Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Ида Очеретина: Просто началась война, и девушки ринулись в военкоматы

11.05.2010

на не любит рассказывать о себе и говорит, что особой роли у женщины на войне, на Великой отечественной войне не было – мол, сражались плечом к плечу с мужчинами маленькие, только-только закончившие школу девчонки. Но в ее очерках, посвященных боевым подругам, тем, с которыми вместе в детстве ходила в балетную школу, и тем, с которыми познакомилась уже в военные годы, все пронизано восхищением и нежностью к ним, таким сильным представительницам слабого пола, которые плечом к плечу… О том, как "шли по войне девчата" в интервью известного уральского публициста Иды Очеретиной.

Вопрос: Ида Власьевна, сколько Вам было лет, когда Вы пошли в армию?

Ида Очеретина: Я росла и училась в Ростове-на-Дону, и в 41-42-ом годах была в оккупации, я тогда закончила восьмой класс. Страшно вспоминать дни, когда наши войска после тяжелых боев отходили за Дон. На мосту через реку скапливались воинские части, машины, подводы. Помнится, как въехавшие к нам во двор на бронемашинах гитлеровцы ломали деревья. Город оккупировали на восемь месяцев. Мы выжили, нас не угнали в Германию благодаря нашей однокласснице Оле Косаревой. Она была тогда санитаркой на бирже труда, когда молодых сгоняли на медицинский осмотр. В наших карточках по уговору – Оля знала надежных врачей - поставили "ноль" – значит, к работе в Германии не годен. Во время оккупации мы стали работать на разборе посылок, иногда удавалось "вредить": когда надсмотрщик отворачивался, посылку мы выбрасывали в окно, там ее уже ловил кто-то из наших. Что в посылках было? Фотографии, какое-то печенье, конфеты и много сахарина.

А когда освободили Ростов в 43-м году, 14 февраля мы с подружкой пошли записываться в армию, хотя были еще девочками. И вот с этой "девочкой" я дружу уже 77 лет. Мы вот и вчера по телефону разговаривали. В книге я много пишу про нашу дружбу, фронтовое братство ни с чем не сравнимое чувство. Мне в армии и исполнилось 18 лет. Чин у меня "рядовой", участие мое в войне очень скромное. Нас определили в трофейно-похоронную команду, потому подвигов у нас никаких не было, да и быть не могло. Да, конечно, вроде бы работа тихая, но что такое ужасы смерти мы узнали очень рано. Там на возраст уже не смотрели.

Вопрос: Как Вы считаете, у женщины была особая роль на фронте?

Ида Очеретина: Какая особая роль женщины? Да никакая! Просто началась война и все, и девушки наравне с парнями ринулись в военкоматы. Добивались, просили, требовали и, в конце концов, становились солдатами. А роль их была такая же, как и у мужчин. Даже если это медсестра, она свое дело делала, и никаких поблажек не было. Есть у меня очерки и про медсестер: если рота в атаке, так и медсестра среди них! Мой муж, фронтовик, очень уважительно относился к их службе, они же ведь шли теми же самыми дорогами.

Вопрос: А как получилось, что в университет Вы поступали уже здесь, на Урале?

Ида Очеретина: Перед войной мой отец – он инженер-гидротехник – работал на строительстве Клязьменской ГЭС под Москвой. С началом войны заводы переместились на Урал, и мой отец был отправлен сюда же. Он восстанавливал гидроэлектростанции. И когда оккупация Ростова закончилась, мама с сестренкой переехали к нему, и потом я из армии, из своей дивизии приехала на Урал и оказалась как раз в том городе, где моя дивизия и формировалась, мало того - именно здесь я и встретила свою судьбу! Познакомились мы с мужем уже в университете, воевали отдельно я – в пехоте, он - в танковой части. Так у меня в жизни получилось "двойное гражданство" так сказать, потому что я сама была в третьей гвардейской стрелковой дивизии, а муж - в 153-м добровольческом танковом корпусе. В самые первые месяцы войны, в самые кровавые, в сентябре 1941 года у нас родилась советская гвардия, по рекомендации Жукова, между прочим, четырем наиболее прославившимся соединениям было присвоено звание гвардейских, и среди этих четырех и была 153-я дивизия, что формировалась здесь у нас, на Урале.
И когда организовывался совет ветеранов нашей дивизии, я, конечно, в него вошла, и последние 20 лет являюсь секретарем совета ветеранов. Раньше нас было очень много ветеранов-фронтовиков, а сейчас только четверо в городе осталось.

Вопрос: Расскажите про послевоенные годы. Как налаживалась жизнь?

Ида Очеретина: Спокойно не было, было очень трудно, и нет, даже не психологически – в бытовом смысле трудно. Неустроенность быта, послевоенный голод. Я когда замуж выходила в 48-м году, все мое имущество уместилось на детские саночки, никаких у нас приданных не было. Но победа дала всем эмоциональный подъем – рвались все учиться, жить, заводить семьи, рожать детей, но, конечно, судьбы складывались, в особенности у женщин, очень сложно. Трудно складывались, потому что и характеры на фронте закаляются железные, не покладистые, трудно, и потому нужно было преодолевать все эти воспоминания. Люди разные: кому-то повезло больше, кому-то меньше. Я вышла замуж, у меня родились сыновья, внуки пошли по нашим стопам – стали журналистами, пишут, появились правнуки. Вот она мирная жизнь, за которую мы боролись, но это снаружи, а вот внутренние переживания преодолеть сложнее, чем бытовую неустроенность.

Однажды, уже после войны, я плыла на теплоходе, круиз по Волге. И там была одна женщина, очень загадочная - она все время сидела и без конца смотрела на Волгу, на эти берега, которые проплывали мимо, на воду… Она не включалась ни в какие наши разговоры, вот она сидела тихо, скромно, смотрела задумчиво. Я ею заинтересовалась, и, в конце концов, познакомилась. Звали ее Александра Дмитриевна. Почему она так сидела? Оказалось, в юности она мечтала стать капитаном, как Анна Щетинина, первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Мореходное училище Александра закончила, но тут началась война и никаких романтических рейсов у нее уже не было, определили боцманом на пароход, который курсировал по Волге, и это уже был 42-ой год. И на этом пароходе возили молодых, наскоро обученных солдатиков в Сталинград. Это были просто рейсы смертников. Труднейшие в ее жизни. Под бомбежкой молодые солдаты сидели притихшие, и долго еще был слышен плачь, вой матерей с берега. И она не могла выгнать эти воспоминания из головы, простить себе, что именно она этих мальчиков в Сталинградский ад везла. Конечно, она давала себе слово после войны, что никогда больше не поднимется на борт, не проедет по этому рейсу. Почему она снова решила пройти этот путь по Волге? Потому что, кончено, мирная жизнь могла наладиться, могла не наладиться – но ночные кошмары оставались всегда.

Вопрос: Как Вы считаете, современное поколение имеет правильное понятие о войне, о ветеранах?

Ида Очеретина: Я думаю, картина для всех неполная. Многие даже возмущаются: если в учебнике истории о войне только абзац – что вы узнаете? Конечно, я по мере сил знакомлю молодежь со своей историей – историей нашей страны. Я дружу с детьми из школы-инерната, доношу до них что могу. Но ветеранов мало, а вас, незнающих – много. Единственный выход – это самообразование. Когда мы учились в УрГУ, такого количества книг, как у вас сейчас, и в мечтах не было – зато как мы рвались узнавать новое! Сейчас, конечно, у нас дом заполнен энциклопедиями. У меня даже шестилетний правнук знает, что такое "энциклопедия", и мы с ним посмотрели в Большой Советской Энциклопедии – фамилия Очеретина, она там есть. Он прочитал: "О! Бабушка, что, мой дедушка, значит, тоже знаменитый был? – Значит, знаменитый". Такой знаменитый, что даже на доме нашем находится мемориальная доска. Он ведь внес в литературу края свой огромный вклад. Вообще, Вадим (супруг Иды Власьевны, известный уральский писатель и журналист Вадим Очеретин – прим. Накануне.RU) никогда не хотел быть "вдалеке от жизни" - писал обо всем, что ему было дорого. Его романы были переведены на несколько языков, номинированы на государственные премии. Его помнят и в журналистских кругах. Очеретин был редактором "Уральского следопыта", потом журнала о Добровольческом корпусе, журнала "Урал".

Биография:
Ида Власьевна Очеретина родилась 11 июля 1925 года. Пережила восьмимесячную фашистскую оккупацию в Ростове. В феврале 1943 года пошла в армию. В 3-й гвардейской стрелковой дивизии служила рядовым трофейно-похоронной команды. После войны окончила филологический факультет Уральского университета. Журналист. К юбилею 65-ой годовщины победы в Великой отечественной войне в уральском издательстве "Банк культурной информации" небольшим тиражом вышла книга Иды Очеретиной "Шли по войне девчата…" и "Мои друзья – добровольцы", в которой собраны воспоминания уральского журналиста об однополчанах и фронтовых друзьях.








Источник: http://www.nakanune.ru/articles/14653
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны