Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Золотых дел мастер

16.03.2011

Киевский Картье возвращается на родину

Эстеты и ценители красоты имя Маршак связывают в первую очередь не с литературой, а с ювелирным искусством.
Детский писатель Самуил Маршак, конечно, достиг большой известности, но вряд ли смог затмить славу своего двоюродного дяди – Иосифа, которого называли киевским Картье. Основанный им в 1878 году в Киеве ювелирный дом «Маршак» делал украшения для самых знатных персон России конца XIX в., а по случаю празднования 300-летия Дома Романовых выполнял заказы на официальные дары государю Николаю II.
Это был один из самых уважаемых ювелирных домов Российской империи, официальный поставщик царского двора и конкурент Фаберже.
Революция 1917 года заставила семью знаменитого ювелира уехать за границу, процветающая фабрика в Киеве была национализирована, и история фирмы продолжилась в Париже. И до недавнего времени изделиями марки «Маршак» можно было полюбоваться только там или на международных выставках. Но теперь это можно сделать в Петербурге и Москве.
Впрочем, и в Киеве, возможно, вскоре услышат о возвращении на родину легендарного соотечественника – в образе его роскошных изделий, разумеется.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Покинув в 14 лет родную деревню, чтобы получить образование ювелира, юный Иосиф Маршак обустраивается в бедном квартале Киева. Когда ему не хватает 100 рублей из приданого молодой жены для того, чтобы купить золото на свое первое изделие, он закладывает единственный костюм. А через год вместе с семьей уже переезжает на Крещатик, в пятикомнатную квартиру – настолько хорошо идут его дела.
В 1885 году в мастерской Маршака работают уже более двадцати человек. Заказы множатся, Иосиф путешествует, выставляет свои произведения в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде и неустанно продолжает создавать новые модели… Это время – золотой век русско-французских отношений, и во время поездок в Париж и по Европе Иосиф буквально впитывает в себя всю информацию об искусстве и предметах роскоши. Каждый раз, возвращаясь, он вкладывает полученные знания в развитие своего дела, внедряет новые технологии на практике. И вскоре изделия Маршака завоевывают медаль на Всемирной выставке в Чикаго, а затем и в Антверпене.
В 1899 году пожар приносит огромные убытки его мастерской, но он не только возрождает производство, но реконструирует и увеличивает свои помещения, устанавливает самое современное оборудование и применяет очень прогрессивные для той эпохи технологии разделения труда.
Иосиф Маршак был первым предпринимателем, который доверил филигранный труд ювелира женщинам, выполнявшим кропотливую ручную работу по изготовлению тоненьких цепочек и шлифовке изделий.
На предприятии Маршака использовался и детский труд (рабочий день для несовершеннолетних заканчивался на три часа раньше, чтобы дети могли посещать школу). Немало земляков обращалось к Маршаку с просьбой «взять в науку» сына или дочку. За время работы фирма вывела в люди более 300 учеников. Фабрика была практической школой для молодых ювелиров.
Иосиф Маршак становится одним из самых знаменитых ювелиров русской империи, неоспоримым соперником самого Фаберже – кстати, несмотря на жестокую конкуренцию, они очень дружили.

ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ РОЖДЕНИЕ
В июле 1918 года Иосиф Маршак составляет завещание, в котором распределил капитал между своими детьми, назначает выплаты помощи мастерам и служащим, выделяет средства для содержания школы и училища при фабрике, он даже позаботился о приданом для девушек, которые работали на фирме. Но это завещание так и осталось невыполненным. Фабрику национализировали, а большинство драгоценностей переплавили…
Во время революции многие покидают Россию, иммигрируя в Европу, в их числе и семья Маршака, уносящая под своими одеждами остатки творений Иосифа. Их принимает один из пяти его сыновей, Иохим, обосновавшийся уже в то время в Париже.
Два других сына Маршака, Александр и Владимир, работавшие вместе с отцом, после его смерти пытаются продолжить дело за границей, однако фабрику возродить не получается, удается только открыть магазин в Париже.
…20-е годы, люди возвращаются с фронта, и несмотря на тяжелые времена и высокие цены, они хотят праздника.
В Париже процветают джаз, фотография, воздушные платья и всевозможные подделки а-ля шик. Оказавшись в этой феерической атмосфере, Александр Маршак открывает ювелирный салон на престижной улице Де ля Пэ (rue de la Paix), рядом с шикарной Вандомской площадью и отелем «Ритц». В этом дорогом квартале уже располагаются такие известные кутюрье, как Worth, Doucet, парфюмер Guerlain, многие мастера ювелирного искусства – Mellerio, Vever, Cartier, Van Cleef; а также здесь находятся бутики перчаток, рубашек, шляп. И салон Маршака быстро приобретает известность среди богатых иностранцев.
Унаследовав секреты мастерства своего отца Иосифа, Александр создает уникальные вещи в духе своего времени, смешивая идеи Палеха и современные, чисто геометрические формы. Броши в форме птиц, цветков, разноцветные веера, длинные висячие серьги – в этих изделиях Маршака слышны мотивы, навеянные музыкой великого Стравинского и Дягилевскими балетными сезонами. Верность своим истокам, оригинальность и высокое качество его изделий даруют Александру особое место в мире высокого парижского ювелирного искусства.
Его популярность растет, и он завоевывает многочисленные награды на салоне «Арт-деко» в 1925 году.
Но Вторая мировая война ставит новую, уже вторую точку в развитии дома, и многим кажется, что он уже не возродится. Однако сразу после войны Александр Маршак приглашает к сотрудничеству талантливого художника Александра Диринжера, а позже к Дому Маршака присоединяется Жак Верже. Родом из семьи ювелиров-часовщиков, страстный поклонник ювелирного мастерства и настоящий профессионал, Жак Верже обладает особым чутьем – способностью из тысячи рисунков точно узнать оригинал и указать на самое креативное и многообещающее изделие… Он моментально втягивает в себя тогдашний парижский воздух и мгновенно чувствует царившие в то время дух и атмосферу.
Александр Маршак блестяще восстанавливает салон Маршака в Париже, и марка вновь процветает…

ПОКОРЕНИЕ АМЕРИКИ И АФРИКИ
Молодые женщины из высшего американского общества 60-х годов обожают роскошь, моду, ювелирные изделия, в частности, камни и внушительные оправы. Жак Верже быстро это понимает и предлагает своей американской публике соответствующие изделия, шикарные и разноцветные: объемные кольца, напоминающие маленькие подушечки и усыпанные бриллиантами и сапфирами, рубиновые гроздья смородины, орнаменты из изумрудов в виде зеленой листвы… Каждое изделие, разумеется, уникально.
Смело сочетая стиль арт-деко с русскими традициями, Верже создает «изделия-предметы», поистине новаторские для своего времени: броши в форме грозди или кисти, бабочки или цветка… Он также возрождает производство настольных принадлежностей: шкатулок, украшений для стола, разрезных ножей для бумаги, луп…
Причем в изготовлении ювелирных изделий красота и эстетика ставятся на первое место и имеют большее значение, чем сама стоимость камня; оригинальность рисунка и мастерство исполнения играют большую роль, чем чистота самого бриллианта. Это совершенно новая «философия» ювелирного дела, и она приносит Дому Маршака огромный успех.
…В 1960-е годы Жак Верже встречает на своем пути правителя Марокко, Его Величество короля Хасана II. Образованный и утонченный человек, поклонник французской культуры, он разделит с художником любовь к прекрасным предметам и уникальным украшениям.
Иосиф Маршак был одним из любимых поставщиков императора Николая II, а Жак Верже сделает из дома одну из главных ювелирных мастерских Его Величества Хасана II, изготавливающую для него официальные и частные подарки – такие, к примеру, как ларец из нефрита, подаренный королем Марокко мадам де Голль…

КАК С ЛИЦА, ТАК И С ИЗНАНКИ
В 1988 году салон Маршака закрывает свои двери для посетителей, но известность марки нисколько не уменьшается.
Коллекционеры, профессионалы, поклонники марки всегда отслеживают ее появление на выставках и в залах продаж.
Несколько лет спустя доктор Маршак, внучатый племянник Александра, единственный со своим братом, носящий фамилию Маршак, начинает новое возрождение марки своего великого прадедушки.
И вскоре эта идея целиком захватывает его, хотя она весьма далека от его профессии пластического хирурга.
Начинаются выставки, которые проходят с возрастающим успехом: в Базеле – в 2000 году, затем в Японии в 2002 году, в Вест-Палм-Бич в 2003 году, в Москве в 2004 году.
В настоящее время все изделия рисуются, обрабатываются и делаются полностью в Париже, где снова открыт салон Маршака. В основном это единственные экземпляры, пронумерованные специальным знаком. Повторяться могут не больше 5–10 предметов, причем цвет не повторяется никогда.
При изготовлении украшений, которые должны быть одинаково красивы как с лица, так и с изнанки, применяются старые, проверенные веками технологии – такие как «египетская масса».
Но самый главный принцип, который исповедуют оба дизайнера, работающие сегодня на фирме, – это сохранение уникального стиля Дома Маршака. Поэтому большинство новых изделий представляют собой некие репродукции того, что уже было создано раньше.
Однако это вовсе не копии, а современные вещи, в которых присутствуют не только идеи и дух марки, но и новые цветовые решения, и новаторские технологии…
Так, к примеру, родилась серия «Облака Палеха» из 12 колец, созданная на сюжет сказки «12 месяцев» специально для российских клиентов. Кстати, уникальны не только сами кольца, но и шкатулочки для них, которые заказываются специально в Палехе.
Половина изделий, выпускаемых фирмой, делается на заказ. И с каждым клиентом работают кропотливо и дотошно, соблюдая заповедь отца-основателя Иосифа Маршака: ювелир, как бы он ни был знаменит, остается только поставщиком для клиента.

Кстати
В 1997 году в Киев приезжал Даниэль Маршак — внук славного ювелира, который хотел в Париже открыть семейный музей.
Приехал в поисках хоть каких-нибудь изделий фабрики деда. Но, к сожалению, практически ничего не сохранилось.
Только несколько подносов и столовых предметов из серебра можно увидеть в Музее драгоценностей и в Музее истории Украины в Киеве.


Источник: http://www.vmdaily.ru/article/115190.html
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны