Узрите свои корни!

В современном мире стяжательства и общества потребления весьма сложно сохранить духовные ценности, присущие нашему народу издревле, однако мы не должны забывать свою историю, терять исторические корни, культурные традиции. Эту задачу ставит и принятое в мае 2006 года постановление Правительства РБ "О проведении народного праздника "Шежере байрамы" в Республике Башкортостан". С момента принятия этого документа прошло уже достаточно времени, и сегодня мы можем сказать, что реализация постановления идет вполне успешно. Граждане и учреждения обращаются в архивы и различные ведомства, чтобы получить материалы по истории своей семьи, рода или населенного пункта. Сегодня "БАШвестЪ" открывает серию материалов, посвященных этой тематике, и начать мы решили с пояснения, как можно получить информацию по истории своего рода или деревни.
За консультациями мы обратились к заведующему читальным залом Центрального государственного архива РБ Зуфару Гатиатуллину. Он, в частности, сообщил, что с момента выхода Постановления Правительства РБ резко возросло количество запросов от граждан и администраций районов. Читальный зал уже несколько лет не может справиться с наплывом посетителей, и уже существует расписание для его посещения. Тем не менее, сотрудники архива стараются всячески помочь желающим.
Зуфар Гатиатуллин также пояснил, что основным материалом для составления родословных являются так называемые "Ревизские сказки", материалы переписей XVIII и XIX веков. Однако, большая часть документов по XVIII веку сейчас находится в Российском государственном архиве древних актов в Москве. В республике можно получить информацию с конца XVIII - начала XIX веков.
Еще будучи сотрудником Башкирского государственного университета я слышал, что составлением родословной своей деревни занимался мой коллега Марат Зулькарнаев, и сегодня мы обратились к нему с просьбой рассказать читателям "БАШвеста" о результатах поиска.
- Марат, скажи, пожалуйста, как ты начал заниматься историей своей деревни?
- Еще студентом я начал собирать все данные, которые касались моей родины - дерени Тавакачево Архангельского района, - ответил молодой преподаватель, - оказалось, что основным источником были именно данные "Ревизских сказок", а они в свою очередь послужили костяком родословных некоторых семей из Тавакачево.
- А не мог бы ты, Марат, пояснить читателям - с чего следует начинать составление своей родословной?
- Начинать стоит, прежде всего, с расспросов родителей, бабушек и дедушек, - рассказывает Марат, - а узнав имена прадедов и примерное время их жизни, можно переходить к просмотру материалов первых советских переписей и подворного опроса 1917 года.
Здесь следует немного пояснить. Все население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 года. Были зафиксированы данные по населению, сельскому хозяйству, промышленности, торговле.
Временное правительство за свое короткое существование успело провести Всероссийскую сельскохозяйственную и поземельную перепись 1917 года. Как рассказал наш собеседник, когда он сравнивал количество жителей Тавакачево в 1917 году и 1926 году, то оказалось, что к 1926 году число жителей значительно сократилось. В 1917 году здесь жили достаточно зажиточные семьи, видимо Гражданская война, продразверстка и красный террор послужили причиной значительного сокращения населения деревни.
- Изучив эти материалы, далее следует посмотреть материалы первой и единственной Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, - продолжает историк.
В ходе этого мероприятия использовались три формы переписных листов: форма для крестьянских хозяйств сельских обществ; форма для владельческих хозяйств и частных домов и дворов внутри селений; форма для городских жителей.
Следует упомянуть и о том, что в Уфимской губернии были организованы три переписи населения (1864, 1879, 1886), которые назывались "Однодневное народоисчисление в Уфимской губернии". По программе (пол, возраст, национальность, вероисповедание, сословие, грамотность, образование), методическим установкам и по своей организации эти переписи отвечали всем требованиям статистической науки того времени. Итоги переписи 1864 года по Уфимской губернии опубликованы в 1868 году в книге "Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям". Итоги второй переписи (1879) опубликованы в 1883 году в "Справочной книжке Уфимской губернии". Результаты третей переписи опубликованы в "Уфимском юбилейном сборнике в память трехсотлетного юбилея города Уфы". Если все вышеупомянутые документы можно увидеть только в ЦГИА РБ, то эти опубликованные сборники имеются в Национальной библиотеке имени Валиди или в Фонде редких книг БашГУ.
26 ноября 1718 года Петр Великий издал указ, которым предписывалось "взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола...". Составленные подобным образом списки ("сказки") были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке - "ревизии". С тех пор учеты населения в России стали называться "ревизиями". До отмены крепостного права прошло десять ревизий (1718, 1742, 1761, 1781, 1794, 1811, 1815, 1833, 1850, 1856). Мы уже упоминали, что материалы "сказок" XVIII века в Уфе не сохранились, но и по материалам XIX века можно составить значительную часть родословной.
- Название моей деревни пошло от имени ее жителя Тавакаса Иманова, который умер в возрасте 82 лет в 1816 году, - рассказывает Марат Зулькарнаев, - однако было бы ошибочным с этой даты вести историю деревни. Дело в том, что, во-первых, она могла до Тавакаса Иманова называться иначе, во-вторых, возраст у этого человека был приличным, и он мог основать деревню гораздо раньше начала XIX века.
Изучая документы первой половины XIX века, наш собеседник смог примерно составить родословную нескольких семей своих земляков, среди которых есть и известные в Башкортостане фамилии. В материалах "сказок" 1816 года мой бывший коллега обнаружил и своего предка, от которого составил родословную, звали его Искандер Ниязгулов. У Искандера было пять сыновей и от них произошли несколько фамилий в Архангельском районе.
- Какие интересные факты, Марат, ты обнаружил при составлении своей родословной?
- Вообще-то, никаких особо интересных событийных фактов в этих документах нет, такова специфика статистических материалов, - отвечает историк, - тем не менее, любопытно, что в "ревизских сказках" этого периода указывались и женщины, при этом в документах можно обнаружить, что переписываемые вне зависимости от пола ставили свою тамгу как подпись.
В прошлом у башкир было широко распространено употребление родовых и семейных клейм или тамг, которые восходят к древнетюркскому руническому письму.
Еще одним источником для составления родословных могут послужить метрические книги религиозных заведений. Если учитывать то обстоятельство, что в прошлом население всей страны было верующим, то среди документов приходских церквей и мечетей можно найти данные о рождении и смерти людей. Эти два события жизни человека в любом случае сопровождались религиозными обрядами, что и отразилось в их документации. Данные фонды также можно изучить в историческом архиве республики.
Таким образом, алгоритм составления своей родословной в упрощенной форме выглядит так: выяснение имени и фамилии прадеда, изучение материалов первой Всесоюзной переписи 1926 года, Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года и "Ревизских сказок" XIX века. Все эти материалы имеются в республиканском историческом архиве в соответствующих фондах, нужно лишь изучить их описи, в чем окажут помощь сотрудники архива.
Для обладателей определенной суммы денег есть и более простой способ. Это обращение с запросом на возмездной основе к сотрудникам ЦГИА РБ. По словам Зуфара Гатиатуллина, этим путем обычно идут администрации некоторых районов и сельских поселений. Но поверьте на слово, моральное удовлетворение и удовольствие от самостоятельного составления своей родословной для простого человека гораздо выше.
Изучение прошлого своего села, составление родословной своего рода несет в себе значительную социальную и воспитательную нагрузку. Как считает Марат Зулькарнаев, любой человек, увидев, что прошлое его предков связано с созидательным трудом на благо родной деревни и страны в целом, вряд ли захочет порочить неблаговидными поступками фамилию своего рода.
Так узрите же свои корни!

Источник: http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1006643
Дата: 26.01.2010
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ
НОВОЕ НА ФОРУМЕ