Кадырова пропишут в израильской деревне
Совет деревни Абу-Гош под Иерусалимом принял решение назвать одну из улиц именем бывшего президента Чечни Ахмада Кадырова. Ахмад Кадыров, отец нынешнего главы республики Рамзана Кадырова, в 2004 году погиб в результате террористического акта в Грозном.
Небольшая деревня Абу-Гош примерно в 10 километрах от Иерусалима, известна больше всего своим отличным хумусом. Хумус – это растертые до пастообразного состояния плоды растения из семейства бобовых под названием нут, к которым добавлено оливковое масло и специи.
В 2010 году 50 деревенских поваров приготовили самую большую порцию хумуса в мире – четыре тонны – и вошли в книгу рекордов Гиннеса, вытеснив прежних рекордсменов, ливанцев, утверждающих, что это блюдо является их национальным. Несколько менее, чем хумусом, деревня известна своими историческими достопримечательностями: по преданию, один из старинных храмов возведен там на месте, где молился английский король Ричард Львиное сердце. На холме в западной части деревни, предположительно, располагался библейский город Кирьят-Йеарим, где на протяжении долгих лет хранился Ковчег Завета.
Клан Абу-Гош, как утверждают в деревне, имеет чеченские корни: якобы в начале XVI века семейство с такой фамилией, спасаясь от кровной мести, перебралось из Северного Кавказа в окрестности Иерусалима. Современные жители деревни – арабизированные потомки адыгов. Глава семейства по прибытии на Святую землю в 16 веке занялся своеобразным "бизнесом": собирал подушную подать с паломников, проходивших мимо деревни в Иерусалим и справиться с ним не могли даже османы. Жители Абу-Гоша очень лояльны к Израилю и добровольно служат в армии.
В конце июля 2011 года деревню посетил заместитель министра по внешним связям, политике, печати и информации Чеченской республики Зелимхан Мусаев. Его пригласил глава местного совета Абу-Гош Салим Джабер, и Мусаев, узнав о существовании дальних родственников на Святой земле, поехал знакомиться. Он встретился здесь с местными предпринимателями и главой местного совета. Салим Джабер нанес в Грозный ответный визит, и встретился с президентом Чеченской республики Рамзаном Кадыровым, а также с министрами науки и культуры. Также Джабер нашел время для поездки в Москву и встречи с историками, которые подтвердили чеченские корни жителей Абу-Гош. Через три с половиной месяца после возвращения Джабера местный совет принял решение назвать одну из деревенских улиц в честь отца нынешнего президента Чечни. Чеченские власти обещают жителям Абу-Гоша бесплатное жилье для всех желающих репатриироваться на Северный Кавказ.
Правительство Чечни также высказало намерение финансировать постройку в Абу-Гоше школы и чеченского культурного центра, чтобы жители деревни могли узнать больше о своих корнях. В деревне проживает около 7000 человек, в основном мусульман, но есть и христиане. Внешне быт Абу-Гоша ничем не отличается от любой другой арабской деревни в Израиле.
О том, кто именно живет в деревне Абу-Гош, существуют разные мнения. Известно, что в XIX веке, в пору завоевания Россией Северного Кавказа, существовал значительный миграционный поток в южном направлении. Сотни тысяч представителей северокавказских народов осели в нескольких странах Ближнего и Среднего Востока. Об этом – обозреватель Радио Свобода Дэмис Поландов:
– Существует много разных версий. В том числе этнографы записывали историю прихода черкесов в это место и говорили о XIX веке, о потомках мухаджиров, которые приехали в Израиль.
– Кто такие мухаджиры?
– Беженцы, которые ушли с Северного Кавказа во время и после русско-кавказской войны. Основная масса мухаджиров были этническими черкесами (адыгами). Расселялись, в основном, в Османской империи. Некоторые – на Балканах. Если говорить об израильских черкесах, то большая часть из них были переселены с Балканского полуострова. В две известные деревни – Кфар-Кама (или Кафар-Кама, как говорят на иврите) и Рихания. И согласно одной из легенд третьей была деревня Абу-Гош. Я нашел легенду об Абу-Гоше, о том, что это были черкесы, а не чеченцы. У них были плохие отношения с местными арабами, в результате чего арабы вырезали всех черкесов. Осталась одна женщина, которая спрятала своих четырех сыновей в соседней деревне. Собственно, от них и произошли живущие сегодня в Абу-Гош, те, кто называли себя черкесами. Но сегодня они называют себя чеченцами. Почему?
Жители первых двух селений – Кфар-Кама и Рихания – не считают их черкесами. Это обычные израильские арабы. Единственное их отличие в том, что они всегда были лояльны государству Израиль, даже участвовали во время арабо-израильских войн на стороне Израиля. Потому что именно представители мухаджиров стояли на стороне своего государства.
– Какие-то северокавказские обычаи здесь сохранены или это полностью арабизированное население?
– Люди, которые живут, например, в Кфар-Каме или в Рихании, сохранили и язык, и обычаи. Если говорить о жителях Абу-Гош, то это в принципе арабы. Они не знают никакого другого языка, поэтому их так легко назвать чеченцами или черкесами, тем более что черкесы – это в принципе собирательное название для всех выходцев с Северного Кавказа.
– То есть теоретически среди большого количества мухаджиров могли быть те, которые считая себя черкесами, могли быть чеченцами?
– Конечно. В соседней Иордании, например, порядка 300 тысяч потомков черкесов адыгского происхождения и примерно 25 тысяч чеченцев.
– Есть какие-то данные о численности этой исторической северокавказской диаспоры на Ближнем Востоке, в Турции?
– Самая большая проблема заключается в том, что в Турции эти данные так и не обнародованы. Но есть предположения, что в этой стране около 4-5 миллионов черкесов.
– А в других странах?
– Там черкесов существенно меньше. В Иордании примерно 300 тысяч, около 200 тысяч в Сирии. В Израиле осталось совсем мало, в двух селах – Кфар-Кама и Рихания – около 5 тысяч черкесов. Во время войны между Израилем и Сирией многие селения покинули черкесы и переселились в Сирию.
– Есть ли данные о том, чем занимались эти люди, когда переехали? Это сельское население или они формировали какие-то военные северокавказские подразделения? Как в Иордании – чеченская гвардия или черкесская гвардия?
– В черкесской гвардии действительно служат и черкесы, и чеченцы. Черкесы составляли именно военное сословие, их еще в Османской империи отправляли охранять Трансиорданскую железную дорогу. Да и черкесов в Израиле, если говорить о XIX веке, трудно назвать крестьянами. В легендах как раз говорится о том, что они занимались грабежами, у них было очень много конфликтов. В той же легенде говорится, что единственный труд, который они считали не зазорным – выращивать лошадей.
– Сейчас все это северокавказское сообщество объединено? Или это отдельные общины, которые более-менее сохраняют национальные обычаи, но потихонечку смешиваются с местным населением?
– И то, и другое. Между ними есть общение. Черкесы в Иордании, Израиле, Турции общаются между собой, и последние 20 лет более интенсивно, поскольку появились средства коммуникации. С другой стороны, существенная часть черкесов, особенно в Турции, переезжают в города. Происходит очень быстрая ассимиляция и люди теряют язык. То же самое происходит и в Иордании, и в Сирии.
– Экспорт имени любимого руководителя, почитаемого президента – довольно распространенная практика на постсоветском пространстве. Известны памятники покойному президенту Азербайджана Гейдару Алиеву во многих городах. Похоже, что чеченские власти тоже пользуются этим пропагандистко-политическим методом, поскольку в деревне Абу-Гош появится чеченская школа, чеченский культурный центр, улица Кадырова. Таким образом, имя Ахмад-хаджи станет более известным в мире. Это правильное допущение?
– Не думаю, что это будет большая новость в израильских газетах. Не вижу никакого существенного пиар-эффекта. Я бы рассматривал эту новость в более широком контексте. Дело в том, что у России в кои веки появляется какая-то политика в отношении именно северокавказских диаспор. Совсем недавно Россотрудничество, которое занимается работой с соотечественниками, начало заключать соглашения с северокавказскими республиками по работе с диаспорами. В частности, речь шла и о черкесах Сирии и Турции. Мы увидели в этой новости лишь один фрагмент этой политики. В любом случае Россия пытается обезопасить Олимпиаду-2014, и тут работа с черкесскими организациями необходима.
И второе предположение более общего плана. Видимо, у России есть какие-то интересы на Ближнем Востоке и в Турции, она каким-то образом хочет задействовать именно северокавказские диаспоры. Ведь если взять Иорданию или Сирию, то это очень сильные общины, которые имеют определенный политический вес.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги