Возвращение на прародину мадьяр - 2

до него был венгерский ученый Тибор Тот, который в середине 60-х годов прошлого столетия, случайно оказавшись в тургайских степях, обнаружил живущих здесь представителей казахского рода мадияров. Эпохальное открытие, о нем восторженно писала венгерская...

Возвращение на прародину мадьяр - 2
29/07/2007 14:32:26
http://www.press-uz.info/ru/content.scm?topicId=2803&contentId=93509


Аркалык удивил венгров. Некогда вполне благополучный областной центр встретил гостей остовами полуразобранных зданий, пустыми глазницами окон, зияющими провалами дверей. Складывается впечатление, что Аркалык - не одна из, пусть и бывших, столиц Целинного края, а передний край обороны Сталинграда. Проезжаем мимо старого элеватора, припомнил, что тридцать лет назад на нем красовался лозунг «Тургай работает на коммунизм». Теперь нет, но это не принесло его населению благополучия. Интересно, почему? Кажется, что с тех времен прошла целая вечность. Оглядывая мелькающую за окном автомобиля убогость, задался вопросом: а как венгров встретит население Тургая? В своей книге «Тургайские мадьяры. Казахстанские мадьяры - кто они?» Михай Бенкё писал, что здешний народ встречал его не очень приветливо, чурался. Стоило ему приступить к расспросам о старинных преданиях и их родословной - шежiре, как собеседники замыкались в себе, сообщает газета "Деловая неделя" (Казахстан).




ДН

Шандор - мадьярский знаменосец


«Свой среди чужих, чужой среди своих»

А до него был венгерский ученый Тибор Тот, который в середине 60-х годов прошлого столетия, случайно оказавшись в тургайских степях, обнаружил живущих здесь представителей казахского рода мадияров. Эпохальное открытие, о нем восторженно писала венгерская газета «Мадьяр Немзет»: «Найдена прародина мадьяров!» Больше бывать здесь Тоту не привелось, надо понимать, что Тургай, как бы об этом ни свидетельствовал лозунг на элеваторе, это тебе не витрина коммунизма, в которой все как на витрине. Хотя Аркалык и был комсомольской стройкой, но вокруг него было полно колоний, а заключенных и тех, кто находился на поселении, при всем желании трудно было назвать строителями светлого будущего. На мой взгляд, это и послужило причиной того, что ученого сюда больше не пустили. В начале 90-х Тот умер, а его открытие забылось. Но у Тота были более успешные последователи. Что же касается руин в Аркалыке, то они появились после развала Союза, когда в ходе очередной реорганизации, город лишился статуса областного центра. Один из организаторов I Международного казахско-венгерского этнофестиваля «Встреча через века» Курмангазы Жангильдин говорил, что в областном бюджете на следующий год заложены деньги на «разбор этих завалов». Что же касается венгерской газеты, то ее корреспондент Габор Маргиттай является участником этой поездки.
Вернемся к теме. Один из моих венгерских друзей как-то сказал: «Маршруты твоих поездок по Ирану, Турции, Афганистану и Узбекистану повторяют путь, проделанный Арминиусом Вамбери». Тогда это имя мне ни о чем не говорило. Позднее, покопавшись в Интернете, узнал, что это известный венгерский путешественник и лингвист, внесший значительный вклад в развитие ориенталистики и сравнительного языкознания. О нем можно говорить бесконечно: полиглот, самоучка, блестящий знаток восточных языков и канонов ислама, человек, вне всякого сомнения, большого ума, мужества и смелости. Он не раз бывал на грани разоблачения, но Бог был милостив к нему. Будучи хромым (сказалась болезнь в детстве), Вамбери побывал в тех странах, куда допуск европейцам был закрыт. Ирония судьбы: на Востоке его считали европейским шпионом, в Европе - азиатским.
История сохранила имена тех, кто нарушил этот запрет: это английские офицеры Стоддарт и Конноли, немецкий ученый Шлегентвейн и многие другие. Их участь была ужасной. В ходе путешествия в страну Шести городов - Алты шаари (Кашгар. - «ДН») лишь самообладание спасло от гибели Чокана Валиханова. Но вернемся к Вамбери, примечательно, не имея высшего образования, он был избран член-корреспондентом Венгерской академии наук. Он писал о причине, побудившей его совершить столь рискованное путешествие на Восток: «То, что венгерский язык относится к алтайской семье языков, знает каждый, но к финской или же к татарской ее ветви - вот вопрос, который ждет своего ответа. Этот вопрос, интересующий нас, венгров, по причинам научного и национального характера. Путем практического изучения живых языков я хотел точно узнать степень родства между венгерским языком и тюрко-татарскими наречиями, к мысли о котором меня привели уже теоретические знания». С этой целью в 1863 году Венгерская академия наук и командировала Вамбери на Восток. Сравнительно недавно, будучи в Санкт-Петербурге, я побывал в Российском географическом обществе, где в разговоре упомянул о том, что прошелся по следам Вамбери. Тут же ученый секретарь предложила прочесть на заседании общества доклад на эту тему.
Под видом дервиша Вамбери примкнул к каравану паломников, возвращавшихся из хаджа в Мекку. В своей книге «Путешествие по Средней Азии» он писал: «Для нас, европейцев, киргизы (казахи. - «ДН»), даже если контакты с ними были частыми, - всегда явление удивительное. Перед нами предстают люди, которые ежедневно, в палящий зной или в глубоком снегу, в течение нескольких часов кочуют со всем своим скарбом, ища нового пристанища, опять-таки, всего на несколько часов; это люди, никогда не слыхавшие о существовании хлеба, вся их пища состоит из молока и мяса».


Путешествие брата Юлиана

И далее Вамбери продолжил: «Киргиз (казах. - «ДН») считает жителей городов и всех прочих людей, живущих на одном месте, больными или сумасшедшими и жалеет всех тех, у кого не монгольский тип лиц». Он пытался определить их численность, задавал вопросы, а в ответ раздавался смех: «Сначала сосчитай песчинки в пустыне, тогда можешь сосчитать и нас, киргизов». Также невозможно определить границы их проживания. В те времена вопрос с делимитацией границ не стоял. Впрочем, Вамбери отличал различные кочевые племена, например кипчаков в Узбекистане. Он писал: «Кипчаки, по нашему мнению, самое древнее и наиболее примитивное тюркское племя, которое от всех племен этой большой семьи, рассеянной от Комула до Адриатического моря, больше всего сохранило верность своей старой национальности как по типу лица и характеру, так по языку и обычаям. В тюркском наречии, на котором говорят кипчаки, я не различил ни одного персидского или арабского слова, их диалект можно считать лучшим переходным пунктом от монгольского к джагатайскому языку. Несмотря на свою малочисленность, кипчаки и поныне оказывают могущественное влияние на политические дела в Коканде, они назначают ханов, а потом смещают их, и часто бывало, что 500 их всадников овладевали каким-нибудь городом, а хан не осмеливался выступить против них». Вамбери отмечал схожесть языков венгров и тюрков.
Что же касается сущности кочевого мира, то Вамбери его раскрыла одна киргизка: «Мы же не можем быть такими ленивыми, как вы, муллы, и целыми днями сидеть на одном месте! Человек должен двигаться. Посмотрите, солнце, луна, звезды, вода, животные, птицы, рыбы - все движется. Только мертвые и земля недвижимы». Но он так и не понял того, чего силилась ему втолковать женщина, хотя должен был. Все верно. Мобильные гунны в середине V века преодолели Карпаты, и Паннония стала центром их владений в Европе. В моем представлении, этот процесс напоминал цунами, людская волна следовала за волной.
Но и Вамбери не был первым венгром, посетившим Великую степь. Им был монах-доминиканец по имени Юлиан. В памяти мадьяров еще были свежи предания о том, что где-то далеко-далеко на Востоке остались их соплеменники. Хронисты того времени называли прародину мадьяров Великой Венгрией - Hungaria Magna. Т.е. интерес к ней у венгров был еще тогда. В 1235 году Юлиан отправился на ее поиски. Преодолев, где верхом, где пешком, по морям и рекам тысячи километров, монах нашел племена, понимавшие его речь и сохранившие предания о том, что несколько веков назад часть их народа ушла на Запад. В 1237 году он совершил повторное путешествие. Об их перипетиях он рассказал в «Письме брата Юлиана о монгольской войне», которое неоднократно переводилось и издавалось в Европе. В нем он предупреждал европейских монархов об угрозе монгольской экспансии. Они не вняли Юлиану, так и не смогли преодолеть распри. В память о путешествии в Будапеште установлен памятник монахам Юлиану и Геллерту.
Позднее предания стали забываться. У Юлиана были последователи: Шандор Кеши Чома, граф Дьёрдь Алмаши, Дьюла Принц, Вильмош Диосеги, но все они, исключая Мандоки, никогда не бывали в Казахстане. Кстати, о принятии христианства. Одной из достопримечательностей венгерской столицы является гора Геллерт, названная в честь венецианского священника-бенедиктинца, прибывшего сюда около 1020 года с целью обращения мадьяров в христианство. Он проповедовал: «Спасение во Христе». Осенью 1046 года он был схвачен язычниками, решившими на деле проверить достоверность проповедей Геллерта о спасении, и сброшен с горы. Увы, не помогло. По другой версии - его утопили. Позднее, римская курия возвела Геллерта в ранг мучеников и канонизировала его. Наместнику св. Петра было понятным, что проще утихомирить мадьяров с помощью религии, чем силой оружия. Но походы продолжались, в XI - XII вв. ими были захвачены Трансильвания, Хорватия, Далмация. Позднее - территория нынешней Боснии. Оказавшись непосредственным соседом Византийской империи, венгры вели с нею длительные войны за обладание Адриатическим побережьем. В церквях соседних стран читали молитвы «Спаси нас, Боже, от мадьяров!». Не помогало. Одновременно мадьяры вели борьбу с германскими феодалами на Западе, а на Востоке отражали набеги своих недавних братьев - кочевников. Следует отметить, что после монгольского нашествия номады им уже не докучали.


Казахские Гаргантюа

Посетив знаменитый лабиринт под горою Геллерт, в одном из гротов я обнаружил фонтанчик, из которого била струйка вина. Залив им пустую бутылку из-под минералки, я присел на лавочку и, обратившись к своему спутнику Дьюле, сказал: «Ты можешь идти, я здесь расположусь надолго». Казахское гостеприимство несколько иное.
...Только колонна машин выехала за пределы Аркалыка, как она была вынуждена остановиться, здесь венграм была уготовлена торжественная встреча. Женщины, одетые в национальные костюмы устроили шашу, потчевали гостей баурсаками и пенным, щиплющим язык кумысом. Вамбери писал: «Достаточно мне был приблизиться к одной из юрт, как тотчас появлялись женщины с мехами, и между ними буквально возникала ссора, если я не отпивал хотя бы глоток у каждой из них. В летний зной напоить жаждущего путника считается верхом гостеприимства, и ты окажешь благодеяние киргизу, если дашь возможность выполнить эту заповедь». Полной грудью вбираю в себя аромат степи, густо настоянный на запахе полыни. Отвечая на немой вопрос венгра, отрываю метелочку полыни и протягиваю ее. Вздохнув запах, он согласно кивнул головой. Емшан - трава, о которой слагали легенды.
Как-то на одном из празднеств хивинский хан задал Сырыму-батыру вопрос, касающийся часто употребляемых казахами сдвоенных слов. Что означает «ас-мас»? Сырым ответил: «У нас во время пира режут баранов и угощают казы и карта. А в качестве напитка подают кумыс. Вот это и называется «ас» - пища. А салаты, поданные в глиняных тарелках, и чай называют «мас» - дребедень. С тех времен гастрономические пристрастия казахов остались неизменными. Не могу сказать, что кумыс понравился всем без исключения венграм, но некоторые пили его с видимым удовольствием, после чего двое-трое из них, скорее всего из-за шубата, страдали животами. Как выяснилось позднее, утверждая, что венгры разучились готовить кумыс, я был не прав, в Венгрии его готовят, но не для товарного производства. Для этого в ЕС любой продукт должен пройти обязательную сертификацию во всех странах. Как об этом мне говорил еще один организатор этнофестиваля Андраш Биро, кумыс готовят, но только для собственного потребления. Затем было посещение музея Амангельды. В недавнюю эпоху его преподносили как убежденного ленинца, вряд ли в 1916 году он знал о Ленине. Затем побывали в районном спорткомплексе и пахнущем свежей краской центре досуга - гордости здешней администрации. Пока накрывались столы, гости успели покатать шары на новом бильярдном столе. Удивило, что здание акимата огорожено и к нему можно пройти, только минуя установленное подобие турникета. И снова Вамбери: «В Средней Азии есть обычай при любом, даже простом визите расстилать дастурхон (чаще всего это грязная пестрая скатерть из грубого полотна, на которой помещается хлеб для двух человек), и гость должен немного поесть. «Не могу больше есть» - выражение для жителя Средней Азии невероятное, свидетельство невоспитанности. Мои коллеги - хаджи всегда являли блестящие доказательства своего хорошего воспитания». И если руководствоваться таким походом, то венгры - дурно воспитаны. Чтобы почтить гостей, в ходе поездки был зарезан не один баран. А наши спутники, дождавшись «бата», подражая казахам, молитвенно проводили руками по подбородку и, деликатно скрывая отрыжку, с трудом вставали из-за стола, оставляя большую часть бешбармака несъеденной.


Тургайские встречи

Их выступления во всех районных центрах по пути следования проходили при большом скоплении народа. Кстати, венгры называли такие встречи «курултаями». Воинские песни и пляски, единоборства на мечах, саблях, палках и боевых топорах, обряды, искусство владения пастушьим бичом, стрельба из лука, все это привлекало селян. Каждое выступление заканчивалось одинаково. Венгры, встав в круг и пропустив в него детвору, поднимали вверх оружие и, скрестив его, приносили клятву брать детей под защиту. Что вызывало бурю аплодисментов. После чего следовало исполнение венгерского гимна.
Не менее интересным был и другой ритуал - прощание с заходящим солнцем, правда, на глазах у публики они его не проводили. Встав в шеренгу и приложив правую руку к груди, они пели протяжно звучащую песню. Древние хроникеры отмечали обычай номадов, встречать первые лучи солнца рокотом барабанов, у мадьяров - песней провожают уходящее за горизонт светило. Ученые писали о том, что потомки венгерских кипчаков - кунов, вплоть до XIX века, т.е. на протяжении семи столетий отчасти смогли сохранить свой язык, обычаи и обряды. И снова дороги, выглядящие как после бомбежки. Порой, местные жители останавливали движение из-за того, чтобы сфотографироваться с гостями. Отказов не было. Свернув не там, где было нужно, одна из машин «Нива» засела в глине по самую ступицу. Отправили ей в помощь водителя Колю на джипе. Помочь-то помог, да сам застрял, пришлось нам выйти из автобуса и выталкивать машину. Липкой грязью, летящей из-под буксующих колес, нас испачкало с ног до головы. Пришлось ехать на реку.
Описывая традиции коронации кокандских ханов и бухарских эмиров, Вамбери писал, что «при восшествии на престол здесь также возносят хана на белом войлоке, а он при этом должен пускать стрелы во все четыре стороны света». И находил схожесть с коронационным церемониалом своей родины: «Король, в полном облачении, со всеми атрибутами королевской власти, должен во время коронации на коне подняться на холм и взмахнуть мечом во все четыре стороны».
В райцентре Амангельды венгры посетили музей прославленного казахского батыра Жанибека из рода Шакшак, одного из полководцев периода джунгарского нашествия. С большим вниманием осмотрели диораму Аныракайской битвы и представленные в музее образцы казахского оружия. Предрекая Жанибеку большое будущее, 125-летний мудрец Сокыр-абыз благословил его следующими словами:


Да взлетит ввысь твое счастье, сынок,
Да не подступятся к тебе враги, сынок,
Да незыблемо будет слово твое, сынок,
Да воссядет на голове твоей птица счастья, сынок,...


Перешептываясь, венгры отмечали схожесть сабель и боевых топоров. И у тех и у других есть щель, служащая для того, чтобы при попадании в нее лезвия вывернуть саблю из рук противника. Но казахская айбалта больше венгерского топора раз в десять. Поэтому по сравнению с ней венгерский топорик выглядит как детская игрушка. Увидев оружие, представляющее собой круглый металлический шар, соединенный цепью с рукояткой, Андраш сказал, что такое же было и в арсенале мадьяров и называется оно «бузурган». Впрочем, вероятно это более позднее турецкое заимствование.
Обратил внимание на одного из венгров по имени Шандор. В отличие от остальных соплеменников, носивших красные, отделанные серебряными галунами кафтаны, точно такие же носили куруцы и гонведы в фильме «Капитан Тенкеш» (в детстве я его смотрел бесчисленное количество раз), на Шандоре было длинное до пят одеяние, похожее на монгольский халат - дээл. На ногах - сапоги из кожи, с загнутыми концами. Монголы их называют гутул. При расспросе выяснилось, что таким был венгерский костюм в XII веке. Как оказалось, мы с ним тезки: транскрибирование имен было следующим: Искандер - Александр - Шандор.


Род людской

В начале IX века племена мадьяров двинулись на Запад. Думаю, что не только мадьяров, скорее всего, это племя было самым многочисленным в целом союзе. Они прошли степи Украины и Молдовы, а затем прорвались в Паннонию. Как об этом писал чешский исследователь Расовский, «за тридцать лет движения на Запад они доходят до естественных пределов своего ареала - лесистых Карпат, железных ворот Дуная и Балканского хребта». Сперва они продолжали придерживаться кочевого образа жизни. Примечательно, что само слово «мадьяр» переводится, как «человек». Процесс освоения номадами Среднего Подунавья в венгерской истории обозначается термином «honfogalas» - «обретение родины».
Обретя Паннонию, пришельцы на этом не остановились, пошли дальше расширять свой улус. В начале X века мадьяры разгромили Великоморавскую державу и захватили большую часть ее земель, в том числе и Словакию. Заряд пассионарности был так велик, что в первой половине X века мадьяры совершали набеги на Болгарию, Византию, Италию, дошли до самой оконечности итальянского сапога, опустошили германские и французские земли, вплоть до Голландии и Испании. Ходили как Разин за зипунами. Слегка притихли во второй половине X века, после поражения нанесенного им немцами на реке Лех у города Аугсбурга. В конце того же века в стране стало утверждаться католическое христианство, что вызвало острое недовольство кочевников. Как следствие, вспыхнуло восстание во главе с одним из представителей старинной родовой знати, целью которого было восстановление общинной собственности и возврат к языческой религии. Выступление удалось погасить лишь в 1044 году, новое не заставило себя долго ждать, оно вспыхнуло уже в 1046 году. В истории Венгрии эти восстания назывались «языческими бунтами». Постепенно венгры утихомирились, остепенились, осели и стали заниматься земледелием.
...И снова тряска по тургайским, с позволения будет сказать, дорогам. Склонившись к моему плечу, Шандор, показывая на пролетающую ворону, говорит, что по-венгерски эта птица называется «корвин». Она была изображена на гербе легендарного короля Матиаша (Матвея) Корвина из династии Хуньяди, правившего в 1458-1490 годах. Скорее всего, это родовой тотем, доставшийся ему в наследство от кочевых предков.


Кипчакский потоп

Ночлег в селе. Обратил внимание на то, что многие из моих спутников носят нагрудные украшения. Знаменитый звериный стиль, чаще всего это, как писал Осип Мандельштам, «жизнь промчалась, как бы олений косящий бег». Такими же бляшками были украшены поясные ремни. Большинство из них носят футболки со скачущим во весь опор кипчакским воином. Примечательно, что значительную часть северной Венгрии до сих пор называют Палоцким краем. Слово «палоц» польского происхождения, так вначале называли тюркоязычных куманов (кунов). И снова в путь.

Жара несусветная. Остановившись у реки заросшей кувшинками, на бегу скидываем одежду и ныряем в прохладную воду. Затем рыбалка, Андрашу удалось поймать увесистого сазана, еще двое выудили по щуке, остальные - сопливых окуньков. Пытаясь вытряхнуть попавшую в ухо воду, Шандор, показывая на своего соотечественника Иштвана, говорит, что он больше похож на потомка викинга Эйнора Рыжего, чем на венгра. И в этом он неправ. Как об этом пишут исследователи: «Потомки кипчаков, которые после разгрома, учиненного монголами, ушедшие в Венгрию, имели волосы, светлые как лен, нередко с рыжеватым оттенком, и голубые глаза». В армянских летописях описывают кипчаков-половцев как «рыжеволосых, светлых, белокурых». Их отряды составляли гвардию грузинской царицы Тамары (армяне в те времена были подданными грузинских царей). Часть ученых считает, что антропологический тип кочевников характеризовался разной степенью монголоидной и европеоидной рас. Другие придерживаются мнения, что приблизительное соотношение было 50:50. Но те и другие сходятся в одном: они предполагают, что предками кипчаков были кимаки, жившие в верховьях Иртыша. Их тотемным животным был змей. В списке летописца Гардизи упоминается название кимекского племени - аджилар - змеи. На языке алтайцев, а он относится к тюркской группе языков, слово «имек» означает змей. Ими и расшито одеяние Шандора. Обед из двух блюд, сперва уха, после нее снова бешбармак.
Вспоминается легенда о братьях Мадияре и Алдияре. В информации о восточных кимеках идея парности присутствует постоянно. Но в собранных Бенкё преданиях упоминается брат Алдияра и Мадияра - Кудияр, в русском фольклоре есть его тезка - знаменитый атаман разбойников, озоровавший на берегах Волги. Что касается первопредка кипчаков то, согласно летописцу Рашид ад-Дину, во время одного из походов мифического Огуз-хана пришло время рожать вдове, чей муж погиб. Она вошла в дупло и родила мальчика, которому дали имя Кипчак.
...И снова выступления перед народом. Иштван виртуозно владеет пастушьими бичами. Тут бы с одним совладать, а он без видимых затруднений с двумя управляется. Взмахнет, раздается оглушительный, как выстрел, щелчок. Взмах - щелчок, взмах - щелчок. Вырвав из земли кустик полыни, он протягивает его своему другу. Несколько взмахов бичом, и от кустика остался один корешок, все остальное - как ножом срезал. Хотел бы отметить, что после непродолжительных тренировок с бичом, у местных юношей стало получаться не намного хуже.


Великая Венгрия на берегах Тургая

Пора спать. А утром, пока венгры еще не встали с постели, разговорился с хозяином дома, предоставившим нам ночлег. По его словам, в деревушке всего 7-8 домов, и на всех ее жителей приходится 500 овец. Всего-то-навсего. Казахи живут скотом, а тут приходится жить в тяжелых условиях ради такой безделицы.
Согласно Бартольду: «Историческое значение кимаков состоит в том, что из их среды вышел многочисленный впоследствии народ кипчаков». Примечательно, что, по мнению исследователя Менгеса, название зимней ставки кипчаков Шарукан (она находилась под Харьковом. - «ДН») восходит к венгерскому слову «sarkan», древневенгерская форма которого означает «дракон, змей». Примечательно, что в Троицкой летописи хан Шарукан именуется «чешуевым». Добавлю, что его внуком был хан Кончак - персонаж оперы Бородина «Князь Игорь». Но еще более интересно то, что районом обитания кимаков, согласно персидской географии «Худуд ал-Алам - Границы мира», была местность под названием Кыркырхан, или Каркархан. Как тут не вспомнить «каркушу» - ворона на гербе короля Матиуша (впрочем, это может быть притянуто за уши - все-таки по-казахски ворона - кар№а). По предположению ученого Бернштама, город под таким названием следует искать в Семиречье. Он сохранился и дал название известной ярмарке - Каркара.
В современной Венгрии продолжают чтить символы, так, верховную власть в стране олицетворял не монарх, а его корона, увенчанная наклонившимся крестом, изготовление которой датируется 1074-1077 гг. Корона св. Иштвана была прислана в дар Римским Папой Сильвестром II после принятия крещения, что символизировало признание потомка Арпада - вождя кочевого племени - суверенным христианским монархом. Еще одним символом является скипетр, который не похож ни на один другой, поскольку представляет собой традиционное оружие степняков (впрочем, не только их) - булаву. Некоторые особенности скипетра позволяют предполагать, что он изготовлен египетскими ювелирами в X веке. И там бывали кипчаки. После Второй мировой войны корона оказалась в США. При ее возвращении в 1978 году, многие жители столицы вставали на колени. Не менее занятно и то, что после утверждения результатов выборов ее достают из хранилища и демонстрируют всему народу. Причем ключи от хранилища находятся у семи представителей разных ветвей власти, и церемония открытия его дверей означает признание легитимности вновь избранного главы государства.
...Самые большие празднества прошли в райцентре Сага. К приезду венгров здесь приурочили открытие мечети Мадиар-баба. Затем в программе значилось посещение мавзолея Миржакыпа Дулатова. На его надгробии начертан пламенный призыв «Оян єазає!» - «Проснись, казах!» А он все никак не может проснуться от летаргического сна. За ужином задаю Шандору вопрос: «Знаешь, в чем отличие казахского куырдака - жаркого - от венгерского гуляша?». И тут же ответил: «Он отличается тем, что венгры больше кладут в гуляш картошки, а казахи предпочитают есть мясо без нее». Юмор сказанного он уловил не сразу.


Ложка дегтя

В своем выступлении один из ораторов, судя по внешнему виду он из Алматы или Астаны, подчеркнул, что в Казахстане за годы независимости ничего путного для простого народа не сделано. Согласен, но только отчасти. Да, многое зависит от государства, но неужели для того, чтобы как-то скрасить свою жизнь, всегда необходимы правительственные директивы? К примеру, для того чтобы посадить у своих неказистых жилищ деревья или разбить огороды, аким не нужен. Венгры задавали хозяину, у которого мы остановились на очередной ночлег, вопрос о причинах их отсутствия, на что тот, ссылаясь на засоленность почв, которой на самом деле нет, ответил, что огород-де у него есть, но он в километрах 12 от села. Венгры уловили, что это всего-навсего отговорка. Бросалось в глаза, что участки огорожены, но на них не растет ни былинки, одни коровьи лепешки да покосившиеся хозяйственные постройки. Подворья больше напоминают места складирования проржавевшего металлического хлама. Лишь однажды, уже на обратном пути, мы увидели во дворе у местного жителя деревья и цветочные клумбы, крашеный штакетник. Добротный хлев, аккуратно сметанные стога сена, отсутствие навоза под ногами, книги, чистота и порядок в доме. По обстановке было заметно, что он человек не из бедных. Подумалось, такой и будет преуспевать. Все в соответствии с казахской поговоркой, которая гласит: «Кто даст - тот возьмет, кто посеет - тот пожнет».
Программа этнофестиваля включала турнир по борьбе казає ша кѕрес. И снова вспоминаются строки из «Путешествия...» Вамбери: «Раскосыми глазами, безбородым подбородком и выдающимися скулами они похожи на монголов, к тому же они большей части маленького роста, но удивительно ловки. Храбростью кипчаки превосходят все остальные народы Средней Азии и представляют вернейший образчик человека из огромной орды, которая перевернула когда-то всю Азию». От себя добавлю, и пол-Европы тоже.
Семеро гостей приняли решение принять участие в соревновании. Первый проиграл свой поединок в считанные секунды. Он даже не успел понять, как это произошло, а уже лежит. Однако, когда на татами появился почти двухметровый венгерский атлет, голоса болельщиков стихли - казахский борец был ниже своего противника на две головы. Осуществляя захваты, он безнадежно пытался совершить броски и подсечки и раз за разом оказывался погребенным под венгром. Тот просто своей массой вдавливал его в татами. В конце поединка, когда уже сказывалась усталость, он уже больше имитировал активность, но тем не менее своего добился - победа была присуждена ему. В целом результат оказался для венгров самым обескураживающим. Но это вовсе не говорит о том, что они не умеют бороться, просто у них нет опыта борьбы казає ша кѕрес, где борьба в партере запрещена. Уже по завершении состязания, двое венгров вышли на ковер, где продемонстрировали болельщикам технику из арсеналов вольной и классической борьбы. После этого восторг болельщиков по поводу «сухой» победы земляков быстро угас. Затем венграм показали скачки. Было забавно наблюдать за зрителями: мужчины заняли место на помосте, женщины под ним. Укладывая фотокамеру в кофр, подумал, что к этому снимку подошла бы подпись «К вопросу о гендерном равновесии в Казахстане». Не подумайте чего, просто в отличие от мужчин женщины солнцепеку предпочли тенёк. Да и азарта у них поменьше. Полил слепой дождь, но ни он, ни поднявшийся ветер не остудили кипящие страсти болельщиков. Состязание достигло такого накала, что один из участников в пылу борьбы загнал лошадь. Сопровожденный укоризненными взглядами, он поспешил скрыться с глаз долой.
В конных ристалищах гости участия не принимали. Лишь Шандор попытался продемонстрировать свое искусство стрельбы из лука на скаку, при этом управляя лошадью одними ногами. Отмечу, что, садясь на нее, он вдел ногу в стремя в соответствии с древнетюркской традицией - с левой стороны. Из-за резких порывов ветра, стрельба по подбрасываемым Габором мишеням была не столь удачной как обычно, тем не менее каждое попадание вызывало возгласы одобрения. Потом гостям были показаны свадебный обряд казахов, как ткут ковры, как палками взбивают шерсть, для последующего валяния войлока. А узоры на них, кстати, очень схожи с венгерскими орнаментами. Все это сопровождалось песнями, игрой на домре, шутками и прибаутками. И снова застолье. Возгласами одобрения венгры встретили предложенный мной тост: «Мадьяры всех стран, объединяйтесь!».


Могилы предков

Уже после концерта художественной самодеятельности к Курмангазы подошел гигант Габор и с укоризной в голосе произнес: «Мы приехали не только для того, чтобы есть бешбармак и упиваться кумысом, мы хотели бы осмотреть надгробные камни - «тюрбе» - и своими глазами убедиться в том, что здесь живут мадьяры. Видимо, то, что по всему маршруту следования, люди останавливавшие автобус с венграми и говорившие им о том, что они мадияры, их в этом не убедили. Кстати, численность казахских мадияров составляет всего 800-1000 человек, но складывается впечатление, что к приезду гостей эта цифра, по меньшей мере, утроилась.
Такая возможность гостям представилась следующим утром. Они долго бродили по кладбищам, выискивая старые каменные стелы, на которых были выбиты слова, свидетельствующие о принадлежности усопших к племени мадияров. На некоторых из них это было написано арабской вязью. Осмотрели новый памятник, который, воспользовавшись своим пребыванием на родине предков, установили в память своего деда - волостного Сарыкопекского района - другие организаторы этнофестиваля братья Айдар и Айбек Накиповы. На нем тоже написано о принадлежности их деда к роду мадияров. Увидев на одном из погостов мавзолей, сложенный из сырцового кирпича с обвалившимся куполом, они гуськом потянулись нему. Один из местных жителей рассказал им, что он был построен женой человека, умершего в день своей свадьбы. Подумалось, что согласно преданиям великий Аттила оказался на смертном одре на 49-м году жизни в свою первую брачную ночь с молодой германской девушкой Ильдико.


В золотом гробу положен Славный витязь, потому что
Гордый Рим - покорный данник
Нес Аттиле горы злата.
В серебре тебя хороним, Потому что Византия Серебром тебе платила.
А железный гроб, последний, Означает, что железом Сокрушал врагов Аттила.


Предполагается, что он был отравлен. Вскоре гунны сошли с исторической арены, оставив после себя в центре Европы небольшой осколок - страну Хунгарию. Венгров сложно назвать прямыми потомками гуннов, они скорее их духовные наследники, воображением соседей-европейцев соединенные с полчищами Атиллы.


Острова в океане

Еще одним пунктом программы этнофестиваля было установление гранитной стелы на могиле Карсак-батыра, но то ли из-за разлива реки, то ли из-за дождей, к месту захоронения машины подъехать не смогли. Пробовали проехать объездным путем - и снова неудача. Было заметно, что гости испытывают чувство досады. Стелу вытащили из автобуса, установили вертикально. Венгры развернули флаг города Карцага и долго фотографировались на его фоне. Имя батыра и столица кунов означает одно и то же - степная лисица. И снова раздается песня. Курмангазы пообещал гостям, что как только почва подсохнет памятник будет установлен.
И снова дорога, теперь уже в Аркалык. За несколько дней гости проехали по территории трех районов, общая площадь которых составляет 100 тысяч кв.км, что превышает территорию Венгрии. Курмангазы говорил, что на этой земле проживает 100 тысяч человек, т.е. один человек на один кв. км. Мелькнула мысль, впору бы мадьярам возвращаться на историческую прародину. Людские волны, ушедшие на Запад, не прошли бесследно. Хотелось бы верить, что в ходе поездки они действительно обрели ее. Но так ли это на самом деле? Хотелось бы верить в это. Да, между нами много общего: обычаи, пристрастие к скотоводству, народные промыслы, кулинарные традиции. В лексиконе обоих народов много общих слов - 1,5 тысячи, хотя в венгерском языке есть 7,5 тысячи слов, имеющих тюркские корни. Но оставшиеся шесть тысяч слов, по предположениям лингвистов, это следствие многолетнего турецкого владычества в Венгрии. Окончательно степень нашего родства может установить наука, такая как антропология. Лингвистика оставляет сомнения.
...Снова гостиница «Адай». Подумалось, что и венгры и местные жители должны быть довольны, в особенности тургайцы. Для них этнофестиваль превратился в праздник, посмотреть на него съезжались со всей округи. Мои опасения оказались напрасными, гостей из Мажаристана повсюду встречали с большим радушием. Однако были и неприятные моменты: хозяин дома, предоставивший венграм ночлег, после приезда в Сагу своей родни попросил гостей съехать, по этой причине им пришлось до трех часов ночи колесить по всему селу в поисках нового пристанища. Родственники хозяина приехали посмотреть на фестиваль, а его участников выселили. Венгры - тактичный народ, виду не подавали, ничего по этому поводу не говорили, но тем не менее чувствовалось, что им было обидно. Я же был готов от стыда сквозь землю провалиться. Неприятный осадок оставался до той поры, пока сосед нашего очередного хозяина не пришел и не настоял на том, чтобы венгры побывали у него в гостях. Он был так настойчив, что они, невзирая на усталость, уступили. Дочь соседа под аккомпанемент отцовской домбры исполнила песню, сочиненную ею специально для этнофестиваля. Венгерский кинооператор Оливер тут же схватился за камеру. Они были тронуты.
Наступают минуты прощания, дружеские похлопывания по плечам, рукопожатия, обмен сувенирами. Чувствуется, что незаметно для себя, мы сроднились, стали ближе. До свидания Миклош, Имре, Шандор, Габор, Иштван, еще один Габор, Оливер... До свидания, удачи вам всем, до встречи в Мажаристане в 2010 году, на втором этнофестивале. Заметил в руках у Иштвана пучок полыни - емшан-травы. Я ему рассказал легенду о том, что мадьяры, покидая отчие места, забыли взять с собой полынь, которая напоминала бы им о родном крае, поэтому-то они и не вернулись обратно.
Но этнофестивали проходят не только в Казахстане. На днях в столице Мордовии Саранске прошел фестиваль финно-угорских народов, на котором присутствовали президенты РФ, Финляндии, премьер-министр Венгрии. И снова возникает вопрос: «Так где же все-таки прародина мадьяров?». Может, что-то сможет прояснить предстоящая встреча с Андрашем Биро в Алматы. Все-таки он доктор наук, антрополог. Интересно, что он скажет по этому поводу? Насколько исследованиям антропологов можно доверять? А то ведь уже был забавный случай, когда исследователи объявили какого-то американца потомком Чингисхана на основе недостаточно изученного ДНК. Кинематографисты уже приступали к съемкам фильма, когда другая группа ученых перепроверила геном американца, и выявила, что на потомка знаменитого монгола он никак не тянет. Ошибка эксперимента. Мировая пресса с сарказмом писала на эту тему.
Занятно, что встречу Андраш назначил в кофейне «Эстерхази», это одна из самых аристократических фамилий Венгрии. У одного из них был чудный музыкальный квартет, для которого писали Лист и Гайдн. Другой член этого семейства был фигурантом нашумевшего «дела Дрейфуса» - майора, еврея по национальности, обвиненного в шпионаже в пользу Германии, что в преддверии Первой мировой войны поставило Францию на грань раскола. Была олимпийская чемпионка по фамилии Эстерхази, но она бегала за Австрию.
Подумалось, что у Казахстана, как и у Венгрии, нет выхода к морю. Жаль, что номады, изобретя юрту, благодаря которой они преодолели огромные пространства, не приспособили ее для плавания по Мировому океану. Вспомнились байки о том, что когда-то, в незапамятные времена, казахи были мореходами. Я сам их рассказывал не раз, что вызывало у моих собеседников взрывы оглушительного смеха.
И снова вокзальная сутолока и перестук железнодорожных колес. Солнце клонится к горизонту. И снова бегущие по небу облака - острова в океане.


Искандер АМАНЖОЛ, Костанайская область

Источник: http://news.centergen.ru/index.php?t=1186
Дата: 31.07.2007
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ