Мои дети спрашивают - что это за Восточная Пруссия?
Представительница знатной восточно-прусской фамилии побывала в Калининграде на открытии выставки, посвященной родовому замку
Татьяна фон Денхофф, потомок графов, несколько веков живших на территории Восточной Пруссии в поместье Фридрихштайн, дала эксклюзивное интервью журналу "Королевские Ворота".
- Что сегодня связывает семью фон Денхофф и Калининград?
- История, прежде всего. Наши предки, в конце концов, прожили здесь пять веков. Наши дедушки и бабушки, жившие здесь до 1945, рассказывали нам истории о своем детстве и молодости. Здесь они влюблялись, женились, растили детей. Это очень эмоциональная связь. История страны и история семьи неразрывно связаны друг с другом, ведь на протяжении тех сотен лет графы фон Денхофф активно участвовали в политических событиях того времени. То, что это история нашей семьи, собственно, и заставляет всех фон Денхофф приезжать сюда, чтобы взглянуть – где же все происходило, где стоял замок, где находился Фридрихштайн? Я здесь уже в 5-й раз.
- И какие чувства вызывают у вас подобные визиты?
- Это огромное небо и природа вокруг вызывают слегка смешанные чувства, как будто все уже заложено в наших генах, вместе с любовью к этим местам. Разумеется, все дело в историях, которыми мы напитаны с детства. И в то же время все вокруг выглядит чужим, поскольку это не мы росли здесь и любовались ландшафтом. Глубоко в своем сердце все же я чувствую удивительную близость с этими местами, и умом не понимаю причины этой тяги. Возможно, оглядывая то, что осталось от поместья или всматриваясь в озеро, которое до сих пор на том же самом месте, мы невольно ищем глубинную связь между Фридрихштайном и своими сердцами.
- А что же с вашим статусом графини?
- С 1919 года, после Первой мировой войны, мы утратили все свои титулы в Германии. Выражение "Татьяна графиня фон Денхофф" сегодня выглядит лишь как двойная фамилия. Официально мы принадлежим к когорте знатных семейств, но при нашем государственном устройстве, в нашей демократической республике больше не существует ни званий, ни титулов.
- Знатное происхождение доставляет вам неудобства?
- О, да! И главный из них – всю эту семейную историю необходимо учить! (смеется) Если не вдолбить себе в голову последние пять столетий европейской истории, не будешь знать в достаточной мере о своей собственной семье. Но ведь это очень интересно. Когда в школе изучаешь историю Европы, чувствуешь едва ли не личную связь со многими событиями, потому что за те века наши предки успели-таки много где засветиться.
- Каково мнение самых юных фон Денхофф по поводу ваших визитов в бывшую Восточную Пруссию и истоков семьи?
- Наши дети? Они остались дома, и у них нет пока никаких взглядов, они слишком малы для этого. Самым старшим только 16. Это 11-е поколение семьи. Чтобы задавать осмысленные вопросы, им еще стоит подрасти. Один из вопросов - что это за Восточная Пруссия, где это было, и почему ее не найти на карте? Как мама, я бы могла объяснить, что она поделена на территории, отошедшие частью России, частью Польше, что Кенигсберг сегодня называется Калининградом и так далее. Возможно, таким образом у них постепенно пробудится интерес. Посмотрим.
- Вы довольны тем, как сегодня преподается история в немецких школах?
- Вполне. Она очень хорошо прорабатывается. Особенно последние лет 100, до настоящего момента, включая Первую и Вторую мировые войны и нацистский режим. Это изучается настолько досконально, что ученики едва не стонут: "О, я не могу больше этого слышать!". Но подобный подход к преподаванию, я имею в виду, доскональная проработка материала, совсем не плох. Ученики в школе постоянно изучают нацистов, Гитлера, что они делали, почему они делали, психологию, пропаганду и снова, и снова… убийства, война… Ты слышишь об этом впервые в 12 лет, затем продолжение следует в 13, в 16, и в 18 незадолго до окончания школы. Так что многие начинают интересоваться другими предметами, полагая, что все, хватит, - тема изучена вдоль и поперек.
Досье
Татьяна фон Денхофф с родителями в раннем детстве уехала в Африку, затем вернулась в Германию, а после жила в Ирландии. Вернувшись в Германию, она некоторое время практиковалась в Кельне в качестве журналистки, затем поступила в университет Гамбурга, где изучала политику, историю и журналистику. Восемь лет она проработала репортером в журнале "Stern" и еще 5 лет в Лондоне, в журнале "European". Пять лет назад Татьяна приняла решение стать свободным журналистом и писать книги.
В своей профессии Татьяна Денхофф пошла по стезе своей двоюродной бабушки, графини и Марион фон Денхофф, последней из обителей замка, видевшей его воочию и запечатлевшей в книге воспоминаний. Марион Гедца Ильзе фон Денхофф родилась в замке Фридрихштайн в 1909 году, и покинула его в 1945 году. В Германии Марион стала выдающимся публицистом и общественным деятелем. С 1944 года она была членом сопротивления Гитлеровскому режиму, после войны работала шеф-редактором и соиздателем еженедельника "Die Zeit", выступала против апартеида в Африке, активно поддерживала немецкую восточную политику после Второй Мировой Войны, ратуя за примирение, была дружна с Горбачевым и Нельсоном Манделой. Написала более 20 успешных книг, самой популярной из которых является "Имена, которые никто не произносит". В ней она рассказала о своем бегстве из родового поместья на Запад во время наступления советских войск и о чувствах, которые при этом испытала, вперемешку с очень объективными, по мнению критиков, историко-политическими оценками.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги