Из истории Кунгурского района: село Насадка
История села Насадка (Кунгурский район) начинается с 1623 года с деревни Мальцова. Так считает известный пермский краевед Е.Н. Шумилов. Позднее название населенного пункта, где первыми жителями были Мальцовы, изменилось. С 1715 года деревня уже была известна как село Насадское.
Новое имя возникло не случайно. Своим вторым названием населённый пункт обязан речке Насадка, притоку Сылвы. Известно, что в 1623-1624 годах здесь для Строгановых делали «суды соляные», которые назывались «насады».
Долгие годы Насадка входила в состав частных вотчин известных прикамских землевладельцев: Строгановых, Шаховских, Бутеро-Родали. Первый деревянный храм появился здесь в конце XVII века, из-за этого и произошло изменение статуса населённого пункта. В 1820 году на средства помещицы баронессы Веры Александровны Шаховской была построена каменная Входо-Иерусалимская церковь. Её торжественное освящение состоялось 25 октября 1822 года. С того времени храм стал средоточием духовной жизни села. При нём работало церковное приходское попечительство, деятельность которого была направлена на выдачу благотворительных ссуд прихожанам и украшение храма. В 1891 году в деревне Мостовой была открыта церковноприходская школа, где преподавали священнослужители Входо-Иерусалимской церкви.
Край был известен как сельскохозяйственный. Поэтому, кроме традиционных крестных ходов, совершаемых на реку Сылву для освящения воды 6 января, в день Преполовения, 20 июля и 1 августа, здесь было принято освящать и поля. После окончания весенних посевов устраивали специальные молебны со святыми иконами.
В начале ХХ века жители села Насадка считались людьми зажиточными. Многие строили для себя новые дома. В этом, как и в других делах, по давней традиции им помогали соседи. В благодарность за такие «помочи» хозяева устраивали обильные угощения. Достаток позволял и некоторое щегольство. Излишняя роскошь в одежде и обуви отмечалась не только у женщин, но и у мужчин, проживающих в Насадке.
Но зато и с ближними они делились щедро. Особенно ярко это проявилось в годы Первой мировой войны. Уже 17 августа 1914 года при Входо-Иерусалимском храме был открыт попечительский совет о семьях лиц, находящихся в рядах действующей армии. Его возглавлял местный священник с царской фамилией – Павел Романов. Прихожане не только собирали денежные средства для помощи землякам. Для нужд армии они сушили сухари, шили белье и теплые вещи. За что в 1915 году были удостоены благодарности императрицы Александры Фёдоровны.
СПРАВКА
Основные пути сообщения в средневековье проходили по рекам. Поэтому наибольшее разнообразие средств сообщения относится к речным судам. Источники XVI в. упоминают огромное их количество, в том числе и насады. «Суда эти, - описывал современник, - очень длинны и широки, крыты сверху и плоскодонны; они сидят в воде не более как на 4 фута и поднимают 200 тонн, на них нет никаких железных частей, но все сделано из дерева, при попутном ветре они могут плыть под парусами».
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги