В Смоленске построят лучшее здание архива в ЦФО
Здание бывшего костела - основное хранилище архива, было признано аварийным в конце 1980 годов. К 1995 году окончательно обветшало и стало небезопасным и второе здание ГАСО – бывшая консистория архитектурного ансамбля на Соборной горе, куда Смоленский архив, созданный в 1919-м, въехал еще в 1923 году…
Двухэтажный старинный дом, покрытый изъеденной временем штукатуркой, вместе с холмом медленно сползает в овраг. Здание пошло трещинами толщиной с палец, в иные прорехи можно легко засунуть кулак. Того и гляди, латанная-перелатанная крыша даст течь. К счастью, само архивохранилище находится на первом этаже - книги и документы пострадать не могут, не допустят этого сотрудники архива. Бывшая консистория дала первую трещину, когда пристроенный читальный зал начал заваливаться на бок...
Тому виной не только эрозия почв, но и жизнедеятельность человека. Место здесь старинное, под землей находится разветвленная сеть подвалов и таинственных подземелий… Возможно, на «холмодвижении» сказалось и покрытие Соборного двора, устланного брусчаткой, - «саркофагом» асфальта. Холм «дышал», но асфальт лишил его такой возможности.
Первые идеи отремонтировать помещения архива возникли еще в 1930-х годах. Над строительством нового здания смоленского архива задумывались в конце 70-х годов, однако денег не нашлось. С полноценным проектом новостройки Нина Емельянова, директор Государственного архива Смоленской области, познакомилась лишь в 1985 году. Возведение главного здания архива, начатое в 1991 году, растянулось на два долгих десятилетия... Строительство было заморожено 1994 году. Время и новые технологии вносили свои коррективы – советский проект не раз подвергался переделке и «перекраиванию».
Строительство объекта, финансируемое из двух источников – федерального и областного бюджета, - стартовало в конце прошлого года. В первых числах июля на счет заказчика – Управления капитального строительства Смоленской области - поступило 7 млн. рублей из федерального бюджета. Стройка идет ударными темпами - десятиэтажное здание архива на Нахимова планируют сдать в декабре 2012 года. Цена вопроса строительства – 234 млн. 297 тысяч рублей.
- Как только мы отметим новоселье, все фонды архива, расположенные в пяти зданиях, будут открыты для пользования, - утверждает начальник архивного управления департамента Смоленской области по культуре Светлана Солодовникова. – Наконец-то будут соблюдены и нормативные условия хранения документов. Дело в том, что в аварийном костеле образовался «свой» температурный режим – здесь установилась высокая влажность, а зимой температура в здании намного ниже, чем положено по существующим нормативам, - всего лишь 6 – 10 градусов по Цельсию. А должно быть не менее 17 градусов. Однако мы всегда выступали против переноса архивных фондов из костела (их более 700 тыс.) во временное помещение – документы законсервировались и, если их поместить в условия, повышенной температуры и влажности, они могут погибнуть. Попросту пересохнут… Кстати, долголетие книги, газеты, документа зависит не столько от условий хранения, сколько от носителя и качества его воспроизведения. В костеле, в основном, хранятся фонды дореволюционного периода Смоленской губернии, а в те времена бумагу делали из тряпья, и она считается наиболее долговечной. Да и в чернила в старину добавляли сажу, что делает их очень стойкими. О написанном в те годы действительно можно сказать: «Что написано пером, не вырубить и топором…» Зато написанное анилиновым красителем – обычной пастой из автоматической ручки – может бесследно исчезнуть в течение месяца. По мнению специалистов, хуже бумаги 20-х годов XX века нет!
В новом здании архива будут созданы идеальные условия как для хранения документов, так и для людей.
Поговаривают, что «высотка» будет одним из лучших административных зданий архивов среди регионов ЦФО. В девяти этажах архива разместят свыше миллиона дел, десятый этаж – технический: если кровля даст течь, сотрудники архива успеют спасти бесценные документы от безжалостной влаги. На первом этаже по плану проектировки будут помещения для хранения учетных документов, лабораторный блок, кабинеты для копирования архивных данных, отдел ведомственных архивов, читальный зал для исследователей. На втором этаже – административные боки, серверы с базами данных. Здание оборудуют системой внутреннего и внешнего наблюдения, оно будет полностью компьютеризировано. Хранилища оснастят современным стеллажным оборудованием
- С переездом на Нахимова мы решим и другие проблемы архива, - считает директор Государственного архива Смоленской области Нина Емельянова. – У нас наконец-то появятся помещения, в которых мы сможем установить современное оборудование. Решим и кадровый вопрос – из-за тесноты я не имею возможности пригласить на работу новых сотрудников, их просто негде разместить! Поэтому архив испытывает недостаток рабочих рук. Справочной работой (а количество справок ежегодно растет – когда-то мы начинали с 2 тысяч справок в год, сегодня – 12 тысяч!) у нас занимаются три отдела, причем один из них – отдел обеспечения сохранности документов – не должен работать со справками. В ближайшем будущем планируем пригласить пять-семь сотрудников, которые возьмут на себя справки, а специалисты отдела обеспечения сохранности наконец-то начнут выполнять свои прямые обязанности. Также архив нуждается в отделе, исполняющем тематические и генеалогические запросы, компьютерном отделе, сотрудники которого занимались бы оцифровкой документы, переводили в электронный вид описи дел, работали над микрофильмированием особо ценных документов и пополнением тематических баз данных архива. Хотелось бы открыть и свой издательский отдел. Я думаю, что очень многие наши мечты исполнятся в конце 2012 года…
Сколько стоит род построить?
Есть несколько причин заглянуть в прошлое своих предков. Чаще всего человеком движет естественный интерес и желание как можно больше узнать о своем происхождении, получить подтверждение семейных преданий. О том, как исполняются генеалогические запросы, и сколько стоит эта услуга рассказывает директор Государственного архива Смоленской области Нина ЕмельяноваГосударственного архива Смоленской области:
- Сегодня генеалогия перестала быть модой, превратившись в реальную потребность современного образованного человека знать о своих предках. Я убеждена, что изучение своей родословной полезно для общества в целом и для отдельных людей в частности. Человек, знающий свои корни, правильнее оценивает и общество, и свое место в нем. К сожалению, в советское время на очень многие темы в обществе было наложено табу, и поколения, родившиеся во времена СССР, не знали своих корней, потому что пожилые люди предпочитали не афишировать свое «благородное», «непролетарское» происхождение. Не распространялись о предках и дети репрессированных - исследование своего происхождения было довольно опасным занятием и могло создать серьезные проблемы для продвижения по служебной лестнице. Времена изменились, и теперь россиянам уже неважно, к какой социальной группе принадлежали их предки – для них гораздо важнее найти в глубине веков ключи к своему будущему.
С каждым годом количество смолян, желающих заглянуть в прошлое и прикоснуться к своим истокам, увеличивается. Причем в разы! Если в 2009 году нам пришлось исполнять около 300 запросов, касающихся генеалогической тематики, то уже сейчас, всего за шесть месяцев текущего года в архив поступило 370 таких заявок. Хочется отметить, что большинство запросов – сложные, разветвленные: все хотят
получить исчерпывающую информацию о происхождении своего рода или целой родовой линии. Одного документа о предке им недостаточно.
Конечно же, в первую очередь сотрудники архива обрабатывают запросы социально-правового характера, необходимые для оформления пенсии или получения компенсаций и льгот. Такие запросы (а их поступает в архив за год не менее 12 тысяч) - бесплатные, каждый нужно выполнить в срок
- в течение 30 дней.
- В 1996 году сотрудники Государственного архива Смоленской области исполнили 26 тысяч 653 запроса, - говорит Светлана Солодовникова. – Малолетние узники фашистских концлагерей собирали справки, которые были нужны им для оформления компенсаций. Самый большой наплыв запросов был зарегистрирован муниципальными архивами Смоленской области в 1993 году, когда бывшие колхозники оформляли пенсии, а ветераны войны и труда запрашивали документы, подтверждающие стаж работы в годы Великой Отечественной. А сегодня нам подкидывают работу граждане стран СНГ, которые получают по месту проживания льготы за нахождение в годы войны на оккупированной территории.
Так что тематические и генеалогические запросы архивисты оставляют «на закуску».
Основные документы, к которым первым делом обращаются специалисты архива, – метрические книги церковных приходов, содержащие записи о рождении, браке и смерти, ревизские сказки, исповедальные росписи и данные переписей населения.
Ведение метрических книг во всех церковных приходах стало обязательным с 1799 года. А самые старые из ревизских сказок датированы 1720 годом. Эти источники хранятся в государственных архивах субъектов РФ. Там же находится генеалогическая информация ранее 1790 года. Но даже с учетом хорошей сохранности фондов отыскать более десяти последних поколений предков, а это как минимум три столетия, крайне трудно…
- К сожалению, мы не всегда можем удовлетворить генеалогический запрос - на сохранность фондов повлияли две крупнейшие в истории человечества войны, опалившие Смоленскую область, - призналась Нина Емельянова. - До Великой Отечественной войны у нас в архиве было свыше 50 (!) тысяч метрических книг, после войны осталось 5,5 тысяч… Представляете, сколько важнейших документов, влияющих на результативность поиска, было утрачено?! Поэтому мы честно предупреждаем заказчиков: собрать все, относящееся к родословию, нельзя в принципе. Работу сотрудников архива осложняет и то обстоятельство, что люди очень мало знают о своих предках – ни имен, ни фамилий, ни названий населенных пунктов, в которых они проживали.
Удовлетворение генеалогического запроса – услуга платная. Государственный архив Смоленской области за отцовскую или материнскую линию в зависимости от сложности случая берет от 2 800 до 4 200 рублей за справку по отцовской или материнской линии в зависимости от объема документации. Перед тем, как начать поиски, просматриваем архивные данные и оцениваем ситуацию, что и где мы сможем найти. Например, по Бельскому уезду Смоленской губернии у нас очень мало данных – всего одна метрическая книга за 1914 год. Границы области со временем изменялись, и часть территорий Смоленщины в советское время отошла к другим регионам, поэтому-то основная масса документов Бельского уезда находится в Твери. По этой же причине не богаты на архивные, в том числе и генеалогические данные Юхновский, Краснинский, Монастырщинский и другие районы, граничащие с Республикой Беларусь, – часть метрических книг населенных пунктов этих районов находятся в белорусских архивах. Если запрос касается этих районов, мы сразу же предупреждаем, что можем ничего не найти. Но, в любом случае, сотрудники архива, которые работали над генеалогическим запросом и практически ничего не смогли разыскать, все равно продолжают держать этот вопрос под контролем. Нередко корни заказчика находятся в соседнем районе, и с течением времени, в процессе обработки других запросов информация о роде всплывает на поверхность! Кстати, обилием исследовательского материала отличаются Смоленский, Поречский (Демидовский район) и Гжатский (Гагаринский) уезды.
Исследование метрических книг – занятие непростое: у большинства русских крестьян не было фамилий даже в начале XX века. Подтверждением тому может послужить материалы сельскохозяйственной переписи 1917 года, где зарегистрированы только имена и отчества (без фамилий) крестьян Смоленской области. Как правило, приходскую церковь окружали несколько деревень, в которых в течение года могли родиться несколько Иванов, сыновей Петра, или Евдокий, дочерей Афанасия. В этом плане мы сталкиваемся с большими трудностями, поэтому я считаю, что платные услуги Смоленского архива не такие уже и дорогие. Например, в Твери результаты исследований по одной родовой линии стоят от 7 до 11 тысяч рублей.
Стоимость исследования «под ключ» в Москве может составлять от 48 до 160 тысяч рублей.Впрочем, на Западе услуги по восстановлению родословной только начинаются с... 15 000 долларов.
Виктор Рыбин нашел свои корни под Ельней
- Первый канал – частый гость Смоленского архива, - рассказывает Нина Емельянова. – Мы выполняем очень много запросов журналистов и редакторов программ, оказываем помощь в подготовке материалов, необходимых, например, для съемки программы «Моя родословная». «Моя родословная» - это цикл телепередач на Первом канале, повествующих об отдельных судьбах и генеалогических древах известных современников и звезд, ставших участниками программы. Сначала мы находим по запросу необходимую информацию, затем отсылаем ее в редакцию программы. Журналисты составляют сценарий съемок и приезжают в Смоленск вместе со своим героем. Весной этого года героиня «Моей родословной», телеведущая Елена Проклова разыскала свои корни на Смоленщине. Благодаря помощи Государственного архива Смоленской области выяснилось, что Проклова – дворянка!
А 23 июля в архиве побывал и солист группы «Дюна» Виктор Рыбин. Сотрудники архива заранее разложили метрические книги на полках, а Рыбин ходил между стеллажами, «искал» необходимые документы. Забрался по лесенке и – ахнул. Нашел! Кстати, в метрической книге, в которой мы обнаружили его родственников, Виктор Рыбин самостоятельно, без помощи сотрудников архива обнаружил еще одну «веточку» своего крестьянского рода!
Хоть певец «Страны Лимонии» и родился в Подмосковье, зато все свое детство провел у бабушки, в деревеньке Лучеса под Ельней. Купался на речке Хмара…
Живое дыхание веков
- Материалы сельскохозяйственной переписи 1917 года, которую провело Временное правительство, - наша гордость, - призналась Нина Емельянова. – Далеко не каждый архив располагает подобным уникальным документом! Среди наиболее ранних и ценных документов архива – межевые книги, сведения об участии крестьян губернии в восстании под предводительством Емельяна Пугачева, метрические книги, планы и карты имений, поместий, городов и сел, ведомости состояния церквей. Мы гордимся и личным фондом И.И. Орловского, который занимался описанием населенных пунктов Смоленской губернии. В советские годы многие церкви были разрушены – не сохранилось ни архитектурных проектов, ни фотографий, дающих представление о том, как выглядел храм. А в фонде Орловского содержится подробнейшее описание церквей: было ли это кирпичное или деревянное здание, как выглядела колокольня, сколько у храма было приделов. Бесценные для реставратора данные!
С состоянием медицины знакомят документы Смоленской врачебной управы, холерного комитета, врачебного отделения губернского правления. Сведения о состоянии народного образования в губернии – в фондах учительского института, дирекции народных училищ, духовной семинарии и духовных училищ. Картины жизни смоленского дворянства запечатлены в документах губернского дворянского депутатского собрания и уездных предводителей дворянства. Большой интерес у исследователей вызывают фонды личного происхождения. Самый обширный из них фонд дворян Барышниковых – свыше 15 тысяч документов, охватывающих период с 1718 по 1913 год! Интересно, что фонд личного происхождения Тенишевых является наиболее малочисленным – содержит всего пять дел.
Вся жизнь города отразилась в документах Думы Смоленска – что строили, под какие проекты выделяли средства, когда пустили по рельсам первый трамвай и ввели в эксплуатацию водопровод…
Немало документов посвящено событиям Отечественной войны 1812 года. Материалы просто уникальные! Сегодня мы готовим много тематических изданий, посвященных двухсотлетию 1812 года, и практически ежедневно сталкиваемся с удивительно интересными фактами. Разве не интересно, например, как питались французские пленные? Оказывается, меню военнопленных в то время было не хуже ресторанного! Мясо, крупы, овощи – полноценный рацион. Да еще и квашеная капуста, чтобы не было цинги…
- Для архивиста любой документ интересен, - говорит Светлана Солодовникова. – Сейчас я работаю с материалами архивов оккупированных территорий Смоленщины, которые дают полное представление о жизненном укладе под немцами. Это и циркуляры руководства района о поставках германской армии продовольствия, скота и теплых вещей, законодательные акты «Нового времени» - например, налог на собак. Документы о переименовании улиц, справки, отражающие создание крестьянских общин…
Кто бы мог подумать 30-40 лет назад, что хоть кто-нибудь заинтересуется фондом передовиков производства! Прошло три десятилетия, и их воспоминания и трудовые биографии стали частью истории, они содержат ответы на многие вопросы – что двигало людьми? Откуда в них было столько энтузиазма? Зачем были нужны социалистические соревнования?..
Мы по крупицам собираем свидетельства истории – нам не дано предугадать, какие именно сведения и факты будут важны и нужны нашим потомкам.
Справка "РП"
Государственный архив Смоленской области – единственное на территории Смоленщины учреждение, где сконцентрированы документы, характеризующие состояние и развитие экономики, политики и культуры региона с 1626 года. На 1 января 2009 года в госархиве Смоленской области и его филиале в Вязьме насчитывалось 4928 фондов объемом 1 353 923 единиц хранения. Из них около 70 процентов составляют документы советской эпохи. В смоленском архиве хранится 86 772 фотодокумента.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги