Что ищут там, в краю далеком?
Поисковики возвращают нам забытые имена
Военно-исторический поисковый отряд «Уралец» в экспедиции этого сезона в Беларуси поднял останки наших земляков, бойцов 336-го Челябинского пехотного полка, геройски погибших за Отечество в Первой мировой войне. Установлены 34 фамилии наших земляков.
«К чему прах ворошить?»
Иной досужий обыватель рассуждает так: «К чему прах ворошить, погибших солдат все равно не вернешь…». Поисковики-общественники всей страны, на мой взгляд, восполняют долг государства перед погибшими воинами. С одной стороны, во всеуслышание постоянно звучит фраза: «Война не закончена, пока не похоронен прах последнего погибшего солдата», а с другой, официальные структуры десятки лет не делали для поиска солдат абсолютно ничего. Раньше держалось и в основном держится сегодня на энтузиазме общественников-поисковиков благородное и непростое дело возврата памяти.
Возврата из небытия имен погибших за Родину солдат и достойное, со всеми почестями погребение их останков. В такой ситуации, когда сотни тысяч солдат Великой Отечественной войны все еще лежат не похороненные и неопознанные в своих окопах, воронках от взрывов, в лесных мхах и полевых травах, — что можно говорить о прахе земляков, павших за Отечество еще в Первую мировую войну?! Считайте — век тому назад…
Сенсацией всегда считалось, если поисковики в экспедиции обнаружат хотя бы несколько солдатских «медальонов смерти», возвратят нам добрые имена погибших на полях Великой Отечественной войны. А как тогда назвать установление 34 фамилий наших земляков из трагически знаменитого 336-го Челябинского пехотного полка (бывший 196-й Инсарский), который в 1914 году квартировал в Красных казармах в Челябинске, затем доформировывался в Кусе?! Это настоящий подвиг поисковиков-подвижников, озерских ребят из военно-исторического поискового отряда «Уралец».
Приведу еще несколько цифр. За шесть лет своей работы отряд «Уралец» провел четырнадцать экспедиций — эти масштабные работы весьма впечатляют по их географии — от Ладожского озера до Бреста и от белорусско-польской границы до мест былых боев на Урале. На след гибели 336-го Челябинского пехотного полка озерский отряд «Уралец» вышел довольно давно. В нынешний сезон они месяц работали в поле в районе деревни Рачицы под Гродно.
Здесь в феврале 1915 года из-за бездарности командования, не приславшего вовремя подкрепление, весь полк погиб смертью храбрых. Подкрепление в битве против кайзеровских войск было направлено из Гродно (18 километров отсюда). Но расстояние преодолевалось целых трое суток, что решило судьбу Челябинского пехотного полка, стоявшего до конца насмерть…
Конечно, век спустя мало кто из земляков знает об этом подвиге дедов и прадедов. При желании читателей можем опубликовать 34 имени и фамилии солдат и офицеров, погибших у деревни Рачицы.
Поисковикам отряда «Уралец» удалось поднять около четырехсот останков погибших солдат 336-го Челябинского пехотного полка. Замечу, что это не только за один минувший поисковый сезон и в тесном содружестве с белорусскими коллегами.
Дело общее
Конечно, обнаружить на месте боев столь много останков погибших бойцов, установить их имена и фамилии без помощи профессионалов из 52-го отдельного специализированного поискового батальона МО Республики Беларусь было бы нереально. Судите сами — какие возможности у уральской общественной организации и специализированной воинской части белорусского министерства обороны?! Даже сравнивать не придет в голову.
Оказывается, в Беларуси давно существует в составе вооруженных сил такая воинская часть — цель которой — поиск погибших воинов. В России ничего подобного нет. Бойцы ОСПБ-52 не только ведут поиск сами, но и поисковикам общественных организаций из России ценную помощь всегда оказать готовы. А с отрядом «Уралец» солдаты и офицеры ОСПБ-52 работают вместе не первый год. Готовы всегда информацией редкой поделиться, помочь в кропотливой архивной работе по установлению имен погибших по солдатским медальонам…
Память, конечно, дело общее. Но есть еще более жесткие основания для тесного сотрудничества военных из ОСПБ-52 и ребят из отряда «Уралец». Поиск погибших солдат отнюдь не похож на туристическую вылазку на природу, с палатками у костра, с песнями под гитару… Хотя этот момент, конечно, есть тоже. Не это главное. Главное тяжкий труд: физический с лопатой и моральный — самим отдать нравственный долг погибшим. Исправить ошибки государства, забывшего о погибших в полях солдатах на многие десятилетия…
Есть еще одна грань поисковой работы. Помимо нравственного и физического груза — смертельная опасность. Никто на сто процентов не может гарантировать, во что под землей упрется металлический щуп или лопата поисковика! В старую ржавую каску или детонатор снаряда или мины?!
Эхо минувшей войны в лесах Полесья — фраза не только эмоциональная, сколько реальная — в грохоте взорвавшейся коварной гранаты времен войны. И с этой стороны солдаты и офицеры ОСПБ-52 Беларуси отряду «Уралец» — верные друзья и соратники. Поскольку каждый из наших белорусских коллег опытный сапер. Они и берегут ребят от притаившейся в земле смерти… Конечно, сам по себе снаряд может быть не опасен, но что сделала ржавчина с его детонатором за полвека в земле — ни один химик на этот вопрос не ответит…
Года три назад довелось побывать несколько дней в гостях у экспедиции отряда «Уралец» в районе городка Сморгонь Гомельской области. Сам убедился, как в таком тесном содружестве работают наши земляки, юные бойцы отряда «Уралец» и профессиональные военные ОСПБ-52. Вот она, народная дипломатия в действии!
Нынче по итогам экспедиции на месте гибели 336-го Челябинского пехотного полка, на месте раскопок был установлен и освящен местным батюшкой шестиметровый деревянный крест с иконой Симеона Верхотурского, привезенной с Урала. Как сообщил основатель и руководитель отряда «Уралец», журналист и краевед из Озерска Борис Чигирин, Гродненский
облисполком (в Беларуси есть такие структуры и сегодня) принял решение: на месте гибели солдат и офицеров 336-го Челябинского пехотного полка будет построен мемориал, а в сельской школе возникнет музей о Челябинском пехотном полке и отряде «Уралец».
Дальние дороги — близкие друзья
В такую дальнюю дорогу бойцы «Уральца» без дружеской помощи уехать бы не смогли никогда. Можно сказать, международный маршрут да еще на месяц работы в местах боев. Многие понимают важность работ уральцев — за все годы экспедиций ими подняты из окопов и похоронены с почестями более двух тысяч останков солдат Великой Отечественной войны, установлены, возвращены нам из тьмы небытия 283 имени погибших.
Кроме того, в «Уральце» практикуется воспитание трудных подростков из неблагополучных семей в непростых условиях экспедиций. Все это требует затрат и немалых. Нынче, например, по городской программе «Молодежь Озерска» отряд выиграл гранд. Деньги пошли на экспедицию. По словам Бориса Чигирина, у отряда есть в Озерске бессменные спонсоры — НПРО «Урал», отдел по делам семьи и молодежи городского округа, просто неравнодушные к проблемам поисковиков земляки.
Вот они, истоки народной дипломатии!
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги