Международный институт генеалогических исследований
Карта сайта Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Кино для всех

26.04.2009

Кинофотоархив хранит вид, звук и даже дух прошлого. Настоящая машина времени – с одним ограничением: раньше, чем в середину ХIХ века, с ее помощью не попасть. О работе Российского государственного архива кинофотодокументов рассказывает его директор Наталья Калантарова

 

 

– По Закону об архивном фонде мы сейчас открыты для всех более чем кто-либо. К нам имеет право зайти с паспортом любой человек. И получить любой документ, начиная с середины ХIХ века и до наших дней. Если обращаются родственники «киногероев» и просят копию архивного материала, стараемся помочь бесплатно.

Наталья Александровна, история страны зафиксирована и в звуковом, и в визуальном виде. А нет ли «белых пятен»?

Есть. Во времена совсем недавние – при Горбачеве начала разваливаться, а при Ельцине развалилась окончательно Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ) с ее цехом кинолетописи. Его сотрудники ездили за руководством страны при Сталине, Хрущеве, Брежневе, и все киносъемки того времени сохранены. А вот эпохи Горбачева и Ельцина – это уже «белые пятна» киноистории. Тем более что в начале перестройки кинопленки в стране почти не было, появились видеокамеры и документальная, хроникальная информация снималась на видеокассеты, а у них ведь маленький срок хранения. Фирма SONY на наш вопрос об архивных возможностях этих носителей ответила, что они рассчитаны только на оперативную работу. Но у нас другого пути не было, с 1992 года пришлось принимать различные форматы видеокассет и учиться с ними работать. Сейчас мы переводим эту информацию в цифру, вкладывая в работу внебюджетные деньги.

В то же время должна заметить, что в перестроечное время архивам повезло – и с руководителями отрасли, и с отношением к ним государства... Стали закрываться киностудии и копировальные фабрики, мы смогли у них за копейки выкупить оборудование, которого у нас никогда не было, потому что нам его не давали. Финансировали только приобретение пленки, а вы, мол, хоть пальцем мотайте... Мы купили перемоточные столы, реставрационные машины...

Не было бы счастья, да несчастье помогло?

Мы восстанавливали эти машины, они были в плохом состоянии, но нам удалось их запустить, расширить кинофотолаборатории и начать заниматься классической реставрацией.

...И вот случай, который, кроме как чудом, не назовешь. Более ста лет в архиве хранились уникальные кадры «Открытие заседания первой Государственной Думы 26 апреля 1906 года». Это первая в отечественной истории киносъемка в помещении при искусственном освещении. Но позитив не был напечатан. Скорость съемки была нестандартной – от четырех до восьми кадров в секунду, и при проекции это создавало бы неестественность движений, а для членов императорской семьи такое недопустимо. И только несколько лет назад начальник отдела научно-справочного аппарата РГАКФД Виктор Баталин впервые описал этот материал, с огромным трудом рассмотрев в лупу изображение на негативе. А потом вместе с режиссером и сценаристом Николаем Майоровым вручную произвел покадровое сканирование, сборку и анимирование изображения. 25 ноября 2008 года в Политехническом музее были впервые продемонстрированы кадры столетней давности! Работа над уникальным документом продолжается, ведь она требует колоссальных затрат времени и труда.

Молодежь интересуется архивами?

Ежедневно к нам приходит несколько писем от школьных музеев с просьбой составить для них подборку наших документов. Мы с удовольствием это делаем. Красногорский район всегда этим жил. Наверное, сказывается то, что здесь наш архив, в школах – музеи боевой славы, ветераны очень активную работу ведут. Но в последние годы мы получаем письма из самых разных мест. Вы знаете, я заметила, что сейчас в обществе опомнились и стали развивать военную тему, поняли, что надо на чем-то воспитывать молодежь. В неделю мы проводим по две-три экскурсии, даем копии кинофильмов, снятых военными кинооператорами, в школы, где есть аппаратура, записываем DVD-копии для них.

Каждый день к нам приходят по 35–40 человек для работы в читальном зале кино, чуть меньше – в зале фотодокументов. Выполняем мы и свою приоритетную задачу – обеспечение физической сохранности документов, зримой исторической памяти народа.

 

В прошлом году, когда Государственной архивной службе России исполнилось 90 лет, была создана видеокомпозиция «Сохраняя время». Сотрудники РГАКФД привлекли к этой работе своих друзей-кинематографистов, которые «прошлись» по всем федеральным архивам и сняли привлекшие внимание текстовые документы. На каждый, созданный до 1896 года, нашли фотографию, на более поздний – киноиллюстрацию. Архив фонодокументов предоставил звук того времени.

 


Хранители времени
Источник: http://russianews.ru/newspaper/23218/23275/