С любовью к Тетюхе
Весть о том, что палеонтологи определили возраст костей животных, найденных в одной из пещер под Дальнегорском, как 20-тысячелетний, облетела местные информагентства — и так захотелось побывать в этом месте, прикоснуться к тайне тысячелетий!..
Сим-сим, откройся!
Пещеры открывают свои богатства не всем и не каждому. К открытию надо быть готовым. Виктор Анатольевич Татарников, житель Дальнегорска, — как раз такой подготовленный человек. Хотя бы потому, что он профессиональный археолог. Совсем молодым на Шайгинском городище «почуял запах древности». Участвовал в раскопках у палеонтолога Николая Оводова на Екатериновских пещерах в Партизанском районе. В 1973 году руководил раскопками древней стоянки в пещере Чертовы Ворота в Дальнегорском районе, где в эпоху каменного века, 7 тысяч лет назад, обитал первобытный человек. Раскопки показали, что древние дальнегорцы соорудили жилище внутри пещеры — факт уникальный, поскольку, как правило, жилищами служили сами пещеры. К тому же там впервые в Приморье были найдены скелеты древних людей.
Молодому историку так запал в душу этот край — с горами, пещерами и речками, древними стоянками и средневековыми городищами, богатейшей геологией, — что он сюда, в Дальнегорск, через несколько лет приехал на постоянное жительство.
Татарников загорелся созданием в городе краеведческого музея. Райком КПСС не поддержал эту идею, но комнатку под музей выделил Дворец культуры «Химик», а поскольку ставки завмузеем не было, Татарникова оформили слесарем 5-го разряда. Сейчас Дальнегорскому краеведческому музею может позавидовать любой крупный туристический центр: коллекция камней и минералов разрослась до 5 тысяч единиц! А Виктор Анатольевич, по натуре «добытчик», поставив музейное дело «на рельсы», предпочел бумажной музейной работе живое краеведение. Еще 13 лет назад по инициативе четырех энтузиастов-краеведов был создан клуб «Тетюхе», и возглавил его Татарников, член Русского географического общества теперь уже с 40-летним стажем.
Нет такого уголка в окрестностях Дальнегорска, да и в сопредельных районах, где бы ни побывали «тетюхинцы» в больших и малых походах. Ездили даже в Амурскую область, откуда привезли фрагменты костей динозавра. Знание истории и археологическое чутье помогали совершать настоящие открытия. В Кавалеровском районе, вблизи села Устиновка, было найдено Сибайгинское городище — большое средневековое укрепление времен государства Восточное Ся, в Дальнегорском районе — Бринеровское поселение бохайского времени…
Археологическая разведка — любимое занятие Татарникова. Два года назад, выйдя из лесу на дорогу, поднимающуюся серпантином от Верхнего рудника, он увидел дырку в скале, раньше не примечаемую. Так была открыта пещера Кузнечиков. Одного такого пещерного кузнечика, находящегося в анабиозе, разбудила и я вспышкой фотоаппарата во время экскурсии в пещеру с Виктором Анатольевичем — эти насекомые и дали имя пещере. Пока обследован только небольшой «предбанник» пещеры с «камином» — уходящей вверх полостью возле входа. При помощи школьников вынули несколько кубометров грунта и нашли не только идущий вниз ход, но и окаменелые кости — пещера их законсервировала. Тут-то Виктор Татарников и вспомнил про ведущего палеонтолога Дальнего Востока и Сибири Николая Оводова, с которым приходилось работать под Екатериновкой. Он раздобыл его координаты, и год назад кости были отправлены ему в Красноярск на экспертизу. Выяснилось, что находки — это кости носорога, изюбря, медведя, косули, кабарги, барсука, лисицы. Они попали в пещеру от нескольких тысяч до 20 и более тысяч лет назад!
Красивое слово «Тетюхе»
Про сталагмиты и прочие археологические и геологические премудрости мне объясняет «главный по пещере Кузнечиков» — член клуба «Тетюхе» Геннадий Смирнов, по профессии… слесарь (никогда бы не подумала, что слесари так бойко изъясняются по части палеонтологии): солидный возраст костей подтверждают также минерализовавшиеся сталагмиты, видимо, отломленные потоками воды и вместе с костями и вынесенные наверх, к выходу из пещеры, из чего можно заключить, что основная полость пещеры — где-то внизу. То есть главное открытие впереди! Члены клуба за предстоящую зиму планируют расчистить ход в нижнюю полость, слой за слоем снимая и просеивая грунт. А потом… А потом мы будем стоять на пороге тайны. И читатели «Тихоокеанского комсомольца» и «Дальневосточных ведомостей» первыми, по обещанию «тетюхинцев», узнают, что ТАМ, где никого не было, может быть, 20 тысяч лет.
А вообще в клубе, носящем исконное название реки, возле которой стоит Дальнегорск — Тетюхе (ныне Рудной), — объединены люди самых разных профессий и возрастов: библиотекари, бывшие строители и геологи, есть врач, есть школьник, есть начальник планово-производственного отдела крупной фирмы. Они нашли друг друга, им интересно собираться и общаться в здании библиотеки. Они пишут и издают книги. Виктор Татарников, например, издал на свои деньги книги «Дальнегорск и окрестности» и «Историческую сказку» про песика Агата, который чудесным образом попадает в каменный век, в пещеру к древнему человеку — при помощи этой собачки дети лучше, чем по учебнику, усвоят исторические реалии. Лидия Деточенко пишет об известных заслуженных земляках. Тамара Филиппова — спец по дальнегорским памятникам. Николай Колесников, геолог, бывший парторг «Дальполиметалла», увлекается генеалогией, не говоря уже о геологии. Владимир Колпаков не пропускает ни одной книжной новинки по краеведению во Владивостоке и привозит их совершенно бескорыстно для городской библиотеки. Г. Гуларьянц собрал гербарий для музея. Все вместе они приобщают дальнегорцев, в особенности детей, к богатейшей истории малой родины, к ее природным богатствам и красотам.
Пытаются приобщить к истории и местную власть: предложили присвоить центральной безымянной площади города имя Юлия Бринера, основателя рудника, вокруг которого вырос Дальнегорск, а речке Рудной вернуть наименование Тетюхе, поскольку речек Рудных по стране хоть отбавляй, а Тетюхе — единственная и неповторимая. Пока, правда, краеведы не нашли понимания у совета общественности при главе городского округа. Возражения встретили, насквозь пропахшие идеологическим «нафталином»: китайские названия, мол, чужды русскому языку, Бринер снабжал металлом Германию, претендовавшую на мировое господство, качал прибыль из русской земли, а сам в здешних местах не бывал, и неизвестна еще «закулисная» сторона его деятельности — и вообще, мол, «долги перед компанией Бринеров Россией погашены».
Краеведы из клуба «Тетюхе», напротив, с уважением относятся к вкладу, внесенному Юлием и Борисом Бринерами в экономику Приморья, и считают, что имя Бринера, таланту предпринимателя которого город обязан своим рождением, не должно быть забыто и принижено. Они уже установили памятную доску с его именем на месте первых горных выработок над рудником Верхний, расчистили там смотровые площадки. С них открывается захватывающий вид на пирамидальную вершину горы Сахарной и на то место, где когда-то был поселок первопоселенцев-рудокопов, а теперь карьер — там, говорят, еще лет на 10 руды. Остался и у меня на память кусочек галенита — минерала свинца с блестками серебра. Серебро и свинец из этой вот руды умели извлекать бохайцы еще тысячу лет назад!
Тайн хватит на всех
Исторических загадок у дальнегорской земли еще много. Например, нет пока ответа на вопрос: почему во всех соседних районах есть чжурчжэньские поселения и городища, а в Дальнегорском нет даже следов, а есть только более ранние бохайские? Может быть, местные племена охраняли свои рудные богатства и не пускали чужаков? В VII–X веках в долине Тетюхе был один из центров горной добычи свинца, серебра, олова и золота. И вполне вероятно, что на дне Васьковского озера, недалеко от бохайского морского порта (стоянка Смычка), могут покоиться останки бохайских судов.
А на дне залива Опричник в 60 метрах от берега уже найден затонувший лет 110 назад норвежский пароход «Викинг». Когда в Дальнегорске заработал музей, с берегов реки Лидовки в него стали приносить странные экспонаты: огромные болты с гайками, листы железа с заклепками. Завеса над тайной слегка приоткрылась благодаря карте, составленной В. К. Арсеньевым, на которой было отмечено затонувшее судно «Пар. Викинг», и записям в его дневниках: местные староверы были рады, что пароход налетел на камни — там было столько табаку, ситца и муки, что хватит на несколько лет.
В нынешнем августе дайверы обнаружили нижнюю часть парохода. Виктор Татарников показывает мне поднятые со дна фрагменты китайского фаянса, предметы с клеймами, кирпич с надписью SKROMBERGA — названием шведской деревни, где он был сделан. Краеведы уже направили послу Норвегии просьбу о содействии в архивных поисках информации о «Викинге».
А сколько тайн еще хранят дальнегорские пещеры! А их тут два десятка. Все они известняковые, украшенные сталактитами и сталагмитами, пещерным жемчугом и минералами: кальцитом, кварцем, исландским шпатом. А какие названия! Белый Парус, Нежная, Сюрпризная, Лилия, Ледяная Малютка…
Когда-нибудь, может быть, начнут воплощаться такие проекты, какой представлял Виктор Татарников еще в 2002 году на международном инвестиционном форуме: туристический комплекс «Бохай» в 25 км от Дальнегорска, против села Мономахово, рядом с Руднинским городищем бохайского времени. Тут тебе и море, и природа, и пещеры, и минералы, и средние века, и неолит.
А вот и еще одна загадка: камень с шестью дырками — на каждой из шести граней по углублению. Татарников предполагает, что камню этому пара тысяч лет. Но вот каково его назначение?
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги