Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Родословная

26.12.2009

Интеллигентному человеку следует знать своих предков хотя бы до седьмого колена. Хотя бы… Но мне такие сведущие люди не попадались. Лично я и трех колен не знаю. Тем паче о более ранних пращурах вообще не имею представления. Но хотелось бы…

Когда нет знаний, на помощь приходит фантазия. Понятно, что она может зайти уж очень далеко - попытаюсь вообразить себе какого-либо прямого предка, живущего, например, в эпоху Иисуса Христа. А что здесь необычного? Ведь такие есть у каждого из нас. Есть даже более древние предки, державшие в руках каменные топоры. Мы же не из воздуха собраны и не в пробирке выращены. Можно ли вообразить, в какие исторические чащи тянется нить нашей родословной? Пожалуй, только и можем, что вообразить. Но ведь был тот первобытный человек - прямой мой потомок, как и у вас тоже.

К фантазии подойду через реально обозримых предков. Мой дедушка по линии отца погиб в возрасте 34 лет в конце Второй мировой войны. Его я знаю лишь по рассказам отца и бабушки. А вот уже о прадедушке почти ничего не знаю, за исключением имени и места жительства - его звали Тего, он родился в осетинском мусульманском селении Заманкул. Это селение основала фамилия Кусовых, представители которой переселились на равнину с горной местности под названием Тагаурия. По моим приблизительным расчетам, прадедушка родился во второй половине XIX века, как раз в период фамильного переселения. Его предки, судя по всему, жили в горном ущелье замкнуто, мало общаясь с внешним миром. Это дает мне возможность предположить, что нить моего родословия по этой линии тянется к горцам, проживающим здесь, как минимум, с XIV века (12-13 поколений до моего прадедушки). Именно в тот период осетины (тогда еще аланы) ушли в горы, спасаясь от татаро-монгол. А до этого моего прямого предка надо искать среди кочевников, обживавших предкавказскую равнину или крымские степи (не зря же меня каждое лето тянет на этот полуостров). Историки полагают, что аланы в эпоху Великого переселения народов были военными союзниками Рима, основали на территории Европы несколько королевств. Так что не исключено, что в жилах моих далеких (но прямых!) пращуров ко всему прочему текла и европейская кровь (в Европу меня, кстати, тоже тянет).

Не менее богатой могло быть генеалогическое древо и у матери моего отца - Евгении Ивановны Абрамовой, по национальности мордовки, но в Мордовии никогда не жившей, более того, никогда там не бывавшей. Возможно, что и ее отец - повар из Ростова-на-Дону - родился далеко от исторической родины и даже в таких понятиях, как эрзя и мокша путался. Но в любом случае, их прародители когда-либо должны были жить в поволжском лесном краю. Русские историки о мордвинах знают, как представляется, гораздо меньше, чем об осетинах-аланах. Первое упоминание об этом поволжском этносе относится к VI веку, в русских летописях о народе будет впервые сказано и вовсе только через пять столетий. С каких времен начинается действительная история мордвы? По каким землям и в каком виде бегал мой прямой пращур по линии бабушки?

В порыве фантазии мысленно встал на место предков. Мог ли кто-либо из них предположить в своих древних мыслях, что нить его прямого родства дотянется до XXI века, и его прямой потомок будет сидеть в квартире со всеми удобствами на окраине огромного поселения в пятнадцать миллионов человек и на компьютере набивать слова (в том числе и слова благодарности!) о нем, неизвестном предке? Думаю, что и в тяжких лесных снах, такое ему привидеться не могло. А у нас есть повод задуматься о том, как далеко в будущее проложат свой путь наши потомки. Где будет сидеть прямой отпрыск лет так примерно через тысячу, и какими штучками пользоваться (наш компьютер ему покажется, конечно, тем, чем нам ныне каменный топор в руках первобытного человека). Может ли память сохранить для него ваше конкретное имя? Хотелось бы, но шансов почти нет - представляете, что нужно сотворить, чтобы ваше имя доползло до тех заоблачных времен! Сжечь город, как Александр Македонский Персеполис? Но и этого будет недостаточно, поскольку Александр не только ведь этим запомнился потомкам. Словом, задача нереальна и я бы сказал, неблагодарна - стоит ли так стараться для того, чтобы потешить тщеславие далекого отпрыска? Кажется, что память потомков о нас может быть следствием наших же усилий и подвигов. На самом деле потомки если и будут вспоминать своего славного предка (уровня Александра Великого примерно), то только по своим эгоистическим соображениям. Похвастаются лишний раз перед девушкой, и тут же откинут прочь, забудут до следующего приступа тщеславия.

Не могу быть уверенным в том, что моя бабушка и ее линия предков сохранили чистоту мордвинской крови. Оснований для такого вывода не мало. Первые славянские поселения среди финно-угорских народов Поволжья появились в VI-VII веках после Рождества Христова. В XIV веке мордву завоевывают татаро-монголы (они прямо житья не давали моим пращурам по различным линиям!) Еще раньше предки мордвин подверглись активному влиянию литовских и германских племен. Мыслимо ли в таких условиях избежать вмешательства в генеалогию представителей других этносов? Какого же состава кровь дошла до меня по линии бабушки? И сколько в ней осталось мордвинского?

Со стороны моей мамы тоже много возникает предположений. Ее отец был терским казаком, но с чеченскими корнями, а мама - чисто, как они считают, русская, правда с темными волосами и такими же темными, как маслины, глазами. Но, в любом случае, одна ниточка ее древа может привести нас на территорию Древней Руси, а другие куда угодно. Чеченцы, по мнению профессора Руслана Хасбулатова, могли иметь свое древнее государство в XV-XIII веках до нашей эры на территории нынешней Сирии. Значит, и там какой-то мой пращур, возможно, бродил под нещадным ближневосточным солнцем и выживал в постоянных битвах с соседними племенами.

Мечтать так мечтать, фантазировать так фантазировать. А вдруг жизненные пути моих предков где-либо когда-либо да пересекались? Ну, например, пращур-мордвин встречался с пращуром-славянином. Их встреча могла произойти в каком-либо далеком от нас веке как на мирной дороге, так и на тропе войны - истории известны, например, военные походы мордвы на русские поселения. Предки-аланы тем паче только и делали, что повсеместно воевали, очевидно, не всегда даже понимая зачем. Словом, не исключаю, что незримые временные нити, связывающие меня с праотцами, могли все-таки волшебным образом переплетаться очень давно и в неожиданных местах (вероятности никакой, но я же мечтаю!) Жизненные интересы предков могли быть несопоставимы, цели - диаметрально противоположны, нравственные позиции - чуждые. Но по капельке их характеры на рубеже XX и XXI веков собрались во мне - потомке таких непохожих людей. Лично я в это охотно верю – иначе, откуда во мне столько противоречий, различных взглядов, взаимоисключающих порывов? Откуда желание в любую минуту сорваться и лететь - на Кавказ, в леса Мордовии, на Русскую равнину, даже в жаркую Сирию? Так в моей душе, собравшей многовековые привычки прародителей, возможно, отзываются голоса предков.

Рубрики: Генеалогия
Источник: http://www.vestikavkaza.ru/articles/kultura/notes/13386.html
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны