Из глубины веков ткется узор рода

Из года в год в традиционной номинации “Презентация рода” республиканского праздника урожая “Уртун той” наш район выглядит очень достойно. Если в прошлом году свой род представляли Добровы, то в 2011-м этой чести, как почетной, так и ответственной, удостоился род Ботиных и был отмечен специальным дипломом “За сохранение обычаев и традиций”.

Возглавили делегацию старейшина рода Владимир Георгиевич Ботин из Новомарьясова (он же является председателем совета старейшин хакасских родов района) и одна из старейших представителей рода, хранительница его обычаев и традиций Мария Андреевна Ботина, мама Владимира Георгиевича.

Род Ботиных не назовешь многочисленным, но дружным — несомненно: поддержать сородичей приехали абаканские Ботины и родственники, живущие в других районах.

— Среди Ботиных нет однофамильцев, если Ботин — значит, родственник, — утверждает Владимир Георгиевич и продолжает. — А когда родни мало, то и дорожишь ею больше, ценишь и уважаешь, другой-то не будет.

Правда, правила не без исключений, и самые интересные сюрпризы преподносит нам жизнь. Каково было удивление его младшего брата Алексея Ботина, когда служивший с ним в Германии русский паренек оказался тоже Алексеем Ботиным.

Родовое село Ботиных располагалось на берегу Чулыма и называлось Тоспахтар аалы — по имени родоначальника, которым является прапрадед Владимира Георгиевича в восьмом колене. Был это человек крупный, кряжистый, да и сегодня род не обмельчал. Кроме Ботиных там жили Додонковы, Душины. В период коллективизации мелкие аалы укрупнили и Ботиных переселили в Хозаннар аалы (Конгарово). А то место, где стояло Тоспахтар аалы, до сей поры называют не иначе, как аал Ботиных. Там же поблизости находятся гора Три Брата и лес (чабал арыг) — места, которые считались у рода сакральными. Чтобы духи были благосклонны к ним, их нуждам, люди приносили в жертву лошадь с белой отметиной на лбу, которую специально растили, холили, не запрягали.

Издавна ведется, что женщина — хранительница очага, а мужчина — глава семьи, рода, защитник Отечества. Сильные, выносливые парни вырастали у Ботиных, славились они своим трудолюбием и мастеровитостью. На чужое никогда не зарились, своим горбом зарабатывали. Кошару, построенную без единого гвоздя под руководством деда Константина Ивановича, через много лет разобрать не могли — добротно все было сработано, плотно, стык в стык подогнаны бревна.

Все потрясения, происходившие в стране, не обошли их род стороной, оставив свой тяжелый след. Попал под молох репрессий в 1927 году Константин Иванович якобы за пособничество банде Соловьева. Вышел искать теленка, а у соседского двора — верховые, в дом позвал, усадил их хозяин со всеми чай пить… Приехавшие чоновцы не стали разбираться — раз за одним столом чаи распиваешь, значит, с бандитами заодно. Осудили на десять лет. Попал в Соловки, Беломорканал рыл. Правда, отпустили его через шесть лет: трудился он на совесть, от природы был умным, сметливым, да и лишнего слова не говорил никогда. Но в годы войны власти проявили бдительность и забрали снова, теперь уже на оставшиеся четыре года.

Многие из сыновей Ботиных встали на защиту родной земли от фашистских захватчиков в Великую Отечественную, и среди них братья Константина Ивановича Григорий и Никанор. Григорий Иванович остался лежать на чужбине, а Никанор Иванович раненый, но вернулся. Семен Максимович Ботин воевал в кавалерии, тоже был ранен, привез домой трофейную шашку, которую как память о нем хранят родственники. Его брата, Кирсантия Максимовича, призвали в 1943-м, был пулеметчиком, имеет нагрудный знак “Отличный пулеметчик”, за форсирование Одера награжден орденом Красной Звезды. Прикрывая отход роты на одной из высот, поразил много врагов из своего пулемета, раненого командира роты сумел вытащить с поля боя, хотя у самого ноги были перебиты. За это был представлен к ордену Славы III степени. После переучился на минометчика, закончил войну в звании старшины роты.

Троюродным дедом приходится Кирсантий Максимович Владимиру Георгиевичу, 94 года прожил. Из уст деда и услышал он многие факты из истории рода и своей родословной, которая корнями уходит чуть ли не в XVII век. Чтобы не утратить безвозвратно, стал записывать услышанное, систематизировать, продолжая по крупицам собирать — недолог век человеческий, а это самое ценное, что можно оставить детям. Верится, что не прервется связующая нить поколений — подхватит эстафету сын Владимира Георгиевича, ведь сохранение памяти предков открывает дорогу в будущее.

Мария Андреевна же вспоминает, как выбирали невест, старались взять из хорошего работящего рода (между тем уверяя, что все равно женились по любви), как невесту садили на мерлушковый круг, пели, расплетая девичьи косички, чтобы заплести их в две тугие косы замужней женщины, как посаженая мать в подобающим образом украшенной национальной одежде срывала с высокой лисьей шапки символическую ленту и бросала к порогу, где толпились молодые парни — кто поймает, того и черед жениться.

Она рассказывает, и будто стираются границы времен, молодое озорство сквозит во всем ее облике, то и дело заливается каким-то удивительно солнечным смехом, и тогда морщинки на ее добром лице сбегаются в мягкие лучики. Необыкновенно легко рядом с ней. И только слегка затуманиваются ее глаза, когда говорит о любимом муже Георгии Константиновиче, вот уже 23 года нет его рядом. Вырастили, вывели в люди троих сыновей и трех дочерей. Теперь они да 14 внуков и восемь правнуков — ее любовь и опора.

Бережно хранит все в памяти Мария Андреевна, берегут и другие старшие представители рода: Лидия Романовна, Николай Прокопьевич, Евгения Юрьевна Ботины из села Копьево, Антонина Семеновна из Кобякова, Валентина Моисеевна из Аскиза, Александра Прокопьевна из Доможакова. Все это часть их жизни.

По хакасскому обычаю женили Георгий Константинович и Мария Андреевна своих сыновей. Сегодня так уже не справляют свадьбы, разве что театрализованным действием вводятся национальные обычаи в ход праздников.

— Главное, чтобы у молодых любовь была, только она приносит счастье в семейную жизнь, — ставит во главу угла общечеловеческие ценности Владимир Георгиевич, высказывая свое мнение о частых сегодня интернациональных браках.

А в Пасху как старшая в роду соберет Мария Андреевна родственников в своем доме, а потом понесут они радость праздника из дома в дом, побывают у всех Ботиных, соблюдая очередь по старшинству.

Продолжается история рода в тесном переплетении с историей родной страны. И пусть беспрерывным будет род, чтобы процветала страна, основой которой в числе многих других является и род Ботиных.

Источник: http://www.gazeta19.ru/node/10590
Дата: 05.11.2011
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ