Ансамбль еще сыграет
Памятник архитектуры XVIII — XIX веков — дворцово–парковый ансамбль в деревне Жиличи Кировского района — считается одним из самых красивых в стране. С годами, правда, дворец, который называют белорусским Версалем, потихоньку утрачивал былое величие: ветшал, осыпалась с фасадов штукатурка, на крыше проросли деревья. И хотя все это время он не был «беспризорным» — здесь размещались учебный корпус местного совхоза–техникума, затем музей и детская школа искусств, — выглядел сиротливо. И туристы сюда заворачивали не так уж часто. Но все меняется к лучшему: в Жиличах идет реставрация.
Родовое гнездо
Тенистая аллея, окаймленная упирающимися в небо 30–метровыми дубами и липами, ведет к парадному входу. Богато украшенное лепниной здание, еще не тронутое реставрацией, даже несмотря на облупленный фасад, выглядит величественно. Неудивительно — владелец Игнатий Булгак строил резиденцию, которая красотой и уникальностью должна была затмить собой все уже существующие. На это ушло почти 80 лет.
— История рода Булгаков необычна. Речицкий судья и ротмистр Игнатий завещал все свое состояние сестре Фортунате при условии, что та выйдет замуж за родственника Габриеля Булгака. Сын Фортунаты и Габриеля, тоже Игнатий, взял в жены дочь известного бобруйского маршалка Слизня Изабеллу. По легенде, именно она изображена на потолке одной из комнат, — ведет меня на экскурсию директор здешнего музея Лариса Забелова. — Изабелла умерла рано, родив Игнатию двоих детей. Тоскуя по ней, он часами просиживал в комнате, любовался портретом.
Пока я пытаюсь разглядеть сохранившийся на потолке высотой под 7 метров лик, Лариса Викторовна добавляет: «Есть и другая версия. Глядя в потолок, вздыхал Игнатий вовсе не о покойной супруге, а о своей крепостной, которую любил, но с которой не мог связать судьбу». Как там было, неизвестно, но женился Игнатий на родной сестре Изабеллы Терезе. Стал единственным наследником всего состояния знаменитого шляхетского рода. Имея почти 30 тысяч гектаров земли, решил построить уникальную резиденцию рядом с притоком Днепра — рекой Добосной. В двухэтажном корпусе с четырехэтажной башней–бельведером — парадная лестница, чудесная смотровая площадка. На противоположной стороне — главный вход с шестью массивными колоннами. По легенде, в одной из них замуровали пятилетнюю девочку, чтобы дух ребенка–ангела отпугивал нечистую силу. Тайн жиличский дворец хранит немало. Лариса Викторовна, которая знает тут каждый уголок, признается: не раз слышала странные звуки — шаги на лестнице, скрежет. И не она одна.
— Звучит дом только в темноте. Стоит зажечь свет — замолкает, — удивляется она вслух. — Бывало, подойду ко дворцу ранним утром, когда там нет ни одной живой души, и вижу мерцающий свет в окошках второго этажа. Словно кто–то несет дрожащую от ветра свечу... Быть может, этот свет предвещал возрождение?
Перспектива с ретроспективой
Возрождать в Жиличах надо немало. Еще в годы Великой Отечественной была полностью разрушена оранжерея, по количеству и экзотичности растений считавшаяся лучшей в Беларуси. Да и сам парк сегодня напоминает лес. А ведь когда–то диковинные растения высаживали так, чтобы с высоты птичьего полета читались инициалы владельца. Нет больше великолепных фруктовых садов, хозпостроек, водяной мельницы, винокуренного, крахмального, сахарного заводов. Обмелели, заросли пруды, в которые поступала по подземным трубам с крыш дворца вода. Исчезла с островка баня–купальня...
— Великаны дубы еще крепкие, а липы накренились. Во многих — огромные дупла, — ведет меня по тропинкам старинного парка директор сельскохозяйственного колледжа Владимир Белый (колледж находится на территории имения, раньше учащиеся занимались во дворце). — Парку хозяин нужен. Пока своим ученикам запрещаю под старыми деревьями прогуливаться. Сильный ветер огромные сухие ветви обламывает, деревья, случалось, падали... Жаль, что исчезли прекраснейшие сиреневая, грушевая, голубиные аллеи. Что когда–то начали, да не закончили чистить уникальные водоемы. Чтобы все это восстановить, нужны немалые деньги...
Увы, многое из того, что было во дворце, утеряно безвозвратно. Мебель в стиле французского короля Людовика XVI, картины музейной ценности, уникальная коллекция античной скульптуры, которую Булгак собрал во время путешествий по Греции и Италии, французские и итальянские каминные часы, знаменитые слуцкие пояса, богатейшая библиотека — около 7 тысяч томов... Перед революцией Булгаки тихо выехали из родового гнезда, прихватив свои сокровища. Оставшееся добро растащили местные жители.
— Старики сказывали, что в 20–е годы наведалась в Жиличи белогвардейская банда Булак–Балаховича, — повествует Белый. — Тот приказал сельчанам: к утру все, что взяли во дворце, обратно вернуть. Не вернули. Только плыли на рассвете по реке шкатулки, картины, стулья...
Единственное, что прекрасно сохранилось во дворце, — лепнина. В каждой из комнат — их было 100 — своя, неповторимая.
— В каминной потолок кессонный, со множеством углублений, — показывает Забелова. — Чтобы не нарушить великолепие, люстру тут не вешали, приносили свечи. Уже в наше время, когда в здании занимались дети, потолок побелили. Впоследствии лепнину разукрасили в сине–золотой цвет. Но местные жители уверяют: при Булгаках он был бордово–золотистый. А чтобы сиял перламутром, в краску подмешивали ртуть. В одном из залов именно такой и сохранился.
Очень хочется верить, что долгожданная реставрация будет грамотной и не уничтожит, а, напротив, подчеркнет старинный дух дворца. Во всяком случае, почти отреставрированный фасад северного крыла выглядит отменно. По словам прораба Могилевского ЗАО «Стройпроектинвест» Валентина Навойтика, уже заменили прогнившую стропильную систему. Новые в здании системы отопления, освещения, крыша, окна. Фасад покрасят в тот же цвет, который был при Булгаке. Сохранится и лепнина — специалисты из Минска восстанавливают карнизы и капители.
— Реставрация проводится по оригинальным старинным чертежам и подлинным рисункам дворца, — заверила начальник отдела культуры Кировского райисполкома Тамара Голубовская. — Идти будет в несколько этапов. На этот год из областного и республиканского бюджетов выделено 3 миллиарда 800 миллионов рублей. Дворец обновится и снаружи, и изнутри. Хотим воссоздать оранжерею, интерьер — заказать мебель, камины, картины. Для удобства туристов — открыть во дворце кафе и гостиницу. Чтобы могли остаться на ночлег и без суеты полюбоваться уникальным объектом.
На Могилевщине не сомневаются: после реставрации жиличский дворец станет одним из наиболее популярных в стране туристических объектов.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги