Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Визит Наполеона

22.09.2010

Исторический музей в своем новом выставочном пространстве показывает экспозицию "Наполеон и Лувр". Гастрольный проект из Франции словно иллюстрирует афоризм императора Бонапарта: "Гениальные люди - это метеоры, призванные сгореть, дабы озарить свой век".

Как известно, главным творцом "мифа о Наполеоне" был сам Наполеон. Уставшая от революционного хаоса Франция поначалу боготворила своего нового правителя, который призывал не только к порядку, но и к величию государства. Это потом уже до населения стало доходить, что имперские амбиции возвысившегося корсиканца обернулись чередой кровавых и разорительных военных походов. Однако даже такое понимание не лишало императора гипнотической силы по отношению к подданным. Пока Бонапарт побеждал, его поддерживали - и отказали в поддержке лишь тогда, когда фортуна окончательно от него отвернулась. Вдоволь порассуждать об этом ему довелось на острове Святой Елены, в результате чего его персональный миф обрел завершенную форму.

Французы впоследствии еще долго не могли определиться в своем отношении к низвергнутому императору. Однако в итоге пришли к выводу, что он был скорее велик, нежели преступен. К тому же во Франции принято гордиться своей историей вне зависимости от издержек той или иной эпохи. Посему неудивительно, что на выставке "Наполеон и Лувр" помянутый миф ретранслируется практически в том самом виде, как и задумывал его автор. Бонапарт предстает здесь в облике то доблестного полководца, то блистательного монарха, то покровителя муз, то философствующего страстотерпца. Кстати, о музах: искусства во Франции того периода действительно переживали расцвет, так что роль мецената давалась императору без особого труда - тем более что плоды такого покровительства неизбежно вели к поддержанию "культа личности".

Именно при поддержке Наполеона развился художественный стиль ампир, образцы которого и составляют значительную часть экспозиции, разместившейся в бывшем музее Ленина (это премьерная выставка в здании, которое долгое время находилось на реконструкции). Предметы декоративно-прикладного искусства выступают здесь не только в качестве исторического антуража. Многие из них окружали непосредственно императора и членов его фамилии - назвать хотя бы фарфоровый сервиз Севрской мануфактуры, личную шпагу императора работы версальских оружейников, парадное платье Жозефины де Богарне и еще целый ряд экспонатов такого рода. Относить к произведениям искусства знаменитую треуголку было бы, пожалуй, перебором, но в раритетности ей точно не откажешь.

Обилие живописи, графики, скульптуры и разного рода артефактов призвано воссоздавать атмосферу эпохи, однако ни на минуту не удается забыть, кто этой эпохой командовал. Умозрительная схема экспозиции могла бы выглядеть как пирамида, на вершине которой располагается один-единственный персонаж. К нему ведут все нити - вернее, они идут от него. Обзор изобразительной и декоративной культуры двухсотлетней давности все равно замыкается на личности императора, с какого бока ни подступись. Прославленный живописец Жак-Луи Давид выступает здесь исключительно как автор батального портрета "Бонапарт на перевале Сен-Бернар". Другой знаменитый художник Франсуа Жерар представлен полотном, изображающим Наполеона в коронационном облачении. Будто бы не связана с воспеванием императора скульптурная группа "Амур и Психея" работы Антонио Кановы - но и тут имеется монархическая подоплека: мраморная композиция была заказана для Жозефины. Портреты родственников, маршалов, царедворцев, творцов и мыслителей - все это концентрическими окружностями сходится к позолоченному трону из дворца Тюильри.

Самое занятное, что так и было при жизни императора. Застенчивостью он не страдал и позволял возвеличивать себя всеми доступными способами. Для остальных была уготована роль свиты, "играющей короля". Так что впечатление чрезмерного подобострастия и засилья пропагандистских форматов в действительности лишь отражает реальную обстановку при дворе. Кураторы честно следуют за наполеоновскими канонами - и незаметно для себя оказываются на грани пародии. Что ж, времена и нравы переменились: свободомыслящего зрителя такое преклонение перед кем бы то ни было способно забавлять. Но стоит вспомнить еще один афоризм великого корсиканца: "Сила никогда не бывает смешной". Бонапарт знал что делал, выводя миф о себе из обретенного могущества. По-настоящему с этим мифом человечеству никогда уже не расстаться.

Источник: http://www.izvestia.ru/culture/article3146434/