В Пермском крае в деревне Кусты местные играют в бильярд, в Большом Гондыре живут православные татары, а в Паклях растут розы и коттеджи местных чиновников

Наши корреспонденты путешествуют по деревням и селам Пермского края с забавными названиями 

Вашему вниманию предлагаем окончание сериала-путешествия по Пермскому краю. Читайте предыдущие части:

- В Пермском крае в деревне Балагуры местные ездят за продуктами на лыжах, а в Рожках остался всего один житель

- "В Пермском крае в деревне Сучкино есть афганские горы, а в Половинке проводили «Играй, гармонь!»"

- "В Пермском крае в деревне Комары жил мамонт, в Путино родилась Екатерина Шаврина, а во Дворце любил отдыхать граф Строганов"

- "Кто живет в деревнях Чуваки и Дураки, делают ли горшки в Горшках, и чем славятся Ванюки"



В Паклях раньше выращивали коноплю, а теперь - розы

На этот раз искать населенные пункты с говорящими и веселыми названиями мы отправились в Осинский район края. Деревушку Пакли, что в нескольких километрах от Осы, облюбовали местные чиновники. Среди скромных деревянных домиков как грибы после дождя растут и их коттеджи.

Но население в Паклях небольшое - около 300 человек. По соседству стоит еще одна деревенька - Пермяковка. Они так близко друг к дружке, что паклинская школа находится на территории Пермяковки. Пару лет назад районная администрация даже хотела объединить обе деревни и придумать одно общее название, но местным затея не понравилась и они отстояли свое право на автономность.

В Паклинской библиотеке нам рассказали, что старожилы привыкли называть деревню ПаклИ (с ударением на последний слог), а вот приезжие говорят ПАкли. Так, кстати, правильнее.

А само название пошло от слова «пакля» - грубе волокно, которое используют при строительстве. Раньше в деревенских полях выращивали коноплю, потом сушили ее в бане, мяли и чесали паклю. После чеса уже готовую паклю сбывали на баржах вниз по Каме, которую использовали в пароходстве по всей стране.

А теперь в Паклях выращивают розы. Розарий открыл частный предприниматель, но, чтобы поглядеть на нежные цветы, нужно надевать халаты и маски.

На карте Осинского района мы нашли два населенных пункта с забавными названиями - Усть-Пизя и Большая Кузя. Но в районной администрации нам сказали, что в этих деревнях уже никто не живет.

В Большом Гондыре живут язычники

До деревни с многообещающим названием Большой Гондыр от Перми больше трехсот километров. Наконец видим вывеску – «Б. Гондырь».

- В советские времена, чтобы название села было более благозвучным, ударение поменяли и в конце дописали мягкий знак, - пояснили местные. - Но недавно селу вернули прежнее название, а вывеску просто не успели сменить.

Жителей здесь зовут гондырцами, а небольшую речушку Гондыркой. В отличие от многих прикамских деревушек, в которые мы заезжали во время нашего путешествия, здесь многолюдно. По улицам разгуливали румяные парни и девчонки в валенках, а вдоль дороги - добротные деревянные дома и кирпичные двухэтажки.

Гондыр в переводе с удмуртского - медведь, а само село основали в 1673 году бежавшие удмурты-язычники. По одной из версий свое поселение они назвали так из-за медведей, которых было много в окрестных лесах.

По другой версии, Гондыр – священное божество в виде медведя, которое живет в подполье и заведует всеми съестными припасами, охраняет их. Удмурты назвали деревню именем этого языческого божества, чтобы жизнь на новом месте была сытной.

Сегодня на гербе села изображен именно медведь.

Есть и третья версия появления названия – беглые удмурты раньше жили в деревне Гондыр (или Гондырево), которая и сейчас еще существует на территории Удмуртии.

Сегодня на месте дремучего леса осталось лишь несколько высоченных лип, макушки которых чернеют свитыми гнездами грачей.

В Гондыре местные исповедуют и православие, и мусульманство, но у многих до сих пор осталась некая причастность к язычеству.

- Прошлым летом, когда была засуха, селяне поливали друг друга водой – так по языческим обрядам вызывают дождь, - рассказала пожилая учительница.

Познакомившись с историей поселка, узнаем, что в Гондыре до сих пор остается две рощи, в которых язычники и по сей день совершают молебен.

Но, пожалуй, больше всего нас удивил местный музей, который, правда, уже год под замком: здание признали аварийным и вырубили электричество.

Но внутри - настоящие богатства. В свете тусклого фонарика мы увидели кость мамонта, которую нашли в Гондыре, потом наткнулись на самодельные манекены, одетые в национальные костюмы.

- Это костюмы наших предков, - поясняет местный краевед Зинаида Ивановна, - удмуртское платье, поверх которого одет башкирский жилет, сапоги с загнутыми концами - явно перенятые у тюрков. В Большом Гондыре тесно переплелись разные народы. Здесь можно встретить удмурта с башкирской фамилией или православного татарина.

Есть в Гондыре и свои знаменитости. Например, сестры Нургалиевы - Олеся и Елена - мастера спорта международного класса. Девушки уже несколько раз становились победительницами на сверхмарафоне в ЮАР.

В Больших Кустах 16 прудов

Первое, что мы увидели на въезде в Кусты, - здание Дома культуры. Заведующая Вера Якунина с гордостью рассказывает, какие интересные праздники, творческие вечера и дискотеки они организуют.

- А недавно купили бильярдный стол, и в клуб потянулась молодежь.

Село Кусты небольшое - несколько улиц с деревянными домиками да магазин, в котором можно купить все - от буханки хлеба до похоронных венков.

Население - около 900 человек - в основном работает в местном колхозе «Верный путь», занимаются животноводством. Но особенно красиво в Кустах летом - рядом сразу 16 прудов.

Местные зовут себя большекустовцами, а родное село ласково именуют Кустиками. А само название пошло от фамилии основателей Кустовых.

СПРАВКА «КП»

На карте Чердынского района мы нашли селоБондюг (расположилось на берегу реки Камы), с коми-зырянского языка название переводится как поганая тряпка. В честь христианизации Руси в 1619 году в этих местах установили крест, поскольку ранее коми-зыряне и коми-пермяки, населяющие Бондюг, были язычниками. Крест, установленный при царе Михаиле Федоровиче, сохранился до сих пор.

А в деревне Верх-Рождество, что в Частинском районе края, есть пруд, который вырыли еще в конце XVIII века. Сейчас здесь гнездятся серые цапли.

А в селе Шляпники (это Ординский район) местных зовут шляпниковцfvb. Здесь сохранилась старинная церковь из красного кирпича начала XX века.

Источник: http://kp.ru/daily/25653.4/816651/
Дата: 20.03.2011
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ