Русская Смута

Системный кризис в России XVII века назывался "Смутой".

Рубеж XVI и XVII вв. стал временем серьезных испытаний на прочность Московского государства, экзаменом на зрелость и мудрость русского народа.

Возникшее в те годы слово "смута" достаточно точно передает сущность этого явления, и отражает наличие глубокого системного кризиса в Московском государстве. Смута — это разрушение привычного для человека той эпохи социокультурного пространства, "порядка". Не случайно этот период участники тех событий называли "безвременьем", "нестроением", порвавшим связь времен, разрушившим привычные для той эпохи базовые ценности и представления.

При наличии целого ряда временных и региональных факторов дестабилизировавших общество, главным фактором, "запустившим" в действие механизм Смуты был фактор глубокого кризиса самодержавия, его державного начала, повлекшего за собой системный кризис, ведший к распаду московское государство. Началом этого процесса можно считать пресечение правящей династии, которая последовала после смерти царя Федора Ивановича (1584—1598 гг.).

В феврале 1598 г. решением Земского Собора царем был избран Борис Годунов. Восшествие на престол «царского шурина» создавало важный политико-юридический прецедент. Ведь согласно тогдашним представлениям царь был "божьим помазанником". Участники же Земского Собора своим решением не фиксировали "Божьей воли", а лишь выражали "человеческое хотение". Таким образом, возникал момент относительной нелегитимности нового царя. Если же он не являлся "помазанником божьим", то и власть его была небожественной, и сам он не являлся носителем высшей власти в государстве. В этой связи ослаблялась харизма нового государя, подрывалось самодержавное начало русской государственности. Ослабление власти вело к дестабилизации общества. Фурии политических страстей и ожиданий, за которыми стояли разнородные социальные интересы, все больше прорывались наружу, расшатывая основы общественного порядка.

Не случайно со времени правления Б. Годунова (1598—1605 гг.) в стране возникло явление, которого не могло быть, по определению, и которого не знала история Московского государства — скрытая борьба за власть и такой небывалый дотоле феномен как самозванство.

Силы, боровшиеся с Годуновым за власть, активно использовали против него это средство. Основанием для этого послужили события 1591 г., когда в Угличе, при невыясненных обстоятельствах погиб последний сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. Существует несколько версий этого загадочного дела. Официальная версия, изложенная комиссией В.И. Шуйского, свидетельствует, что мальчик погиб во время эпилептического припадка ("падучей болезни"), наколовшись на лезвие ножа горлом. Однако в народе широко ходили слухи, что Дмитрий был убит по приказу Б. Годунова. Согласно третьей версии настоящий царевич не умер, а вместо него погиб его двойник, некий "поповский сын". Сам же Дмитрий, в глубокой тайне, якобы воспитывался где-то в глухих скитах, которых было множество в те далекие времена.

Слух о появлении претендента возник уже в 1600 г. Между тем человек, назвавший себя царевичем Дмитрием, объявился в 1603 г. на Украине. Существует несколько версий относительно происхождения этой незаурядной личности. В его лице одни видели поляка или литовца, то есть западнорусского человека. Другие считали его внебрачным сыном польского короля Стефана Батория, третьи полагали, что этот молодой человек был специально подобран и воспитан недоброжелателями из боярской среды с целью свержения Б. Годунова. Царское правительство тогда же распространило версию, что претендентом на престол является, якобы, беглый монах Чудова монастыря — Григорий Отрепьев. Многие в стране искренне верили, что это был истинный сын Ивана Грозного.

Получив поддержку со стороны польской короны, а также со стороны населения молодой авантюрист сумел взойти на "родительский престол". 30 июля 1605 г. он торжественно венчался на царствование в Успенском соборе Кремля. В период его 11-месячного царствования резко сократилось доносительство. При нем была введена широкая свобода торговли, удивлявшая даже иностранцев. Дмитрий был первым, кто задолго до Петра выдвинул идею формирования Союза христианских государств в борьбе против Турции.

Однако в столице зрел против него заговор, во главе которого стояли Шуйские. В результате царь Дмитрий был убит узкой кучкой заговорщиков 17 мая 1606 г.

После гибели Дмитрия Россия в третий раз оказалась без царя. Однако 19 мая 1606 г. на московский престол, уже совсем нелегитимно, узким кругом людей был «выкрикнут» князь В.И. Шуйский. При восшествии на престол он подписал составленную боярами "крестоцеловальную запись". Это была первая в России попытка ограничения самодержавия. И этот факт стал главной причиной непопулярности Василия Шуйского, давшего уступки боярству. Как отмечал В.О. Ключевский: "Со времен Шуйского в выборном царе с ограниченной властью видели партийного государя, орудие боярской олигархии".

Его воцарение, по мнению многих историков, можно считать поворотным пунктом Смуты. Она приняла общенациональный характер. В народе все шире распространялись слухи о якобы чудесном спасении Дмитрия. Огромное число русских городов и земель отложилось от Москвы и не признавало власть "боярского царя". С лета 1606 г. в стране развернулось мощное социальное движение под руководством И.И. Болотникова. В столкновениях с восставшими царские войска несколько раз терпели поражения. Осенью 1606 г. отряды Болотникова подходили даже к Москве. Однако, после того, как в стане восставших произошел раскол, и движение ослабло, их отряды ушли в Калугу. Летом 1607 г. они перешли в Тулу и там укрепились. Вскоре они были осаждены царскими войсками. Окончательное поражение восставших произошло в октябре 1607 г. Сам руководитель восстания И.И. Болотников был отправлен на север, в Каргополь, где и был утоплен.

Важным фрагментом Смуты, кстати, косвенно подтверждавшим огромную популярность в народе имени Дмитрия, стало появление и действия самозванца, вошедшего в историю под именем Лжедмитрия II, или "тушинского вора".

Таким образом, можно считать, что в стране определенное время существовали две власти. К этому следует добавить, что значительная часть русских городов и земель, которая не признала власти Шуйского, присягала самозванцу.

Следующим этапом Смуты, способствовавшим ее эскалации, стала открытая польско-литовская интервенция. Она началась летом 1609 г. Официальным поводом для вторжения польских войск на русскую территорию, стало заключение союза между Россией и Швецией.

В сентябре 1609 г. польские войска осадили Смоленск. Летом 1610 г. после разгрома поляками царских войск под Клушиным Василий Шуйский был низложен и пострижен в монахи. Власть в стране перешла к семи членам Боярской Думы. В условиях Смуты и полного паралича государственной власти, они приняли решение пригласить на царский трон сына Сигизмунда III, польского королевича Владислава. В августе 1610 г. представителями Боярской Думы был заключен договор, признававший русским царем польского королевича. Однако, справедливости ради, следует отметить, что в нем были четко регламентированы ограничительные нормы. Согласно статьям договора максимально гарантировались московские порядки и обычаи во всех сферах общественной жизни, включая веру и церковь. Более того, при восшествии на престол Владислав должен был принять православный обряд крещения. Правда, этот вопрос был на время отложен. Однако польский претендент на русский престол так и не принял православия, что свидетельствовало о том, что заключенный в августе 1610 г. договор, не имел юридической силы, ибо одна из договаривавшихся сторон не выполнила его важнейших условий.

В ходе всех этих мероприятий, как-то постепенно и незаметно, в Москву, а затем в Кремль, были впущены польские войска. Польским комендантом русской столицы стал польский гетман С. Жулкевский.

Господство и бесчинства поляков в столице и других местах усиливали недовольство русских людей иноземным засильем. Под влиянием грамот и писем, рассылаемых московским патриархом Гермогеном, в 1611 г. в стране было сформировано первое народное ополчение, затем в 1612 г. — второе ополчение, под руководством нижегородского старосты К.М. Минина и князя Д.М. Пожарского, которое в октябре 1612 г. освободило Москву от интервентов.

История Смутного времени во многом поучительна и актуальна. Она убедительно подтверждает известный вывод о том, что ослабление государственной власти в России, ее регулирующей роли всегда приводило к глубокому общественному кризису, усилению хаоса и анархии. История Смуты еще раз подтверждает, что немаловажную роль на крутых поворотах истории играет нравственное состояние нации, вся система духовных ценностей, которым следуют как народ, так и власть.

Начало возрождения России. Время Михаила Федоровича

После тяжелых и кровопролитных боев за Москву, когда после изгнания поляков столица еще стояла в великом разорении, князь Д.М. Пожарский в ноябре 1612 г. разослал по городам "созывные грамоты" с просьбой прислать своих представителей для выборов нового царя. В январе 1613 г. в Москве собралась Великая Земская Дума. Этот Собор был во многом необычным. Его отличало самое широкое представительство различных земель и сословий московского государства. Можно сказать, что он явился Учредительным собранием России в тот драматической для народа час. Немаловажным было и то, что этот орган, превратившись одновременно и в исполнительный орган власти, работал непрерывно, в течение 7 лет, вплоть до 1619 г. включительно.

Первым делом на нем было принято решение, в противовес решению 1610 г., не избирать на престол иностранцев, а избирать только из своих «природных», русских. К слову сказать, тогда на московский престол претендовало не менее пяти кандидатов, из которых четверо были иностранцами

После долгих дебатов была выдвинута кандидатура Михаила Романова, и ее дружно утвердили участники Собора. Важнейшим основанием такого выбора являлся тот факт, что 16-летний претендент на царский трон приходился внучатым племянником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Его отец, боярин Федор Никитич Романов, был двоюродным братом царя Федора Ивановича. Сыграл свою роль и юный возраст кандидата. Он просто не успел запятнать себя сомнительными связями с "тушинским вором". Некоторые бояре полагали, что, используя его молодость, они будут фактически править за его спиной. Один из них, князь В.В. Голицын, был цинично откровенен: "Выберем Мишу, — писал он в одном из своих писем, — он еще молод и разумом не дошел и нам повадно будет". По этому поводу В.О. Ключевский язвительно заметил: "...хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего".

После того как Собор избрал нового царя в июле 1613 г. в Успенском соборе Кремля состоялось его венчание на царствование. Эту дату формально можно считать окончанием Смуты и началом правления династии Романовых в России.

Вскоре после восшествия на престол Михаилу и его правительству, при активной поддержке со стороны Боярской Думы и Земского Собора, пришлось провести значительную работу по восстановлению народного хозяйства разоренной страны, укреплению институтов государственной власти, армии и местного управления.

Молодому царю досталось тяжелое наследство. Страна лежала в руинах. Особенно сильно были разорены северо-западные области России. Рассказы иностранцев, посещавших тогда Россию, рисуют просто ужасающую, полную безысходности, картину. Во многих районах страны продолжали гулять, заниматься грабежом и жестокими убийствами казацкие бандитские шайки и польские отряды под командованием гетмана Лисовского.

Сложными оставались и отношения с соседними странами. Пользуясь разорением страны и слабостью новой династии, Швеция, распоряжавшаяся Новгородскими землями, как своими провинциями, развернула военные действия против России. К 1615 г. борьба русского населения, поддержанная русскими войсками, против оккупантов приняла такие размеры, что шведскому командованию стало ясно, что Новгородскую землю им удержать не удастся. В 1617 г. в селе Столбово, под Тихвином, между Швецией и Россией был заключен Столбовский мир. По его условиям Швеция получала 20 тыс. рублей контрибуции, но уступала России захваченные ранее русские территории. Однако в руках шведской короны оставались южный берег Финского залива и города Ям, Ивангород, Копорье и Орешек.

В 1617 г. начались военные действия между Россией и Польшей. Королевич Владислав предпринял поход на Москву, чтобы получить «свое Московское государство». Однако поход неудачным, и в декабре 1618 г. в деревне Деулино, что находится в двух километрах от монастыря, было подписано перемирие сроком на четырнадцать с половиной лет. Согласно Деулинскому перемирию Польша оставляла за собой Смоленск, Черниговскую и Северскую земли. Однако она обязалась отпустить на родину знатных русских пленников, в числе которых был и отец царя — митрополит Филарет.

Это были очень важные победы русского оружия и отечественной дипломатии, которые давали возможность истерзанной стране перейти к решению целого ряда неотложных внутренних проблем.

Первое, что необходимо было сделать, — упорядочить систему налогов и налогообложения и наполнить казну, без которой невозможно было ни восстанавливать страну, ни укреплять управление и армию. Этот вопрос был настолько острым, что для исправления дел правительство прибегло к крайней мере — сбора «запросных и пятинных денег». Этот экстроординарный налог был введен правительством для восстановления народного хозяйства. Всего таких сборов за время царствования Михаила Федоровича было проведено восемь. Правительство брало также деньги в долг у тогдашних хозяев Урала, богатейших промышленников России — Строгановых.

В 1619 г., согласно пунктам Деулинского перемирия, из Польши на родину возвратились знатные пленники. Среди них был и отец царя Филарет. Чтобы на законных основаниях повысить положение отца, Михаил организовал его «рукоположение в патриархи». Более того, с 1622 г. Филарет официально стал соправителем сына, получив титул «великого государя». Дуумвират отца и сына продолжался до смерти патриарха Филарета в октябре 1633 г. Ведущую роль в этом политическом тандеме, несомненно, принадлежала отцу.

В годы царствования Михаила Федоровича в виду низкой эффективности дворянского ополчения, правительство, в целях укрепления армии, приступило к формированию нового вида вооруженных сил, которые назывались «полки нового строю», или рейтарские полки. К концу царствования Михаила в вооруженных силах страны было 11 таких полков, содержание которых требовало значительных средств.

Для защиты южных границ от нападения ежегодно по весне проводились призывы служилых людей «по прибору» для войск «пограничной стражи». За службу они получали земельные наделы, правда, без прикрепления к этим наделам крестьян. Такие воины назывались однодворцами. Впоследствии они превратились в одну из категорий государственных крестьян.

Необходимость укрепления обороноспособности государства с неизбежностью вело к увеличению численности вооруженных сил, что вело к дальнейшему расширению поместного землевладения и закрепощению крестьянства. Под давлением обстоятельств, и нужд государственных, правительство пошло на увеличение срока сыска беглых крестьян с 5 до 10 лет, а с 1641 г. десятилетний срок сыска уже становится общей нормой. Одновременно в практику входит уступка или продажа крестьян без земли, что свидетельствует о достижении дворянами некоторых льгот, с помощью которых правительство стремилось в какой-то мере улучшить систему комплектования вооруженных сил государства.

Под воздействием внутренних нужд и влиянием Европы при Михаиле начинает постепенно развиваться новое для нашей страны мануфактурное производство. Правительство приглашало из-за границы металлургов, оружейников, рудознатцев, часовщиков, ювелиров и других специалистов. В 1637 г. русский купец и заводчик А.Д. Виниус, по разрешению государя, получил ссуду из казны и построил в 15 км от Тулы чугунолитейный и железоделательный заводы. Аналогичное производство стало создаваться и на Урале.

Под покровительством царя в стране создавались разнообразные виды промышленного производства. В 30-е гг. XVII в. были открыты залежи медной руды в районе Соликамска при содействии иностранных мастеров был построен первый в России медеплавильный Пыскорский завод, где уже применялись новые для того времени технологии.

Россия, начиная со второй четверти XVII в. развернула широкую внешнюю торговлю с протестантскими странами Северной Европы: Англией, Голландией, Данией, некоторыми германскими государствами. Основным портом России, через который шла международная торговля, тогда был Архангельск. Важным торговым центром, через который осуществлялась торговля России с Закавказьем, Ираном и Средней Азией была Астрахань.

Эпоха Михаила Федоровича были временем дальнейшего освоения огромных пространств Сибири, Камчатки и Дальнего Востока. Крупнейшие географические результаты дали походы казака Реброва и служилого человека Ильи Перфильева, прошедших в 30-е гг. по реке Лене вплоть до ее устья. Важную роль в освоении тихоокеанского побережья сыграла экспедиция Василия Пояркова к побережью Охотского моря. В 1648 г. казак Семен Дежнев «со товарищи», прошли морем через пролив, разделяющий Азию и Америку. Поход Ерофея Хабарова по Амуру, до Охотского моря, открыл для русских огромные земли Дальнего Востока. В течение первой половины XVII в. русские «мореходцы» и «землепроходцы» прошли всю Сибирь и Забайкалье вплоть до побережья Тихого океана.

В целом царствования Михаила Федоровича Романова было благоприятным для России. За это время постепенно преодолевались страшные разорения предшествующей эпохи. Страна медленно, но уверенно возрождалась. Это была эпоха укрепления русского централизованного государства. Немалую роль в этом сыграли дела и личность самого царя Михаила. Все основные шаги по возрождению России Михаил Федорович предпринимал самостоятельно, еще до возвращения отца из плена. Высокую оценку этому человеку дал в свое время С.М. Соловьев. «Наконец, должно заметить, — писал знаменитый историк, — что личность Михаила как нельзя более способствовала укреплению его власти: мягкость, доброта и чистота этого государя производила на народ самое выгодное для верховной власти впечатление».

Россия в годы царствования Алексея Михайловича

В июле 1645 г. Михаил Федорович умер. Однако он не оставил завещания, поскольку за прошедший период сильно изменились политические понятия на Руси, и государство, в представлении людей того времени, перестало быть вотчиной государя и прежний, считавшийся законным, способ передачи власти в форме завещания утратил к тому времени силу. Тем не менее, помня, что Романовы пришли к власти на основе решения Земского Собора, была проведена процедура выборов его 16-летнего сына Алексея. Известный немецкий путешественник Адам Олеарий в своем описании Московского государства отмечал, что царь Алексей вступил на престол по единодушному согласию всех бояр, знатных господ и всего народа. Алексей Михайлович вступал на престол уже как преемник своего отца, поэтому современники называли его "природным", т.е. наследственным царем. Тем не менее, стоит отметить, что формально самодержавие было восстановлено только в 1654 г. С этого времени царь имел титул "Царь, Государь, Великий князь и всея Великия и Малые и Белыя России Самодержец".

Молодой монарх, в отличие от своего отца, был хорошо образован, не лишен писательского дара, сам читал челобитные и другие деловые бумаги, редактировал многие важные документы. Алексей Михайлович был первым русским царем, который писал и собственноручно подписывал государственные указы.

Парадоксально, но при Алексее Михайловиче, которого прозвали «Тишайшим», страну сотрясали острые социальные конфликты. Не зря современники называли ту эпоху "бунташным веком". Острая социальная борьба, столкновение различных сословий и наличие противоречий между государством и обществом порождались целым рядом причин и факторов.

Уже в самом начале царствования Алексея Михайловича, правительство, возглавляемое Б.И. Морозовым, пользуясь бесконтрольностью со стороны верховной власти, стремилось увеличить не столько доходы казны, сколько свои собственные, пошло на сокращение жалованья служилым людям. Одновременно правительство стремилось пополнять казну за счет тяглого населения с помощью изымания с него недоимок за прошлые годы. В 1646 г. был введен высокий соляной налог. Выгоды от его сбора ожидались столь высокие, что с его введением были отменены крупные прямые налоги — стрелецкие и ямские деньги. Однако социальное озлобление от этого налога было таково, что в декабре 1647 г. он был отменен.

Отказавшись от соляного налога, правительство в целях компенсации, решило взыскать с населения за прошлые годы, отмененные до этого прямые налоги (стрелецкие и ямские деньги). Такая непродуманная, волюнтаристская политика привела летом 1648 г. к взрыву народного негодования и мощному восстанию, охватившему всю Москву.

Дело дошло до того, что стрельцы отказались выступать против восставших. Народ требовал выдачи Б.И. Морозова и наиболее ненавистных москвичам чиновников. Вслед за «соляным бунтом» в Москве волна восстаний прошла по ряду других городов России.

«Соляной бунт» и другие городские восстания были порождены, прежде всего, правовым беспределом, лихоимством и мздоимством, которые творили государственные чиновники, использовавшие свою власть и административный ресурс. Этот социальный взрыв стал выражением чувства попранной социальной справедливости и негодования и, прежде всего, со стороны представителей городских посадов и служилого сословия.

Городские восстания середины XVII в. явились результатом глубокого несоответствия между практикой правового регулирования, и теми, значительно изменившимися, общественными отношениями, на которые она распространялась. Не случайно в устных заявлениях и ряде челобитных, обращенных к царю, разные группы городского населения, жалуясь на произвол приказной администрации, требовали, чтобы управление и суд были поставлены на законные основания, которые стали бы обязательными для всех и известны всем. В целом это можно квалифицировать как выражение глубокого кризиса правовых институтов московского государства.

На совещании царя с боярами и высшим духовенством было решено образовать специальную комиссию по подготовке свода законодательных статей (Уложения). Заседавший в 1648—1649 гг. Земский Собор рассмотрел и утвердил представленный ему проект нового Уложения. В достаточно короткие сроки этот важный юридический документ был отпечатан в количестве двух тысяч экземпляров и разослан по стране. Некоторое время спустя его издавали еще два раза.

По своей социально-политической сущности этот правовой документ был своеобразным общественным договором между самодержавным и земским началом русской земли. Соборное Уложение отвечало, прежде всего, интересам средних классов. Оно отвечало и интересам государства, поскольку усиливало и законодательно закрепляло тот «тягловый» строй, который был характерен для Московского государства. И если раньше эта диктатура опиралась на волю монарха, то с этого времени, эта воля стала юридически оформленной и выражена в государственном законодательстве. Согласно нормам Уложения законодательно оформлялось крепостное право. Отменялись «урочные лета» для сыска беглых холопов. Церковь была лишена права приобретать новые вотчины. Были ликвидированы частновладельческие слободы в городах, возвращены в «тягло» белые слободы. Категорически запрещалось закладничество, т.е. переход людей, в основном скрывавшихся от государева тягла, в холопство. За нежелание быть свободным, человек подвергался жестким наказаниям. Все должны были служить только государству, и дружно тянуть «государево тягло».

Одним словом, в России законодательно был закреплен тяглый, военно-служилый, соборный строй государства. С этого времени все сословия русского общества были "рассажены" по своим местам. Им была дана законодательная "партитура", которую они должны были беспрекословно исполнять под присмотром государства. Так, по мнению законодателя, могли быть достигнуты общественное благо и социальная справедливость.

В целях дальнейшего укрепления авторитета самодержавия Алексей Михайлович широко пользовался теорией божественного происхождения царской власти. Его идеалом был Иван IV. В конце 60-х гг. дьяк Ф. Грибоедов написал "Историю о царях и великих князьях земли Русской". В этой работе автор обосновывает преемственность царей новой династии от династии Рюриковичей. В сочинении особенно подчеркивается, что царь Михаил приходился внучатым племянником первой жене Ивана Грозного Анастасии Романовне. Отсюда царь Иван IV был объявлен прадедом Алексея Михайловича.

С принятием Соборного Уложения законодательная деятельность Алексея Михайловича и его правительства не прекратилась. После 1649 г. появилось множество так называемых Новоуказных статей, вносивших в Уложение дополнительные поправки и дополнения. С развитием международной и внутренней торговлей возникала необходимость правого регулирования и этой важной стороны общественных отношений, и в этой связи появляются Указ о таможенных пошлинах, Новоторговый устав и Кормчая книга, в которой содержались нормы церковного права.

Время царствования Алексея Михайловича было отмечено острым социальным конфликтом, связанным с церковными реформами, которые проводил патриарх Никон. Они привели к расколу, православной общины России и появлением сторонников Никона, и противников реформы — староообрядцев. Этот раскол привел к ослаблению Русской православной церкви, снижению ее роли в жизни общества, что имело непоправимые трагические последствия для России.

В довершение к вышеописанным событиям необходимо указать на знаменитый «медный бунт», проходивший в Москве в 1662 г., а также крупное восстание под руководством Степана Разина, охватившее в 1670—1671 гг. Дон, Среднюю и Нижнюю Волгу. Однако крепнувшая держава успешно преодолевала возникавшие острые проблемы, связанные с конфликтами, порождавшимися развитием российского общества.

В эпоху царствования Алексея Михайловича произошло важное историческое событие. В состав России добровольно вошла Украина. Этому предшествовала длительная, тяжелая и кровопролитная война украинского казачества и крестьянства против польской короны. Несмотря на определенные успехи, достигнутые повстанцами, соотношение сил было таково, что своими силами, без помощи русского государства, Украина не могла сама добиться освобождения от польского владычества. Руководитель движения Б. Хмельницкий неоднократно обращался к Алексею Михайловичу с просьбой о вхождении Украины в состав России, угрожая в противном случае податься под руку турецкого султана. Однако Москва, занятая своими внутренними проблемами, стремясь оттянуть войну с Польшей, долго не принимала решения. И только осенью 1653 г. было принято судьбоносное решение, закрепленное авторитетом Земского Собора, о вхождении Украины в состав России. В январе 1654 г. на Украине участники Переяславской Рады подтвердили волю украинского народа о вхождении левобережной Украины и Киева в состав России. Поэтому лишены всяких оснований утверждения украинских националистов о том, что Украина, якобы, вошла в состав России в результате захвата и порабощения ее со стороны «москалей».

В 1654 г. Россия начала войну с Польшей, которая продолжалась до 1667 г. Долгая 13-летняя война закончилась, когда взаимное истощение обоих сторон привело к подписанию Андрусовского перемирия. Согласно его условиям России возвращались земли, отошедшие к Польше в результате польско-литовской интервенции начала XVII в. Польша признавала воссоединение Украины с Россией. Запорожская Сечь ставилась под совместный контроль России и Польши.

Царствование Алексея Михайловича было временем активных контактов русских людей с иностранцами, во множестве приезжавших тогда в Россию. Несмотря на перманентные военные конфликты с Польшей, среди верхов русского общества наблюдалось увлечение польской культурой, ее языком, музыкой, живописью. Задолго до Петра I в России стала интересоваться достижениями европейской культуры. Именно с этого времени можно говорить о зарождении в нашей стране пристального внимания к ценностям быстро развивавшейся европейской цивилизации. Именно тогда начал зарождаться синдром отставания России от Запада.

В отмеченный период мы видим распространение среди различных слоев русского населения грамотности и светского образования. Этого требовала сама жизнь: светские знания необходимы были для грамотного и эффективного управления государством, ведения торговых дел, мануфактурного производства и т.д. Русские люди имели большие способности к усвоению технических знаний и производственных навыков, и недаром Адам Олеарий советовал своим соотечественникам-немцам не открывать русским своих производственных секретов.

Несомненные успехи распространения грамотности видны среди городского населения. Российский город становится в некотором роде «локомотивом» в культурном преобразовании страны. В России стали появляться книги для практических целей. У наиболее образованных представителей придворной знати — А.Л. Ордина-Нащокина, А.С. Матвеева, князя В.В. Голицына — имелись немалые библиотеки на русском, латинском и польском языках.

В 1687 г. в Москве было основано «Славяно-греко-латинское училище», называвшееся потом Академией, которое не являлось исключительно церковным учебным заведением.

Подводя итог времени царствования Алексея Михайловича, хотелось бы в этой связи привести слова известного русского историка-академика С.Ф. Платонова, который писал: "...государство, на долю которого приходилось столько труда, не падало, а росло и крепло, и в 1676 г. оно было совсем иным, чем в 1645 г. Оно стало гораздо крепче, как в отношении политического строя, так и в отношении благосостояния. Только признанием за Московским государством способности к исторической жизни и развитию можно объяснить общие причины этого явления".

Резюме

История русской Смуты убедительно свидетельствует, что успехи в развитии русского государства были тесно связаны с его особой формой организации большого общества на больших пространствах. И, прежде всего, речь здесь идет о самодержавии, в котором сочетались два, казалось бы, несовместимых начала. Абсолютная власть царя и широкое представительство разных сословий общества, выражавшее его интересы, в работе Земских Соборов и функционировании местных форм самоорганизации земель. Смута как раз и показала, что с ослаблением державного начала, в стране начались деструктивные процессы, приведшие к социальному хаосу. И, наоборот, как только власть начала структурироваться, Смута сменяется движением общества к организации и порядку. Дальнейшая история первых царей из дома Романовых показывает, что, несмотря на значительные сложности восстановления, тяжелые русско-польские войны, бури многочисленных городских и крестьянских восстаний Российское государство крепло и продолжало осваивать громадные территории Сибири и Дальнего Востока. Именно благодаря позиции России была положительно решена судьба Малороссии. Гетманщина, будущая Украина, войдя в состав России, сумела стать частью русского национального и культурного пространства. Были созданы предпосылки выхода России к морям и ее широкой интеграцией во многих областях общественной жизни с Европой. Правда эти связи были не только полезны для страны, они таили подспудно и определенные угрозы.
Глоссарий к теме 3

Белые слободы — слободы городского посада, освобожденные от уплаты налогов.

Гетман — выборный предводитель запорожского казачества.

Гости (от древнерусского "гостьба" — торговля) — крупные купцы на Руси в X—XVIII вв., вели междугороднюю и зарубежную торговлю. В XVI—XVIII вв. гости — члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства. Каждый гость имел от царя жалованную грамоту "на гостиное имя". Основными привилегиями гостей были: освобождение от тягловых повинностей, свободный проезд за границу для торговли, право приобретать вотчины, подсудность непосредственно царю.

Гулящие люди — категория нетяглого населения в России в XVI—XVII вв. В эту категорию входили отпущенные на свободу холопы, слуги, кабальная зависимость которых прекращалась со смертью их хозяина. Они не платили податей ни государству, ни вотчинникам. Жили преимущественно работой по найму.

Заповедные лета (от слова "заповедь" — запрет) — срок, в течение которого в некоторых районах Московского государства запрещался переход крестьян в осенний Юрьев день. Запрет вводился с 1581 г. еще во времена Ивана IV.

Казачество (казак — тюркс. "вольный человек") — сословная категория. Вольные люди, свободные от тягла и работы по найму, а также лица, несшие военную службу на окраинах России. Первоначально казачество формировалось в основном из беглых крестьян, уходивших на Днепр, Дон, Волгу и Яик (Урал) из пределов Великого княжества Литовского и Московского.

Семибоярщина — правительство в московском государстве в период 1610—1612 гг., его членами были семь бояр из знатных фамилий.

Смута (Смутное время) — эпоха в истории московского государства, характерная потрясениями всех основ общественной жизни. Под таким названием в русскую историю вошли события конца XVI — начала XVII вв. Термин "Смута" означал глубокий системный кризис, и, прежде всего, кризис старой системы ценностей в русском обществе, поставившим русское государство на край гибели. Первопричиной Смуты стали пресечение династии Рюриковичей и политический кризис, поразивший московское царство.

Харизма — от греч. charisma — милость, божественный дар) — исключительная одаренность.

Шляхта — наименование польско-литовского дворянства.

Источник: http://news.bcm.ru/doc/51670
Дата: 06.04.2011
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ