Перехваль не перехвалишь
Возможно, когда-то эти места действительно перехвалили. Есть такая легенда. Пусть осталась она в прошлом, но, рассказывая о сегодняшней Перехвали, селе в Данковском районе, как ни старайся, а речей хвалебных избежать трудно. Уж очень хорошее село! Живописное, насквозь пропитанное историей, древний уголок православия с величавой церковью Рождества Христова и Прощёным колодцем – святым источником пророка Илии.
Умными и дальновидными были наши предки, облюбовав эти места и поселившись здесь много веков назад. Лес с могучими дубами, три реки – маленькие Перехвалка, Глинка и глубоководный, быстрый Дон – и плодородные земли.
Первыми в будущей Перехвали, а было это в последней четверти XVI века, появились дети боярские Ряховские – мелкие феодалы, состоящие на воинской службе у царя. За своё усердие и смелость эти земли они получили в дар. В документах 1628 года упоминается, что Перехваль, принадлежавшая тогда Лебедянскому уезду, – это большой населённый пункт с сорока двумя дворами и церковью.
Прославивший родное село
Если встретишь человека с фамилией Ряховский, вероятней всего, корни его идут отсюда, из Перехвали. В XVI веке известен был некий Марк Ряховский. Он-то и положил начало трём ветвям фамилии по сынам своим – Акине, Бычке и Линьке.
Василий Дмитриевич Ряховский – из рода Акининых. Известный русский писатель прошлого столетия прославил Перехваль и фамилию. Когда-то его произведения знали во всей стране, дети зачитывались исторической повестью Ряховского о Евпатии Коловрате.
Музей Василия Ряховского, расположенный в здании местной школы, – теперь достопримечательность села. Желающих познакомиться с творчеством писателя и его судьбой немало – бывают здесь российские и заморские туристы, дети и взрослые.
Своим рождением музей обязан Ивану Фёдоровичу Малюкову – руководителю Перехвальского филиала Баловневской средней школы, председателю Данковского районного общества краеведов.
– У меня были кое-какие экспонаты – документы, фотографии, книги, – рассказывает Иван Фёдорович. – А когда в 1997 году праздновали 100-летие Василия Ряховского, музей посетила большая делегация из области, приехали литературоведы из Москвы и сын писателя Юрий Васильевич. Я обратился к нему с просьбой расширить нашу экспозицию. И Юрий Ряховский привёз множество вещей отца – фотографии, личные вещи, подлинные дневники, рукописи, трофейную печатную машинку, на которой с 1943 по 1951 год работал Василий Дмитриевич, переделав шрифт с латиницы на кириллицу.
Об отце и сыне Ряховских – в одном музее
Музей Василия Ряховского – единственный в стране, и потому каждый экспонат уникален. Старинный патефон с пластинками, которые слушал Василий Дмитриевич, полное собрание сочинений писателя, изданное тиражом всего шесть экземпляров.
В 1943-м Василий Дмитриевич служил на корабле «Чапаев» (макет этого судна, сделанный сыном Юрием, хранится в музее). В Чёрном море корабль был торпедирован немецкой подлодкой. Он затонул, и погиб почти весь его экипаж. Военный корреспондент Василий Ряховский остался жив. Умер он через шесть лет после войны, поэтому многое не успел доделать, дописать… Остался незавершённым его роман о сельской интеллигенции.
Юрий Васильевич Ряховский передал музею много своих работ: картины с главными сюжетами его жизни – о войне. Юрий Васильевич ушёл на фронт вместе с отцом 17-летним мальчишкой, прошёл дорогами Второй мировой от Москвы до Берлина. В 20 лет ему уже присвоили звание майора. К талантливому артиллеристу-разведчику с уважением относился маршал Жуков. После войны Юрий Васильевич учился в институте кинематографии, а потом вновь пошёл служить в армию. В 1956 году Юрий Ряховский становится главным редактором Министерства связи СССР. В музее хранятся восемьдесят подлинных марок художника. Есть здесь и уникальный трёхтомник романа Юрия Ряховского «Последние дни лета», оформленный и проиллюстрированный писателем.
Старинный Казельский – старший брат Магазинного
Дом семьи писателя Василия Ряховского стоял на берегу старинного Казельского пруда. В последние годы водоём сильно зарос, заилился, обмельчал и чуть было не погиб. А теперь у Казельского пруда начинается новая жизнь.
– Местные жители неоднократно обращались в сельскую и районную администрации с просьбой, чтобы пруд почистили и восстановили, – говорит начальник отдела промышленности и инвестиций администрации Данковского района Александр Игоревич Бодунов. – Их прошение услышали, область выделила на реконструкцию пруда деньги, и месяц назад специалисты начали работу. Пруд осушили. Бульдозеры уже срезают верхний слой илистого дна. Ил – очень полезное удобрение, и его вывезут на поля. По проекту после очистки глубина пруда увеличится до полутора-двух метров. Его наполнят чистой водой и запустят мальков. Конечно, неплохо, если у водоёма появился бы хозяин. Но перехвальцы хотят, чтобы пруд, как и прежде, оставался деревенским.
По другую сторону от главной сельской дороги за густым кустарником прячется второй пруд, Магазинный. Он образовался, когда перегородили речушку Глинку. В этом водоёме вода проточная и много рыбы: караси, окуни, карпы, щуки, встречается голавль.
У Прощёного колодца
– Куда за грибами?
– Пойдём в Романцев.
Такой диалог между селянами – не редкость. Типично перехвальский. Местный лес до сих пор сохранил своё исконное название – Романцевский, так окрестили его более пяти веков назад, когда стоял здесь древнерусский городок Романцев, принадлежавший Рязанскому княжеству. Упоминание о нём относится к 1483 году.
– Краеведы считают, что городок Романцев дожил до начала правления Бориса Годунова. Опасаясь за престол, Борис приказал порушить города и сёла Романовых в подонье и в Скопинском уезде, – рассказывает Иван Фёдорович Малюков.
Навсегда покидая свой город, Романовы прощались с ним у святого колодца.
– В 1946 году Василий Ряховский писал, что колодец этот – очень древний и как святой источник упоминается в летописях 1571 года, – рассказывает Иван Фёдорович. – Есть легенда, что он появился от удара молнии в землю. Рядом с колодцем в XVI веке располагалась седьмая сторожа (небольшая крепость) детей боярских. У колодца люди прощались с любимыми и родственниками, приходили к нему помолиться, когда судьба уводила их из родных мест. Все Прощёные колодцы – святые.
Источник пророка Илии с каждым годом привлекает всё больше верующих, весть о нём разлетается по всей Руси. Долгое время он оставался необустроенным. Буквально год назад всё изменилось. Источник почистили, поставили насос – теперь только кран откроешь, и святая вода сама «бежит» в кружку или ведро наполняет. Рядом с колодцем возвели деревянную купель. Средства собирали всем миром: местные жители, прихожане и люди верующие из разных уголков области – кто сколько мог, спонсоры подсобили – ректор Московского института финансов и антикризисного управления Антонина Николаевна Ряховская, другие уроженцы Перехвали, уехавшие в своё время кто в Москву, кто в Санкт-Петербург. Первым освящал источник Благочинный архимандрит Герман. А совсем недавно, 15 июля, деревянную купель на Прощёном колодце освятил епископ Липецкий и Елецкий Никон, предварительно совершив Божественную Литургию в перехвальской церкви Рождества Христова.
Во имя Рождества Христова
Церковь Перехвальская впервые упоминается в лебедянских книгах за 1627 – 1628 год: «Село Перехваль на речке Перехвалке, а в селе церковь деревянной кладки во имя Рождества Христова, а в церкви Божие милосердие, образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение мирское…». Через сто пятьдесят лет в Перехвале построили новую церковь, деревянную, с приделами во имя Тихона и пророка Илии. Название сохранили – Христо-Рождест-венская. В 1801 году церковь ремонтировали. А с 1885 она стала постепенно «превращаться» в каменную. К началу XX века это уже был величественный храм кирпичной кладки с колокольней. Кстати, строили его из местного кирпича. Тогда в Перехвали был свой завод, выпускавший 60 тысяч кирпичей в год.
Октябрьскую революцию Христо-Рождественский храм пережил. Досталось ему в 1937-м. Церковь закрыли, уничтожили древние иконы, сняли колокола. Последний священник Антон Фадеевич Паршин, родом из соседнего села Ракитино Лебедянского района, по решению суда от 11 сентября 1937 года был расстрелян.
Во время забвения в храме располагалась школа. Потом она обрела своё здание. А восстанавливать храм начали лишь в 1998 году. Как только церковь освятил иерей Андрей Гусев из данковского Тихвинского собора, в ней возобновились службы. К 2003 году церковь почти полностью отреставрировали. Первыми спонсорами были уроженцы Перехвали Анатолий Васильевич Ульянов и Антонина Николаевна Ряховская. Помогали чем могли и прихожане.
Сейчас в храме божественную службу несёт отец Александр. 29 августа 2005 года владыка Никон освятил главный престол церкви во имя Рождества Христова. Сегодня Христо-Рождественская церковь – одна из лучших в Липецкой епархии.
Переехали вал или перехвалили?
Почему село назвали Перехваль? Есть две версии. Жители древнерусского городка Романцева в поисках новых земель покинули крепость, переехали через вал – «переехаввал». К такому выводу пришёл краевед Михаил Полукаров, делая лингвистический анализ слова «перехваль». Вторая версия более красивая и похожа она на правду. Во времена Петра Великого в густом Романцевском лесу росли огромные величавые дубы – идеальный стройматериал для кораблей. Пётр побывал в этих местах. Посмотрел. Потом при-ехал со своей дружиной. Напилили они дубовых брёвен, связали плоты, спустили в устье речки Перехвалки, чтобы потом сплавить по Дону. А ночью поднялся сильный ураган да и раскидал все плоты. Встал Петр I ранним утром, посмотрел на всё это безобразие и говорит: «Ну что, перехвалили мы это место?».
Эту версию происхождения названия села подкрепляет тот факт, что ещё в 1659 году при отце Петра I в селе Романово (Лебедянский район) была крупнейшая корабельная верфь.
При Петре Великом дети боярские были переведены в разряд государственных крестьян. Так что крепостными перехвальцы никогда не были. На хлеб насущный зарабатывали отходничеством. Село скоро стало знаменитым – перехвальские пильщики ходили по всей Руси. Только им поддавались огромные дубовые и сосновые брёвна, которые они распиливали на доски.
Чета Сячиновых, совхозных тружеников
Грустно, что слова «совхоз» и «колхоз» постепенно уходят в небытие. Плакали и перехвальцы, когда порушили их последнюю сельскую ферму. В былые времена молочные комплексы Перехвали, а было их девять, славились высокими надоями, а агрономы собирали большие урожаи картофеля, пшеницы и прочих культур. Одних только доярок в селе было больше пятидесяти. А ещё – скотники, пастухи, трактористы, комбайнёры. В селе жили семьсот человек. Сегодня – почти в два раза меньше. Были в Перехвали и своё лесничество, питомники, совхозные сады и пасека. И народ в селе держался, потому что работа была.
Нина Макаровна и Владимир Павлович Сячиновы хорошо помнят добрые советские времена. Оба работали в совхозе. Владимир Павлович был бригадиром, управляющим, под его руководством создавались фермы, возглавлял он и местную партийную организацию. Нина Макаровна долгое время служила председателем профсоюзной организации совхоза «Буревестник». Пожилые селяне до сих пор ей благодарны, что заботилась о простых тружениках. По её ходатайству многие получили звание ветерана труда, награждены медалями. Теперь у них – достойные пенсии.
Владимир Павлович и Нина Макаровна прожили вместе пятьдесят лет. В феврале этого года справили золотую свадьбу. А недавно администрация области наградила их дипломом и памятными подарками.
– Обидно, что в селе молодёжи почти не осталось, – сетует Нина Макаровна. – У нас двое детей, так и они в Москву уехали. Работать совсем негде было. Теперь каждое лето нас навещают.
Жить, чтобы возрождать народные традиции
Летом в Перехвали всегда многолюдно. Приезжают городские навестить родителей, отдохнуть от шума и суеты, надышаться свежим воздухом родного села.
Во дворе у Татьяны Биленко шумно. Дочка с зятем приехали со своими детишками.
– Сегодня у меня праздник, – радуется Татьяна Борисовна, – соскучилась по внучатам. Я вообще детей очень люб-лю. Вокруг меня и ребятишки местные вьются – они в ансамбле «Перехвалочка» занимаются.
Татьяна Борисовна – директор перехвальского Центра досуга и культуры. Главное дело её жизни – возрождение народных традиций и фольклора, чтобы Русь настоящая не была забыта. Она руководит народным фольклорным ансамблем «Русь возрождённая», созданным Серафимой Ивановной Сухановой. Ансамбль известен в области и за её пределами. Он лауреат Всероссийского конкурса фольклорного творчества.
Когда существовал совхоз, Татьяна Борисовна работала бригадиром. А по вечерам и по праздникам пела, удивляя своим прекрасным сильным голосом односельчан. Став директором клуба, она организовала ещё один ансамбль – «Перехвалочка». Из всех двадцати двух учеников местной школы двенадцать почти каждый день приходят к Татьяне Борисовне, чтобы она научила их красиво петь народные песни.
Да, в Перехвали действительно осталось всего двадцать два школьника.
– Когда приехал сюда работать учителем истории, – рассказывает Иван Фёдорович Малюков, – школа была базовой, триста шестьдесят два ученика получали в ней среднее образование. Два года назад её превратили в филиал Баловневской школы. А в родном селе детишки могут только девять классов учиться.
В прошлом году Перехвальская школа отметила 150-летие. В 1859 году она открылась, и первым педагогом стал священник Добролюбов. В 1917-м от церкви её отделили. До 1954-го функционировала как семилетка, а потом, до 2008-го, – как общеобразовательная.
Надежда и вера
Конечно, у перехвальцев много проблем, но они потихонечку решаются. Появляются рабочие места например. Открываются фермерские хозяйства. Бывшие совхозные земли взяли в свои руки перехвальские предприниматели. Одно из крупных хозяйств – у Александра Аносова. 4200 гектаров фермерских земель ежегодно приносят неплохой урожай пшеницы и ячменя. Благодаря хозяйству Аносова девятнадцать человек получили работу. Правда, некоторые из них живут аж за семьдесят километров от Перехвали. И каждый день им приходится приезжать сюда. На этот счёт у Аносова есть свои планы. Хочет он строить жильё для своих рабочих, чтобы здесь жили. И ездить не надо, и село разрастаться будет.
Болит у фермера душа за земляков, за родную землю – всё ж отсюда родом, а корни перехвальские крепко держат.
Так и Алексей Аббакумов – не прижился в Москве, вернулся на родину возрождать село своих предков. В Перехвали живут его бабушка и дедушка.
Ему всего двадцать пять, а он уже затеял серьёзное дело – молочный комбинат. Сейчас почти завершены работы по реконструкции здания бывшей столовой. Со дня на день Алексей ждёт оборудование. А осенью, как сертифицирует продукцию, думает запустить производство. Комбинат рассчитан на десять тонн молока в сутки.
– Хочу, чтобы и коровы свои были, – делится планами Алексей Андреевич. – Надеюсь купить поголовье. Сейчас есть такая возможность: одно предприятие распродаёт крупно-рогатый скот. Хочется успеть, пока из других районов фермеры не прознали. Я планирую молоко натуральное делать, а не порошковое. Таким хорошо ребятишек в школах и детских садах поить. Они сильными будут расти. У меня скоро ребёнок родится, и мне хочется, чтобы он настоящее молоко пил.
Алексею Аббакумову с бизнесом повезло. Затевая молочный комбинат, он вписался в программу возмещения части денежных средств как на приобретение оборудования для первичной обработки молока, так и на специализированную технику – молоковозы, а также на ремонт и реконструкцию здания.
– Эта программа очень помогла, – говорит Алексей. – На сегодня из областного бюджета уже 65 процентов наших затрат возместили. А вообще нам вернут 80 процентов из бюджета области и 10 – из районного. Кредит я не мог взять, потому что предприятие ещё не работает. Так что такая помощь стала для меня, начинающего предпринимателя, хорошим подспорьем.
На первоначальном этапе на комбинате будет семь рабочих мест. И это уже хорошо. Предприниматель Аббакумов надеется помимо молока выпускать кефир, йогурт и другую молочную продукцию. Но это со временем.
Лично я уверена, что всё у перехвальских фермеров сложится. Ведь земли здесь – плодородные. Грех этим не пользоваться. Сажать, сеять, скот разводить – всем этим занимались наши предки, так издревле заведено на Руси было. Почему было? Так есть и сейчас. И всегда будет. И станет Перехваль молодеть и хорошеть, а люди – жить в радости и согласии. И Господь им всегда в помощь. Место ведь – святое. Недавно у въезда в Перехваль Поклонный крест поставили. Высокий, украшенный металлом золотистого цвета. Местные жители уверены, что он, как и Прощёный колодец, будет оберегать их старинное село от всяческих бед.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги