедушке русской химии». Здесь похоронен Александр Абрамович Воскресенский. В свое время он окончил Тверскую семинарию. Образование продолжил в педагогическом институте Санкт-Петербурга, который окончил с золотой медалью. Особенных успехов Воскресенский достиг в химии, поэтому и был отправлен продолжать образование за границу к знаменитому химику Либиху. Александр Воскресенский совершил ряд заметных открытий, воспитал немало талантливых учеников, среди которых был и Дмитрий Иванович Менделеев. Долгие годы Воскресенский был ректором Петербургского университета.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги