Как это было К 300-летию Полтавского сражения
К концу XVII века Русское государство имело обширную территорию – от верховьев Днепра до Тихого океана. Но Россия была отрезана от морей: Черного на юге и Балтийского на северо-западе, что серьезно сдерживало ее развитие. Борьба за выход к этим морям стала для нее жизненной необходимостью. Это хорошо понимал вступивший на престол царь Петр I.
В это время на Балтике господствовала Швеция, которая была одной из самых сильных европейских держав, располагавшая первоклассной по тому времени сухопутной армией и мощным военно-морским флотом. Русская же армия состояла из дворянского ополчения, стрельцов и полков «нового строя», комплектовавшихся из числа «даточных» людей, а основную часть офицеров составляли иностранцы. Борьба за Балтику неизбежно приводила Россию к столкновению с этим сильным противником.
В 1699 году Россия, Польша, Дания и Саксония заключили союз для борьбы со Швецией. Карл XII, считая Московию слабым противником, главный удар направил против Дании и Саксонии и вскоре заставил их сложить оружие. Россия же, едва вступив в войну, оказалась один на один с могущественным противником и, будучи недостаточно подготовленной, пережила позор поражения под Нарвой.
Петр I понял: армию надо реорганизовать. Распустив стрелецкое войско и отменив дворянское ополчение, он вместо набора новобранцев «с земли» (даточных людей) ввел рекрутскую повинность, которая позволила создать однородную национальную армию с высокими морально-боевыми качествами. Рекруты содержались за счет государства, военная служба была для них постоянной.
Основу армии составляла пехота. С 1708 года в ее составе были гренадерские части. Важная роль в армии отводилась кавалерии, которая состояла из высокоманевренных драгунских полков.
Создавая национальную регулярную армию, Петр I особое внимание обратил на подготовку офицерского состава, которого, по сути, еще не было, высшие чины состояли в основном из иностранцев, коих было в армии 954 человека. Поэтому наряду с подготовкой офицеров в гвардейских Измайловском и Семеновском полках в России впервые были созданы военно-учебные заведения.
Одновременно проводилось и переворужение армии, которое завершилось в 1709 году. Пехота получила гладкоствольные ружья с ударно-кремневым замком, шпаги, тесаки и гранаты. К стволу ружья впервые в военной истории вместо багинета стали прикреплять штык. Кавалерия вместо пики и сабли получила укороченную фузею, пистолет и палаш. Офицеры имели шпаги и протазаны, а унтер-офицеры – алебарды. Такое оружие имели далеко не все армии Европы! В артиллерии вместо разнокалиберных пушек было введено три типа орудий: пушки, гаубицы и мортиры. Также была создана подвижная конная артиллерия, вооруженная гаубицами. В нашей армии она появилась на 50 лет раньше прусской.
Весной 1708 года главные силы шведской армии через Польшу и Белоруссию двинулись к Смоленску. Русская армия, применяя тактику «малых войн», противодействовала им, беспокоя неприятеля и нанося ему небольшие потери.
Переправившись в начале августа 1708 года через Днепр, Карл XII при недостатке продовольствия и боеприпасов вынужден был дожидаться подхода корпуса Левенгаупта с обозом из Риги. Прислушавшись к советам гетмана Мазепы, изменившего Петру I, шведский король повернул главные силы армии в хлебородную Украину. Туда же было приказано двигаться и Левенгаупту.
Используя момент, когда корпус Левенгаупта находился в 80 километрах от главных сил шведов, Петр I решил перехватить его у деревни Лесная. Утром 28 сентября 1708 года русский подвижный отряд разгромил корпус Левенгаупта. Шведы потеряли больше половины своего войска. Русскими был захвачен большой обоз с боеприпасами.
На Украине шведская армия не получила достаточного подкрепления за счет казаков гетмана Мазепы (Мазепа обещал Карлу ХII пополнение в 20 – 30 тысяч человек, но привел всего около 2,5 – 3 тысяч казацкой старшины). В апреле 1709 года шведы начали осаду Полтавы, которая длилась два месяца.
В конце мая в район Полтавы подошли главные силы русской армии. На военном совете 16 (27) июня было решено дать шведам генеральное сражение. Накануне сражения при объезде расположений своей армии Петр I увидел полк, одетый в отличие от других войск в серую форму. То были еще не обстрелянные в бою новобранцы. Понимая, что шведская разведка знает о наличии у русских этого полка, царь приказал самому лучшему и испытанному в боях Новгородскому полку обменяться обмундированием с новобранцами.
К началу генерального сражения силы русских и шведов были почти равными: у русских имелось 42 тысячи регулярных войск, 5 тысяч казаков и 72 орудия; у шведок было 37 тысяч войск плюс 3 тысячи украинских казаков Мазепы, 8 тысяч запорожских казаков и 32 орудия.
27 июня (8 июля) произошло генеральное сражение двух армий. Около 6 часов утра Петр I построил свою армию впереди укрепленного лагеря. Войскам зачитали приказ Петра I, воспринятый с огромным воодушевлением. «Воины! – говорилось в нем. – Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру... Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, ложь которой вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали... А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния нашего».
Главные силы шведов выстроились напротив русских войск и в 9 часов пошли в наступление. Как только началось сближение двух армий, Карл XII увидел в центре боевого порядка русских пехотный полк, выделяющийся необычной для них серой формой, и приказал направить против него удар всей шведской пехоты. Сомкнув свои ряды на ширину фронта этого полка, она нанесла удар по новгородцам, угрожая прорвать фронт. Артиллерия генерала Брюса открыла огонь, нанеся шведам немалый урон. Однако в штыковой атаке шведы прорвались через ряды первой линии новгородского полка. Тогда Петр I на коне выехал к второй линии и сам повел ее в бой. Прорыв был закрыт.
Общая рукопашная схватка продолжалась недолго. На левом фланге конница шведов, теснимая драгунами Меншикова, стала отходить, обнажая фланг своей пехоты. Шведы дрогнули. Фельдмаршал Шереметев, осуществлявший общее руководство боем, подал сигнал к общей атаке.
Bpaг был опрокинут и в 11 часов обратился в бегство. Поражение шведов было полным. Попали в плен фельдмаршал Реншильд, 4 генерала, 186 штаб- и обер-офицеров, 2786 унтер-офицеров и рядовых, На поле боя лежали 9280 убитых. Было захвачено 133 знамени. Потери русских составили 1345 убитыми и 3290 ранеными.
Петр с непокрытой головой объехал войска и поблагодарил их за отвагу. Здесь же был устроен торжественный обед для всей армии. Каждому воину вручили годовое денежное жалованье.
На преследование шведской армии были брошены 16 драгунских полков и 22 полка пехоты. В начале преследованием отступавших шведов руководили князь Голицын и генерал Боур. На второй день руководство операцией возглавил Меншиков, конница которого 30 июня (11 июля) достигла переправы через Днепр у Переволочны. Не имея ни переправочных средств, ни продовольствия, ни фуража, ни пороха, остатки шведских войск решительными действиями русского войска были принуждены к капитуляции. Среди пленных оказались генералы Левенгаупт, Крейц, Круз, графы Дугласы и другие. Карл XII и Мазепа с небольшим отрядом бежали в Османскую империю. Русским досталось все шведское оружие, артиллерия и вся казна.
«При громе полтавской победы, – писал историк академик императорской Академии наук Сергей Михайлович Соловьев, – родился для Европы, для общей европейской жизни новый великий народ».
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги