Обедневшие аристократы лишают Британию национального достояния
С начала кризиса британские аристократы продали произведений искусства на сумму, уже достигшую ста миллионов фунтов. Самое неприятное для Великобритании заключается в том, что эти работы в основном уходят за границу, так как музеи не в состоянии их выкупить.
Приобрести для своей коллекции шедевр британские музеи могут позволить себе все реже и реже – все дело в значительном сокращении их финансирования из государственного бюджета. А между тем в последнее время местные аристократы начали активно распродавать свои коллекции, и многие ценности уходят с аукциона иностранным покупателям.
Бывшим владельцам с громкими фамилиями это позволяет оплатить ремонт и содержание загородных домов, многие из которых открыты для посещений публики. Кроме того, в их жизни тоже случаются смерти и разводы, которые обычно обходятся недешево.
Родственники Дианы поделились искусством
На прошлой неделе из поместья Алторп графа Спенсера – родного брата принцессы Дианы – было продано живописи, скульптур, мебели и фарфора на сумму 21,1 миллиона фунтов стерлингов. Попечители Althorp Estate заявили, что отбирали для продажи работы, «сохраняя при этом ширину и целостность основных коллекций Спенсеров».
Эндрю Уотерс, представитель аукционного дома Christie’s, отметил, что это часть коллекции, собиравшейся семьей Спенсеров в течение сотен лет, что делает ее одной из лучших в Великобритании. Продажа вызвала большой интерес покупателей со всего мира, что было заметно и по числу людей, побывавших на предпродажной выставке в лондонских аукционных залах.
Самым «громким» лотом стала картина Рубенса «Командующий, снаряжающийся на битву». Она не только была продана за внушительную сумму – более 9 млн фунтов стерлингов, – но еще и, оказывается, была отвергнута перед этим экспертами другого крупного аукционного дома, Sotheby’s. Мнение по поводу этой работы никогда не было единым. Только после Второй мировой войны «Командующий, снаряжающийся в битву» был полностью атрибутирован как работа кисти Рубенса. Недавняя продажа картины дала новый виток старым спорам.
Другие культурные потери
Имя потомка пятого графа Розбери промелькнуло в заголовках газет на прошлой неделе в связи с продажей картины Уильяма Тернера за 29,7 миллиона фунтов на Sotheby’s – новый рекорд аукционной цены для художника. Картина «Современный Рим – Кампо Ваччино» (campo vaccino, или коровьим полем, несколько столетий назад называли бывшие античные форумы, разрушенные и закрытые культурным слоем) была приобретена аристократической семьей еще в 1878 году, через 40 лет после ее создания.
Многие эксперты считают «Современный Рим» самой значительной масляной картиной Тернера из находящихся в частных руках. Именно поэтому Розбери еще 22 года назад отдали ее в долгосрочное пользование Национальной галерее Шотландии. Александр Белл, сопредседатель департамента произведений старых мастеров на Sotheby’s, говорит, что наличие среди лотов этой работы привлекло гораздо больше покупателей, чем обычно, – люди приехали из России, Европы и Латинской Америки (всего из 25 стран).
10 миллионов фунтов было выручено за бронзовый рельеф Пьерино да Винчи, которая входила в коллекцию, выставленную на всеобщее обозрение в поместье Чатсворт в Дербишире. Ее приобрел князь Лихтенштейна, вероятнее всего, для своего музея в Вене. Скульптура «Унголино в заключении с сыновьями и внуками» вошла в коллекцию герцога Девонширского в 1794 году и стала доступна для публики в 1833-м. The Chatsworth House Trust заявил, что продажа, хотя и является несчастьем, позволит заняться «ответственным, долгосрочным планированием недвижимости».
Меньшая по значению реликвия, серебряная чаша для вина, созданная по заказу сэра Томаса Вентворта в начале XVIII века и до настоящего момента принадлежавшая маркизам Лотиан из Южной Шотландии, также была продана с аукциона на прошлой неделе. Ее вес составляет 75 килограмм, длина – 1, 3 метра. Большая серебряная чаша, таким образом, больше похожа на «кадушку для купания».
Граф Джерси продал в декабре «Автопортрет» фламандца Антониса ван Дейка 1630 года за рекордные 8,3 миллиона фунтов, что превысило предаукционную оценку на 6 миллионов.
Всего, по оценкам экспертного издания The Art Newspaper, за последние два года было продано примерно на 80 млн фунтов выдающихся произведений искусства, и еще на 20 млн – менее значительных.
Совокупность причин
Стивен Дошар, директор благотворительного фонда The Art Fund, отмечает, что такая активность аристократов на арт-рынке объясняется «соединением различных экономических факторов для владельцев, плюс чрезвычайно оживленным рынком искусства – необычное сочетание».
Помимо того, что аристократам банально нужны деньги, они еще и перестали воспринимать искусство, как наследие предков, отмечают специалисты. Теперь это еще один инструмент для инвестиций, и продавая искусство, носители именитых фамилий, что называется, диверсифицируют свой инвестиционный портфель.
Государство помогает не монетой, а делом
Между тем, власти Великобритании все-таки осознают, что таким образом страна может лишиться доброй части национального достояния. Правда, помогают не материально, а, что называется, административным ресурсом.
Еще в июне Национальной фонд охраны культурного наследия отказал в выделении гранта на приобретение упомянутого выше автопортрета Ван Дейка – грант просили совместно галерея Тейт и Национальная портретная галерея, которым владелец предложил работу перед тем, как выставлять ее на аукцион. Галереи найти денег не смогли и теперь Ван Дейк, по всей видимости, отправится за границу.
Однако весной власти помогли Национальной галерее оставить в стране картину Доменикино «Святой Иоанн Богослов». В декабре ее приобрел у сэра Джорджа Кристи Глиндеборна за 9,2 млн фунтов иностранный коллекционер, но Экспертная комиссия по вывозу предметов искусства и культуры не спешила выдавать экспортную лицензию на работу. Для начала она дала галерее возможность найти британского покупателя – дело в том, что внутри страны ценная работа может находится в частных руках, если 100 дней в году к ней обеспечен открытый доступ.
И такого покупателя удалось найти. Живущий в Британии американский финансист Крис Рокос выкупил картину и передал ее в пользование Национальной галерее, для начала до конца 2011 года. «Вывоз этой работы стал бы большой потерей для репрезентации итальянского барокко в нашей стране», – сказал тогда с облегчением куратор галереи Доусон Карр.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги