Городские легенды: А под ногами — все косточки русские...
В прошлом году при строительстве стоянки около ТЦ «Вознесенский» из земли «вытаяли» останки и разбитый вдребезги памятник какому-то мещанину. Поднялся скандал. Как будто до этого никто не знал, что ежедневно мы шагаем по сотням гробов, десяткам склепов. Ведь победивший пролетариат, в 1932 году разрушив уникальный храмовый комплекс, даже не потрудился перенести захоронения — их просто закатали в асфальт.
Вот что пишет о комплексе культовых сооружений известный краевед А.Тихомиров в своей уникальной книге «Храмы Иваново-Вознесенска».
В описании вотчины князя И.И.Шуйского 1632 года, когда он стал владельцем села, указывается, что в Иванове на главной площади располагались "церковь Воздвижения Честного креста и престол Ивана Богослова древяна... да теплая церковь святые мученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы, а в церквах образы и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и колокола и всякое церковное строение вотчинниково." К 1667 году появился второй придел Воздвиженской церкви, посвященный Николаю Чудотворцу. В это же время на месте старой выстроили новую Пятницкую церковь. Рядом с храмами располагался небольшой Варваринский женский монастырь, и нынешняя улица Красной Армии носила название Варварская.
Во время страшного пожара 1699 года деревянные церкви сгорели. В начале XVIII века выстроили высокую кирпичную колокольню. Она представляла собой восьмигранный столп, увенчанный шатром с тремя рядами слухов. Такой тип колокольни был очень широко распространен в XVII, а в провинции вплоть до начала XIX века. Одновременно с колокольней выстроили деревянную летнюю церковь Воздвижения и кирпичную зимнюю церковь Рождества Христова с приделом Параскевы.
Во время пожара 1723 года они почти не пострадали. Однако 21 августа 1775 года, во время нового опустошительного пожара "деревянная церковь Воздвижения Честного Креста сгорела дотла, а на другой - Рождества Христова с приделом Параскевы сгорели главы и верх, а на колокольне сгорели полы, колокола попадали и растопились. Церковь Воздвижения стояла 73 года". 27 мая 1781 года провели торжественную закладку кирпичного Крестовоздвиженского храма с приделами Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. Строилась церковь под руководством мастеров из посада Большие Соли Е.С. и П.А.Воротиловых и была освящена 27 июня 1795 года. Фасады были оформлены в традициях стиля барокко. В том же стиле сооружен высокий золоченый иконостас, украшенный пышной деревянной резьбой. В 1801 году храмовые главы позолотили, а через пятьдесят шесть лет на средства И.А.Бабурина позолоту возобновили. Настенную живопись выполнил в 1834-1836 годах художник из Тейкова Е.А.Медведев.
Второй, зимний храм Рождества Христова с приделом Параскевы, восстановленный после пожара, был кирпичный, одноглавый, с довольно скромной отделкой фасадов и интерьера. В 1812 году к нему пристроили второй придел, в честь Георгия Победоносца. В первой четверти XIX века по проекту архитектора Е.Я.Петрова провели реконструкцию храма. Он был завершен пятиглавием, обновили и внутреннее убранство. В таком виде церковь просуществовала до 1852 года. Годом раньше ивановский фабрикант И.А.Бабурин в память умершей дочери Анны предложил сделать придел. Однако вскоре решили снести старое здание и выстроить новую церковь Рождества Христова с приделами Симеона и Анны, и Федоровской Богоматери. Она была заложена 1 октября 1852 года. Через 8 лет И.А.Бабурин умер. Строительство храма заканчивалось на его капиталы, а также на средства других фабрикантов и купцов. В июне 1864 года состоялось освящение. Проект храма в подражание московским соборам XV-XVI веков был прислан владимирским губернским архитектором Н.К.Реймом. Фасады, имеющие трехчастное членение, завершались полукружиями - закомарами. Храм был увенчан пятиглавием с луковичной формой куполов. Древний вид зданию придавали узкие щелевидные окна. При строительстве храма два старых придела оказались внутри его и в зимнее время в них проводились богослужения. В 1868 году из-за тесноты в храме они были разобраны. Настенную живопись выполнил московский художник Н.Г.Степанов в 1874-1875 годах. Незадолго до этого позолотили четырехъярусный иконостас.
В 1912 году по проекту московского архитектора И.Е.Бондаренко западная часть храма была надстроена до высоты основного объема и увенчана куполом. Пристройку выполнили в стиле первоначального сооружения, но с использованием железобетонных конструкций. На втором этаже новой пристройки оборудовали обширные хоры на 500 человек, где по инициативе старосты - купца С.И.Соколова устроили два придела: Георгия Победоносца и мученицы Параскевы-Пятницы. Они были освящены осенью 1914 года. Так были восстановлены приделы, существовавшие в старой Рождественской церкви.
В 1851 году на средства фабриканта К.Д.Буркова ярославскими мастерами был отлит новый колокол в 900 пудов. Его не решились поднимать на колокольню и повесили на специально устроенной деревянной перекладине. Тем самым был поставлен вопрос о строительстве новой колокольни, в создании которой приняли участие многие купцы и фабриканты села. В 1852 году провели закладку, а через шесть лет закончили строительство огромной четырехъярусной колокольни высотой около 64 метров. На ней и разместили многочисленные колокола. В 1897 году подняли колокол в 1300 пудов (более 20 тонн). Часы с циферблатом на четыре стороны К.Д.Бурков купил на московской выставке фирмы братьев Бутеноп. Золотой купол колокольни был виден издалека и она стала важнейшей доминантой центра города. На старой шатровой колокольне оставили только набатный колокол, после чего она использовалась как пожарная каланча.
В 1908 году предполагалось сломать эту колокольню, однако комиссия по сохранению древних памятников Московского археологического общества посчитала "древнюю колокольню Крестовоздвиженской церкви весьма важным и интересным памятником русского зодчества" и высказалась "решительно против ее сломки". Летом следующего года архитектор И.В.Рыльский, осмотрев колокольню, предложил провести работы по ее реставрации.
В 1905 году купчиха М.М.Китаева пожертвовала Крестовоздвиженской церкви деревянный дом на Панской улице (улица Станко,5), в котором открыли церковноприходскую школу.
Таким образом, на площади сложился исключительно своеобразный ансамбль культовых зданий, придавших неповторимый облик центру города.
24 октября 1929 года президиум облисполкома, "имея в виду требования рабочих и трудящихся Иваново-Вознесенска", принял решение "закрыть зимнюю церковь с переводом имущества в летний храм. Зимнюю церковь использовать для хранения хлебных грузов". Вначале в здании разместилась библиотека, переведенная сюда из Вознесенской церкви, а затем - зернохранилище.
В следующем году был объявлен архитектурный конкурс на постройку в центре города (на площади Революции) огромного здания Дома Советов. В январе 1932 года облисполком принял решение о сносе Крестовоздвиженской церкви, поскольку "одним из мероприятий в связи с превращением Иваново-Вознесенска в хозяйственный и культурный центр области является строительство Дома Советов, для этого строительства отведена территория в центре города... ликвидация этих молитвенных зданий вызывается всецело государственными надобностями. Договор с общиной расторгнуть, здания передать горсовету для немедленной сломки". К 1935 году выстроили лишь южный корпус предполагавшегося административного здания, которое так и осталось недостроенным.
А теперь несколько слов о том, какие «старые постояльцы» лежали, да и теперь лежат под нашими ногами. Наивные, они верили, что покой их будет вечным, а память о них сохранится в виде красивых надгробий и склепов.
На кладбище при Крестовоздвиженской церкви похоронены фабрикант и благотворитель Иван Бабурин, фабриканты Андрей и Антон Гандурины. В 1910 году там же был погребен благотворитель и предприниматель Иван Васильевич Небурчилов, завещавший городу почти 1 миллион 900 тысяч рублей. Городская дума распорядилась деньгами так: учредила 16 стипендий для учащихся и выстроила богадельню, детскую и «заразную» больницы.
Также там нашли последнее успокоение известный фабрикант Зубков, династия фабрикантов Напалковых. Их фамилии до сих пор на слуху — уж очень много они сделали для города. А останки их мы равнодушно месим ногами.
Интересно, что, как говорят, захоронения были очень богатые. Так что их срочно и под присмотром соответствующих органов надежно закатали пластом земли - во избежание мародерства. Были на территории некрополя и глубокие фамильные склепы с мощными сводами. Часовни над склепами сносились, а сами они надежно бетонировались. Так что под площадью масса пустот, камер, в которых, скорее всего, немало фамильных ценностей.
А когда появилась «адская труба», на площади стали происходить и вовсе странные вещи...
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги