Грёза Степи

 Четыре Века Великороссии

Если исходить из утверждения Льва Гумилёва, что «современные русские (великороссы) также соотносятся с жителями Киевской Руси, как итальянцы с римлянами», то считать гранулы наших песочных часов как-то легче.
Огромное историческое панно из Всеславов Будимировичей и Волег Ростиславовичей отправляется в музей, где им и положено находиться. Можно вдохновляться этими образами, а можно другими, скажем римскими, скифскими, туарегскими, древнееврейскими – к живой и энергичной истории Великой Руси они не имеют прямого отношения.
Великороссия родилась после того, как Киевская Русь кончилась, на протяжении исторического времени её живого существования – она так не называлась, а была известна под именем Московского государства, Урус Улуса, СССР (РСФСР), но для удобства обозначения мы будем следовать общепринятому «Великая Россия». Это церковное византийское понятие, обозначающая колонию (Великая Земля), принципиально отличающуюся от метрополии (Малая Земля – Малая Русь). Именно поэтому, глупо, например, рассматривать историю Америки, как продолжение истории Англии. Или историю Карфагена, как продолжение истории Финикии. Есть в Карфагене, США и Великороссии неповторимое качество, открывшее народам этих колоний особую историческую энергию, это качество можно назвать ещё «исторической судьбой». Они превзошли свои митрополии и стали самостоятельными мессианскими знаками на теле бесконечного пути Человечества.
Что касается Великороссии, то здесь необходимо подвести некие итоги её исторического развития, просто потому, что пути её неясны и шатки, великоросское общество от Калининграда до Чукотки добралось до XXI века и требует некоего осмысления пройденного этапа. Впереди маячит, что-то новое неизведанное, с другой стороны апокалипсические настроения (популярные в любую историческую эпоху) ныне пронизывают наш мир сверху до низу, стучатся в двери каждого «россиянина». В таком странном промежутке между «окончательным концом» и «бесконечной надеждой» можно подвести и некоторые итоги великоросского проекта.
Поскольку он (проект) исторический и висит на шкале беспощадного времени, вытянутый как медвежья шкура на стене бывалого охотника (Время самый бывалый охотник на народы и цивилизации), то уместно поделить Великороссию на 4 неравные части, по количеству веков в традиционной историософии, согласно дедушке историков Гесиоду. Так как в сказках: на века Железный, Бронзовый, Серебряный и Золотой.
Железный (Последний) Век Великороссии подходит к своему окончанию. Начинаясь в стальных тисках императорских мануфактур, в «суконках» и молотобойнях купцов-староверов и английских фабрикантов, пронизанный подрывной марксистской литературой, подаривший Расее непрестанный звук железнодорожного дребезжащего чайного стакана… Он вытянул из кокона национального мифа большевиков-великанов, чёрных титанов рабочих и колхозниц, железных барабанщиков, комиссаров с «кузнечными» фамилиями. Железная страна, крепость-фабрика, ощетинившись гигантскими гаубицами, пестовала отчаянную волю к свободе первого кузнеца Каина. Сегодня Железный Век на пределе. Чугунные пионеры собирали металлолом, чтобы вставить металл к себе в сердце. Их потомки издают заморенный звон, гнутся от ветра как алюминиевые ложки. Они тоже собирают металл – чтобы избавиться от него. В XXI веке люди ищут металл, как грибы, они сдают его в «пункты приема» не для того, чтобы соприкоснуться с его волей, а для того, чтобы навсегда от него освободиться. Так ржавчина доедает Русский Железный Век.
До Железного Века был Век Бронзовый, эпоха русских Героев. Там не было пиетета к металлам, а воспевался чистый героизм. У Героев имелись имена, они, конечно, не были богами, но иногда и вламывались в тесные чертоги богов на кораблях, колесницах, пушечных ядрах. Яростная богочеловеческая эпоха Суворовых, Орловых, Беллинсгаузенов, Аввакумов. Герои приводили саму историю в трепет, перемешивали её как колоду игральных карт, утверждали «сверхчеловечие» Русского Человека, его пассионарность, как императив. Они меняли недостойных Героя царей как кукол, поджигали Русь со всех углов, как деревянную избу. Отыскали самый удалённый от России континент и совершали то, что в принципе никто и никогда совершить не мог ни до и не после них. Последние такого рода Герои полегли как рыцари в белогвардейских полках, они дрались отчаянно как ацтеки, зная, что их солнце закатилось, они прыгали в гробы как нарты, презирая бога и своё нездоровое потомство. Им не осталось даже памятников, потому что на могилах Героев поселились чугунные пионеры.
Серебряный Век Великороссии был много раньше. Когда развалилась Орда, и некуда было ездить за ярлыками. Когда пала Византия и некуда было ездить за митрополитом. «Куда идти, когда идти больше некуда?», – спросили русские люди и с тех пор это главный для них вопрос. Великороссы решили сделать власть как в Орде («самим царствовать») и как в Византии («самим хранить Веру»). Поскольку это было сделано не «вопреки», а «потому что», то и Третий Рим оказался несколько женственным, ведь по сути он питался отражённым светом Сарая и Константинополя. Но серебряную Луну мы любим такой, какая она есть, не разбираясь, какой она транслирует свет – свой собственный или чей-то другой. Что это был бы за мир без зеркал, без полированных русских озёр? Полуночный Рим залил светом молочных рек большую часть евразийского материка, формируя лабиринт «сахарных кремлей» от Александрова к Казани, от Астрахани к Соловкам. По речным дорогам плыли серебряные стрелецкие струги, а зимой по прозрачному льду, вмёрзшему в реки до дна (тогда были крепкие морозы) ползли пушки-единороги в стороны вражеских крепостей. Непорочный зверь Единорог – тотемное животное Серебряного века Великороссии, а также его главного царя – Иоанна Грозного, правителя одновременно жестокого и меркуриального, субтильного и яростного, верховного шамана Серебряной Руси. 


Так, где же наш Золотой век? 

Посмотрим на статистику. Практически все виды древесных рубок известных русским плотникам по сию пору (около 50), все виды литья металла, известных нашим кузнецам, все способы сложения народных баллад, все виды изготовления вещей вручную русскими мастерами были усвоены и сформированы в XIII-XV вв. Все основные русские монастыри основаны в это же время. Повествовательная, изографическая, музыкальная традиция сложена в это время. Главный испанский художник – Веласкес, главный итальянский – Леонардо, главный русский – Андрей Рублёв. Так вот Рублёв творил в это удивительное время. Эту эпоху ещё называют монголо-татарским игом. Так что же это за иго такое? «Иго», породившее великоросскую оригинальную культуру? Ставшее, по уверению археологов и статистиков, расцветом русской цивилизации, а по уверениям историков церкви – расцветом Православия? Это был Золотой Век Великороссии.
Он имел и более знакомое для нас название – Золотая Орда. 


Справедливый

Если ехать по новому волгоградскому мосту через Волгу, то это получается совсем рядом. До русского золотого века, до нашего Эльдорадо – рукой подать. По дороги к Капустину Яру, переехав через Волгу и Ахтубу, через электрумных оттенков леса и на полынном настое степи, сквозь татарские астраханские деревни и русские индустриальные города – два часа до Золотого века. Просто 2-3 часа от Царицына-Сталинграда-Волгограда.
Сарай Берке – столица Золотой Орды, столица и солнце Великороссии на протяжении двух веков – это сегодня перерытое «чёрными копателями» гигантское поле от автодороги до камышей вдоль реки Ахтубы. Сбоку от поля село Царёв, там живут достаточно трезвые для этих мест люди. В поле торчат колки леса, в раскопанных курганах валяются лёгкие красные кирпичи семимисотлетней давности. Над полем летают соколы, словно бы «копатели», вытаскивая из земли монеты хана Узбека, выпустили их наружу.
Копатели ездят сюда в основном за монетами. Царский город, в котором когда-то проживало 100 000 человек, стояли величественные храмы (православные, несторианские, католические), пагоды и мечети, город, утопавший в шелках и многоязыковой пелене, поражавший воображение путешественников отсутствием стен (его властители не боялись ни кого) и великолепным порядком (в городе с десятью этническими кварталами никогда не было межэтнических конфликтов). Так вот, от Царского Града, от Столицы Орды и Руси не осталось никого. Только соколы с монет Узбека охраняют его золотые поля. От города сохранились только монеты, будто бы «во время оно» над этими полями шёл бесконечный золотой деньгопад. С монет хана Джанибека, прозванного русскими «Добрым ханом», смотрит выбитый на серебряном небе Двухглавый орёл. Во времена Золотой Орды этот зверь утвердился на монетах Орды-Руси (можно писать название тогдашней конфедерации через «тире», как Австро-Венгрия). При Иване Великом его жена Софья Палеолог привезла орлу ордынскому в подарок двухглавую орлицу византийскую. От небесного брака световых орлов Орды и Византии родился целый выводок хищных двухглавых орлят Великороссии. Очень скоро они выучились летать и воцарились над большей частью Материка. 


С монеты хана Узбека грозно глядит на нас Лев, озаряемый восходящим Солнцем. Это символ Царства, хранящего свои Народы в неприкосновенности. Именно такой герб взяли евразийцы-народники для своего Движения, чтобы напомнить сегодняшним Народам и Государствам о Золотой Орде, при которой Народы росли как цветы, а на Руси стоял золотой день.
Золотая Орда была прекрасным примером государства, где вместо «монголизации народов» происходило обратное явление: идентичность этносов укреплялась, мы наблюдаем расцвет культуры в Крыму, Алании, Хорезме, Владимирской Руси. Видимо хозяева Сарая знали некий секрет, при котором Царство не пожирало народы, как сегодня, не проводило «региональной глобализации», а наоборот – пестовало их идентичность, не влезало во внутренние дела регионов, поощряло этническую культуру, финансировало религиозные конфессии. Мы должны внимательно изучить ордынский опыт бережного отношения к народам и выяснить, почему в России (как у юридической правопреемницы Золотой Орды) он был утрачен. И когда был утрачен.
Когда русские разучились понимать и принимать другие народы?
Вместо памятника Золотой Руси в Царёвом Поле стоит одинокий столб с украденной гранитной табличкой. К нему приклеен серый бумажный листок, где повествуется о былом величии Золотой Орды. Глядя на этот листок – можно сгореть со стыда. 
Глядя на этот листок – отказываешься верить в Землю, которая свирепо пожирает летящий на неё Свет. Нам остаётся лишь сфрагистика и нумизматика Неба. Только царские монеты и печати Земля переживать не в состоянии, потому, что они выкованы из чистейших небесных пород. Слово «Деньги» от ордынского Тэнгри – Вечное Небо, даровавшее «золотому роду» Чингисхана власть над миром. Монеты царей Сарая Берке созданы из совершенной небесной субстанции, из страны Правды и Света. На любой из них надпись – «Справедливый». Небесные цари ненавидели ложь, обман доверившегося и несправедливость. И отливали слово «Справедливый» на «деньге» бытия. Они пришли на Русскую Равнину, как трансцендентное возмездие за грехи людей и резню князей, так как однажды пришёл Рюрик – из ниоткуда, из Страны Света. Они устроили всем драконам Равнины бурю равноденствий. Они водрузили над Равниной Двухглавого орла, коронованного Солнцем. Они чеканили на Равнине священное Слово: Справедливый. Эта надпись проступает над Россией и Украиной до сих пор – то там – то тут. В сердцах потомков небесных детей, поднимающих на Царском поле к крику сокола монету хана Тохты с паролем «Справедливый». 


Грёзы против Снов

Великороссам очень редко снится Степь, настолько это иная, пронзительная субстанция. Чтобы за Железным Веком согласно законам Цикла вновь пришёл Золотой – в дело должна вмешаться Степь. Её Грёза, её Стихия. Ведь Великороссия грезит о Степи. Русская цивилизация – хтоническая, подземная (согласно Фробениусу). Мы видим небо и звёзды, и солнце из финско-славянского кургана, из угорской пещеры. По этому небу скачут хозяева Степи, цари, которым подвластны Жизнь и Смерть. Но ещё выше этих небожителей высится Небо из самородного золота, именуемое также Тэнгри. Там лежит наша Алтынная Русь, мечта и надежда, грёза о новом русском золотом веке, в дожде из монет справедливого света.
Когда в России кончился Железный Советский Век – она начала проваливаться в сон и забытьё, падать вниз в колодцы собственных комплексов, нереализованных надежд, в татуированные пустотами мёртвые души. К чему нам дурацкие местные сны, в чаянье комфорта и отдыха и сытой старости народа? Сны, сотканные из болотных испарений и страхов цвета дымящихся торфяников? Французский психоаналитик и поэт Гастон Башляр подсказал нашему народу выход из ситуации: «Отдых сна даёт расслабление только телу. Сон очень редко погружает душу в состояние отдыха. Ночной отдых нам не принадлежит. Он не является благом нашего бытия. Сон даёт в нас прибежище фантомам. Утром нам приходится освобождаться от сновиденческих теней. Усилием психоаналитического воздействия мы выдворяем запоздавших посетителей и даже загоняем на дно пропасти чудовищ наших детских лет, драконов и змеев, все эти животные воплощения мужественности и женственности, которые мы не можем воспринять.
И совсем напротив, мечтание дня наслаждается ясной безмятежностью. Грёза обрывается, если не питается образами блаженства и радости жизни, иллюзиями счастья. Грёзы грезящего достаточно, чтобы заставить мечтать целую вселенную. Грёза – дар того часа, когда нам даётся полнота души». 


Грёза против Сна! Какое впечатляющее предложение. Певцы национального сознания вроде Гончарова, позднего Гоголя или Дугина пытаются предложить нашему Народу сон как образ. Они основывают изучение и пытаются проводить излечение России на психоанализе народных снов. Это путь ложной национальной кристаллизации.
Грёза о Золотой Орде – это мечта о волевой, солнечной и золотой Руси. Цепляясь за эту Грезу, мы поднимаемся по ней, как по висячей лестнице к куполу аурократического неба, в сторону Тэнгри, дарующему людям Свет. Выбираясь из кургана ограниченности национального сознания, из европейской старости и предопределённости, изживая чудовищ нашего постжелезного сна, выбирая грёзу о Небесном Царстве, мы возвращаемся в Золотой Век. Грёза о Степи в иерархии великоросских грёз – это царская грёза. Она словно лебединое мясо «царствует» на цесарском столе русской идентичности. Грёза о Степи – это верховная мечта Русского Человека. 

Источник: http://geopolitica.ru/Articles/780
Дата: 24.10.2009
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ
НОВОЕ НА ФОРУМЕ