«Мой адрес – всегда в Феодосии»

Этот удивительный город, которому уже более 2500 лет, притягивал греков, евреев, готов, гуннов, аланов, татар… Армяне массово селились здесь с X века, генуэзцы основали важнейший торговый центр Кафа, в XIV веке отстроив крепость, потом турки перестроили его в Малый Стамбул, превратив в крупный невольничий рынок… В 1783 году Екатерина II подписала Манифест о принятии Таманского полуострова, Кубани и полуострова Крым «под державу Российскую»: так городу было возвращено историческое имя Феодосия, «Богом данная». До сих пор помнят эти улицы и мальчишку армянина, который разносил кофе. Ему было суждено стать не только прославленным художником, но и основателем нового культурного феодосийского слоя.


Иван Айвазовский… Великий маринист, общественный деятель, меценат… Всегда окруженный поклонниками и учениками, он вел жизнь настоящего Маэстро, в то время как европейский маэстризм сходил на нет. Всегда открытый, чуткий к чужой нужде… С древних времен недостаток воды был предметом постоянных забот жителей Феодосии, положение обострялось. Осенью 1887 года Айвазовский из Субашского источника, находящегося на территории его имения в Старом Крыму, проводит чугунный водовод длиной 25 километров. Для отпуска воды на средства художника был построен фонтан в восточном стиле по его собственным эскизам. «Не будучи в силах более оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды», - писал он в дарственной.

На свои средства он построил археологический музей, благодаря его усилиям и влиянию были сооружены в Феодосии концертный зал, Крымская линия Индо-Европейского телеграфа, библиотека, гимназия, железная дорога и морской торговый порт. А еще он стал первым дарителем Музею древностей. Он помогал студентам, пенсионерам. Сменилось два-три поколения, а художник и после смерти продолжал быть «властителем дум» феодосийцев и крымчан. Конечно, такая активная жизненная позиция не могла не вызывать недоумения и зависти у современников. Мягко говоря, чудаком представал Иван Константинович в глазах некоторых обывателей. В одном интервью директор Национальной картинной галереи Татьяна Гайдук говорит, что история сохранила точный человеческий портрет Ивана Константиновича. Он легко дарил подарки людям прямо на улице, если видел, что совершается бракосочетание или ожидается прибавление семейства. Он дарил как крупные суммы денег, так и земельные участки, а порой и целые дома. Но дары из рога изобилия сыпались не всегда. Иногда, зная о щедрости Айвазовского, некоторые хитрили, приходя к нему и жалуясь на бедность (хотя, может, иные и впрямь были бедны). А дальше было дело случая. Иван Константинович вполне мог легко прийти в ярость и выгнать просителя, надеющегося на манну небесную, со словами: «Иди-ка поработай». Достигший многого не только благодаря собственному таланту, но и упорному труду, Айвазовский не жаловал бездельников.


Художник со временем встал в ряд мировых абсолютных величин, представителей романтизма. Таким был и английский живописец Уильям Тернер, признавший мастерство феодосийца. И даже посвятивший ему стихи, в которых назвал Айвазовского «гением». Невозможно натянуть на него «армянское одеяло», как делают некоторые, утверждая, что божественный свет на его полотнах – примета армянского искусства. Сегодня Национальная галерея – это уникальный музей маринистического искусства. Здесь представлены произведения Айвазовского, его современников, учеников и последователей, а также западноевропейских маринистов и художников нового времени. Основа и гордость галереи – крупнейшая в мире коллекция произведений Айвазовского – 417 работ (живопись и графика). Коллекция является эталонной, она отражает все этапы творчества – от ранних студенческих работ до последних произведений. Кроме того, в собрании архивные документы, фотоматериалы, мемориальные вещи. Галерея – центр притяжения и горожан, и гостей, которые занимают очередь за сорок минут до ее открытия. Ее можно назвать стратегически важным объектом, ведь, по признанию Татьяны Гайдук, если в городе выключают коммуникации, то галерею – в самую последнюю очередь. На набережной, ныне носящей имя художника, стоит памятник работы скульптора И.Я. Гинцбурга, архитектора П.И. Голландского, мастера-каменщика Фоки Яни. Художник изображен с палитрой и кистью в руках смотрящим вдаль на море. Здесь любят рисовать молодые художники и толпиться лавочники разных мастей.

Похоронен художник в старой части города, в ограде средневековой армянской церкви Сурб-Саркис рядом со своей второй женой Анной Никитичной Саркисовой. В нескольких шагах – мечеть Муфти-Джами, напоминающая архитектурные абрисы Стамбула, чуть пройдя вверх, мы найдем живописнейшие развалины Генуэзской крепости. На ее территории, в районе Карантинного холма, находятся четыре небольшие церкви средневекового периода, три из них построены армянами.

Ну а стены церкви Сурб-Саркис, которую некоторые краеведы относят к XI веку, когда-то возвышались над армянским кладбищем; возведены они из ломаного камня-известняка с многочисленными хачкарами разных размеров. В 1888-м в результате пожара церковь сгорела. В том же году на средства Айвазовского она была перестроена. В этом храме Айвазовский принял обряд крещения, здесь он венчался, в этой церкви его отпевали. На могиле в 1901 году был установлен памятник работы итальянского скульптора Биоджоли. Он выполнен в виде саркофага, облицованного плитами из белого каррарского мрамора. На одной стороне памятника надпись на русском языке: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900», на другой надпись на армянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память». К сожалению, службы в Сурб-Саркисе проводятся очень редко, можно купить свечи, но с настоятелем поговорить уже не удастся – постоянно служит в Ялте. Но территория Сурб-Саркиса – место постоянной работы феодосийского краеведа Льва Константиновича Иванова. По его данным, армян в Крыму осталось очень мало, около полутора тысяч, хотя еще в 1922 году «Статистико-экономический атлас Крыма» давал цифру в 12.000. На сегодняшний день, по данным Крымского армянского общества, здесь проживает уже свыше 25 тысяч армян.


Родится ли на этом берегу еще один такой великий романтик южной степи и облаков?

Сегодня творчество художника требует иного зрительского и искусствоведческого взгляда, иных контекстов, в нем много символики и скрытых смыслов. Подобные издания Национальная галерея выпускает, дополняя архивную часть новыми сведениями, генеалогическим деревом, разросшимся до Москвы, Австралии, Лондона… Увы, в Феодосии нет ни одного потомка Айвазовского. Но многогранная, объемная фигура художника до сих пор остается главным ключом к пониманию феодосийской жизни. Здесь создан Фонд имени И.К. Айвазовского. В следующем году исполнится 200 лет со дня рождения брата художника – богослова и просветителя Габриэла Айвазовского. Задача города – достойно отметить юбилей.

Валерия Олюнина, Феодосия–Москва

Источник: http://noev-kovcheg.ru/mag/2011-15/2747.html
Дата: 10.08.2011
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ