О ПРОБЛЕМЕ КАТЫНИ
Захоронения польских офицеров были обнаружены в районе Катыни в марте 1942 г. поляками, работавшими в дислоцированном там строительном батальоне № 2005.
18 февраля 1943 г. немецкая секретная полевая полиция приступила к раскопкам могил и допросам местных жителей. 29 марта была начата массовая эксгумация, которой руководил профессор судебной медицины из университета г. Бреслау Г.Бутц.
13 апреля 1943 г. «Радио Берлина» сообщило о найденных в Катынском лесу захоронениях 10 тыс. польских офицеров, которые, как утверждали нацисты, были уничтожены большевиками. Выведена эта цифра была умозрительно: из общего числа попавших в советский плен офицеров немцы вычли количество живых (в армии В.Андерса), а остальных объявили погребенными в Катыни.
По указанию А.Гитлера «катынским делом» занимался лично министр пропаганды Третьего рейха Й.Геббельс. Попытки немцев подкрепить свою версию авторитетом Международного Красного Креста провалились — без участия СССР МКК отказался сотрудничать с Берлином.
Дистанцировались и некоторые союзники — например, Б.Муссолини, не понаслышке знакомый с пропагандой Третьего рейха, запретил итальянским СМИ сообщать что-либо о Катыни. В итоге, для того, чтобы создать выгодный для себя пропагандистский «фон», немцы привлекли к эксгумациям в Катыни известных экспертов — паталогоанатомов из подконтрольных им стран Европы, а также Швейцарии и, кроме того, т.н. «техническую комиссию» Польского Красного Креста, которые работали под плотным контролем. Кроме того, они привозили в Катынь многочисленные «делегации», состоявшие из пленных англичан и американцев, а также «представителей общественности» из Польши. Подготовка первичных материалов велась под руководством в т.ч. начальника разведки группы армий «Центр» генерала Р.-К. фон Герсдорфа, а также начальника отдела пропаганды полковника Х. фон Веделя (с ним счел нужным встретиться лично А.Гитлер, 13 марта 1943 г. прилетавший в Смоленск).
Польское правительство в эмиграции поддержало немецкую версию, и 16 апреля 1943 г. с соответствующим коммюнике выступил министр обороны Польши генерал М.Кукель.
15 апреля 1943 г. Совинформбюро обвинило в катынском преступлении нацистов, объявив, что польские военнопленные «находились в 1941 г. в районах западнее Смоленска на строительных работах и попали (…) в руки немецко-фашистских палачей летом 1941 года». В январе 1944 г. в Катыни работала специальная комиссия под руководством академика Н.Н.Бурденко, которая подтвердила это заявление Совинформбюро.
Однако попытка в 1946 г. закрепить выводы комиссии Н.Н.Бурденко в приговоре Международного военного трибунала (МВТ) в Нюрнберге и окончательно закрыть тем самым катынскую тему успеха не имела. В неблагоприятном для СССР итоге рассмотрения «катынского эпизода» большую роль сыграло начало «холодной войны».
Впрочем, это не означает, что обвинение было снято — строго юридически в массовом расстреле польских военнопленных осенью 1941 г. в соответствии со статьей 21 Устава МВТ обвиняется руководство нацистской Германии, соответствующие материалы были приобщены к делу.
Тем не менее все это не мешало сотрудничеству на «рабочем уровне». Например, советская сторона получила от американцев немецкий документ, подтверждавший, что поляки в Катыни были убиты из немецкого оружия с применением немецких патронов калибра 7,65 мм (поляки отфиксировали в Катыни еще один калибр — 6,35 мм. Оружия такого калибра в качестве табельного ни в НКВД, ни в РККА тоже не было).
Впоследствии поляки-эмигранты издали на Западе немало книг, в которых утверждалось, что преступления в Катыни совершили сотрудники НКВД. Эту позицию в 1952 г. отстаивала специальная комиссия Палаты представителей конгресса США («комиссия Мэддена»). В 1970 г. американских конгрессменов поддержала английская Палата лордов.
Весной 1990 г. в ходе подготовки официального визита в СССР тогдашний руководитель Польши генерал В.Ярузельский поставил условие, что он приедет в Москву, если будут названы виновники катынского преступления. 13 апреля 1990 г. в день встречи М.С.Горбачева и В.Ярузельского, в газете «Известия» появилось официальное «Заявление ТАСС о катынской трагедии» с признанием вины «… Берии, Меркулова и их подручных».
22 марта и 6 июня 1990 г. прокуратурами Харьковской и Калининской областей по факту обнаружения останков польских военнослужащих были возбуждены уголовные дела, которые Главная военная прокуратура (ГВП) 28 сентября 1990 г. объединила в дело № 159 «О расстреле польских военнопленных из Козельского, Старобельского и Осташковского лагерей НКВД СССР в апреле — мае 1940 года». По результатам расследования действия отдельных должностных лиц из числа руководства НКВД СССР, предположительно принимавших решение о расстреле польских граждан, были квалифицированы по признакам преступления, предусмотренного пунктом «б» ст.193–17 УК РСФСР 1926 г., т.е. как превышение власти, имевшее тяжкие последствия при наличии особо отягчающих обстоятельств.
Преступления эпохи сталинизма были осуждены в Совместном заявлении Президента Российской Федерации и Президента Республики Польша при подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 г., в котором указывалось, что «сталинский режим причинил огромные страдания, нанес непоправимый ущерб народам России и Польши», что «память о жертвах тоталитаризма священна». При этом подчеркивалось, что «Россия и Польша, осуждая антигуманную сущность тоталитаризма во всех его проявлениях, заявляют о своей решимости преодолеть негативное наследие прошлого и строить качественно новые двусторонние отношения в будущем на основе позитивных ценностей в истории обоих народов и государств, а также международного права, демократии и соблюдения прав человека».
По инициативе польской стороны и во взаимодействии с российскими властями в 2000 г. в Катыни и Медном в память жертв «катынского преступления» были открыты мемориальные комплексы. В 90-е гг. в России и Польше по теме Катыни был издан ряд сборников материалов. Копии основных документов, в т.ч. записки Л.П.Берии И.В.Сталину от марта 1940 г., в которой предлагалось, исходя из того, что поляки «являются закоренелыми, неисправимыми врагами советской власти», рассмотреть их дела «в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания — расстрела», были по указанию Б.Н.Ельцина переданы Р.Г.Пихоей Л.Валенсе 14 октября 1992 г.
В сентябре 2004 г. ГВП приняла решение о завершении следствия в связи со смертью обвиняемых. Польским прокурорам была предоставлена возможность ознакомиться с 67 рассекреченными томами дела (всего в нем 183 тома), которой они воспользовались 9–19 октября 2005 года.
Варшава не удовлетворена итогами следствия ГВП. 30 ноября 2004 г. Институт национальной памяти — Комиссия по расследованию преступлений против польского народа начал собственное следствие. В постановлении о его начале утверждается, что «… в период с 5 марта по точно не установленный день 1940 г. в Москве, Харькове, Смоленске, Катыни, Калинине (ныне Тверь) и других местах на территории СССР представителями его правоохранительных органов, действовавших в интересах властей своего государства, находившегося в то время в союзе с Третьим рейхом», было совершено массовое убийство через расстрел «не менее 21768 польских граждан».
С 2007 г. в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) из Польши начала поступать иски родственников жертв Катыни против России, которая обвиняется ими в непроведении надлежащего расследования. По имеющейся информации, в настоящее время в Польше готовится ещё ряд исков в ЕСПЧ по Катыни.
Так, пройдя в России все судебные инстанции, в ноябре 2007 г. сын и внук двух расстрелянных польских офицеров, Е.Яновец и А.Трыбовский, подали в ЕСПЧ в Страсбурге очередной иск. Заявители жалуются на то, что они не были признаны потерпевшей стороной по «катынскому делу» № 159, что им было отказано в возможности ознакомиться с материалами дела ввиду его засекречивания (без достаточных, по их мнению, на то оснований), а также на то, что их апелляции на решения органов предварительного расследования были отклонены. В октябре 2008 г. Страсбургский суд принял к рассмотрению их жалобу по ускоренной процедуре. В начале 2009 г. Польша присоединилась к этому иску в качестве «третьей стороны».
29 октября 2008 г. в ходе организованной венгерскими правыми в Будапеште международной конференции «Катынь — массовое убийство, политика, мораль» секретарь (в ранге министра) польского Совета по охране памяти борьбы и мученичества А.Пшевозьник изложил «программу» Варшавы: признание Катыни актом геноцида, обнародование фамилий всех советских руководителей, принимавших решения об уничтожении поляков, а также лиц, непосредственно осуществлявших расстрелы, для установления степени их виновности и признания возможности привлечения к ответственности. Поляки намерены требовать возобновления следствия по делу № 159, причем с привлечением зарубежных экспертов, а также рассекречивания всех собранных до сих пор материалов. Родственники потерпевших, по словам А.Пшевозьника, будут активно добиваться удовлетворения своих претензий к России в международных судах.
Кроме того, от России требуют поименной реабилитации с выдачей соответствующих документов, а также некоего подтверждения на политическом уровне неизменности позиции России по Катыни, сформировавшейся в начале 90-х гг.
10 апреля 2009 г. в Катыни для участия в памятных мероприятиях, посвященных очередной годовщине трагедии, находилась делегация (свыше 300 чел.) во главе с Маршалом Сейма Б.Коморовским, который публично заявил, что по вине России решение проблемы Катыни «застопорилось».
В ходе встречи с В.В.Путиным 8 февраля 2008 г. в Москве и 29 января 2009 г. в Давосе Д.Туск высказывался за активизацию работы по «проблеме Катыни».
Данная тема стала основной в работе воссозданной по решению глав правительств двух стран Группы по сложным вопросам, вытекающим из истории российско-польских отношений (сопредседатель с российской стороны — ректор МГИМО (У), академик А.В.Торкунов, с польской — бывший министр иностранных дел, профессор А.Ротфельд). По итогам ее заседания в Кракове 29–30 мая 2009 г. подготовлены предложения по выводу проблемы Катыни из политического оборота в т.ч. за счет создания в двух странах специальных мемориальных центров. Кроме того, поддержана идея содействовать переводу проблемы Катыни в морально-нравственную плоскость за счет подключения к обсуждению этой темы иерархов РПЦ и Римско-католической церкви в Польше. С такой идеей, в частности, выступил митрополит Краковский, кардинал С.Дзивиш (бывший личный секретарь Иоанна Павла II).
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «КАТЫНЬ»
Мемориальный комплекс «Катынь» является первым в России мемориальный комплексом-памятником жертвам тоталитарных репрессий.
Катынский комплекс расположен на месте катынской трагедии — места массового захоронения жертв политических репрессий советского времени (с 1918 по 1953 гг.), а также польских военнослужащих (1940 г.) в так называемом Катынском лесу — бывшем поселении Козьи горы в 15 км от Смоленска и в 7 км от с. Катынь по Витебскому шоссе.
Обустройство мемориала над братской могилой поляков началось в 1978 г.
В 1983 г. в 40-летнюю годовщину с момента гибели советских солдат, расстрелянных в Катынском массиве, по инициативе Смолгорсовета был установлен специальный памятный знак.
В 1990 г. при посещении места захоронения польских офицеров бывшим президентом Польской Республики В.Ярузельским в центре западной стороны мемориала был установлен деревянный католический крест.
В 1994 г. в Кракове было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о захоронениях и местах памяти жертв войн и тоталитарных репрессий. Организаторами и инвесторами создания строительства мемориала выступили Министерство культуры России и Совет охраны памяти, борьбы и мученичества Республики Польша.
В 1994 г. был создан Координационный комитет, деятельность которого была направлена на выполнение положений вышеуказанного Соглашения.
В 1994–1995 гг.— группа польских экспертов во главе с профессором Института археологии и этнографии Польской академии наук М.Глосеком точно установила места нахождения рвов смерти, уточнила границы захоронений, обнаружила огромное количество документов.
В это же время в ходе поисков останков польских офицеров польскими исследователями были вскрыты несколько российских захоронений.
В 1995 г. был объявлен конкурс на проекты пространственного обустройства территории будущего кладбища польской стороной. В это же время общественная организация «Мемориал» обнаруживает и обозначает на местности огромное количество массовых российских захоронений. На территории комплекса устанавливается закладной камень, выполненный из бетона в форме прямоугольника с выбитым на темно-сером мраморном фоне текстом: «Здесь будет сооружен мемориал памяти жертв политических репрессий».
В 1996 г. В.Черномырдин подписал Постановление Правительства «О создании мемориальных комплексов советских и польских граждан-жертв тоталитарных репрессий в Катыни (Смоленская область) и Медном (Тверская область)».
В 2000 г. разворачивается основной фронт строительных работ российской части мемориала: демонтаж старого мемориала, перенесение польского католического креста и закладного камня, изменения облика памятника советским военнопленным.
28 июля 2000 года при участии заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Христенко и Председателя Правительства Республики Польша Е.Бузека мемориал был торжественно открыт.
На данный момент в состав Мемориального комплекса «Катынь» входит:
1. Польское военное кладбище;
2. Российские захоронения;
3. Ритуальные и поминальные площадки;
4. Дороги, пешеходные аллеи и мостики;
5. Хозяйственно-технические сооружения.
ГРУППА ПО СЛОЖНЫМ ВОПРОСАМ, ВЫТЕКАЮЩИМ ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В январе 2001 г. между министрами иностранных дел Российской Федерации и Республики Польша была достигнута устная договоренность о создании Группы по сложным вопросам, вытекающим из истории российско-польских отношений. В соответствии с пожеланиями польской стороны, одними из центральных тем для обсуждения стали т.н.»катынское дело», признание поляков репрессированным народом, материальная компенсация репрессированным польским гражданам, возвращение культурных ценностей, сотрудничество по школьным учебникам истории и географии.
На встрече министров иностранных дел России и Польши С.Лаврова и Р.Сикорского в Брюсселе в декабре 2007 г. была достигнута договоренность о возобновлении деятельности Группы на новой основе. Признано целесообразным максимально деполитизировать ее работу, включив в состав Группы преимущественно ученых, владеющих двусторонней проблематикой.
Российскую часть Группы возглавил ректор МГИМО(У) МИД России, академик РАН А.Торкунов. В состав Группы вошли представители РАН, МИД России, МГИМО(У), ИМЭМО РАН, Московской патриархии, а также известные историки. Сопредседателем польской части Группы стал известный польский ученый, бывший министр иностранных дел Польши А.Ротфельд, которому в апреле 2008 г. присвоен статус Уполномоченного Министра иностранных дел Республики Польша. В состав польской части Группы вошли представители государственных структур, историки, сотрудники архивов, публицисты.
Деятельность Группы, как считают ее сопредседатели, должна быть ориентирована в будущее, на поиски решений, ведущих к согласию и доверию между обществами России и Польши.
Предполагается, что Группа будет осуществлять свою работу с учетом положительного опыта, наработанного в прежние годы не только ее членами, но и научно-исследовательскими организациями двух стран, базируясь, в т.ч. на уже изданных публикациях историков, архивных служб и государственных ведомств по отдельным вопросам российско-польских отношений. Планируется сопроводить работу внутри Группы проведением научных конференций по двусторонней тематике, включая чтение лекций и публичные выступления.
Новым аспектом станет информирование СМИ и широкой общественности двух стран о позитивных моментах, которые присутствуют в российско-польском взаимодействии по исторической проблематике.
В целях повышения взаимного доверия и понимания между народами поставлена цель придать этому процессу также духовное измерение. Одним из последних решений Группы в конце марта с.г. в ее состав введены представители Русской Православной церкви и Римско-католической церкви Польши.
О РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Политические контакты
Дипломатические отношения между РСФСР и Польшей были установлены в 1921 г. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве подписан 22 мая 1992 г.
В 2005–2007 гг., после победы на выборах партии «Право и справедливость» и формирования нового правительства Польши ранее достаточно интенсивные политические контакты существенно снизились. Единственным крупным событием на том этапе стал рабочий визит Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Польшу 4–5 октября 2006 г.
Сформированное в ноябре 2007 г. после победы на досрочных парламентских выборах партии «Гражданская платформа» правительство Польши во главе с Д.Туском декларирует заинтересованность в нормализации российско-польских связей, готовность к открытому диалогу с целью поиска решений накопившихся проблем в двусторонних отношениях.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги