Туда – преступники и дезертиры, оттуда – селяне
Кто именно и по каким причинам бежал через русско-польский рубеж
Не часто у меня возникает желание комментировать отклики в интернете на свои публикации. Однако не могу не высказаться по поводу следующего замечания о статье «Разбойники, говорящие на французском языке и танцующие мазурку», помещенной в прошлом номере «НВО»: «…одним из обоснований захвата РП (Речи Посполитой. – А.Ш.) со стороны РИ (Российской империи. – А.Ш.) было наличие огромного числа беглых крепостных в РП из РИ (по некоторым оценкам, около 1 млн. чел.) – так значит образованные русские дворяне так хорошо с ними обращались, что они бежали к свирепым шляхтичам!!!»
Что ж, если приведенные цифры уменьшить на порядок, то все формально будет верно. Действительно, Петербург предъявлял Варшаве такие претензии, да еще и существенно преувеличивал число беглых. Но кто и почему привечал этих людей в соседнем государстве?
В 1730 году князь Ксаверий Любомирский взял и захватил обширную нейтральную полосу между Россией и Польшей. Хотя вопрос о статусе целого ряда ничейных земель «вечным миром», ратифицированным Петром I и королем Яном III в 1686 году, был отложен до лучших времен, причем в этом документе имелась оговорка, что данные территории «не будут заселяться, ни восстанавливаться и останутся пустыми».
Но какое панам дело до «вечного мира» и собственного короля? А потому Любомирский велел своим «окличникам провозглашать на ярмарках, что, кто придет к нему с чужой женой и чужими волами, он такого не выдаст и за такого будет стоять». Ибо в своих поместьях паны наделяли иммунитетом любого преступника от преследования польских, а тем более русских властей.
К началу XVIII века почти все европейские государства, не исключая и Россию, имели соглашения с ближними и дальними соседями о взаимной выдаче преступников. Так, например, во всех договорах русских царей, начиная с Ивана Грозного, со Швецией есть статья о взаимной выдаче и разного рода правонарушителей, и беглых холопов.
В частности, ежегодно из России в Речь Посполитую перебегали десятки, а то и сотни солдат и драгун. Спору нет, царская служба была нелегка. Однако дезертиры вовсе не собирались от зари до зари гнуть спины на панов. Они пополняли частные армии польских феодалов, то есть, используя современную терминологию, шли «в братву».
Но предположим на минуту, что мой оппонент, скрывающийся под псевдонимом Queen, прав, и в Польшу в XVIII веке стремилось перебраться великое множество русских. Куда же все они в таком случае делись? Должно быть, ими заселили целый обширный регион. И где же он? Мне таковой неизвестен (за исключением слободы Ветка, в которой осели русские раскольники). Зато в России огромная территория – «Слободская Украина» – оказалась заселенной беглецами из Речи Посполитой. Ведь навстречу «романтикам с большой дороги» и вчерашним воинам устремлялся настоящий поток из миллионов селян...
...Полагаю, читателям хорошо известен город Харьков (кстати, до 1934 года – столица Украинской ССР). В домонгольский период тамошние места вообще не имели славянского населения, а позже никогда не входили в состав Великого княжества Литовского или Речи Посполитой. На протяжении веков это была так называемая «Дикая степь», контролировавшаяся татарами, а затем перешедшая во владение московского царя. Еще во времена Василия III граница Великого княжества Литовского выше Киева проходила по Днепру, а древние русские города Чернигов и Гомель принадлежали Москве.
По Деулинскому миру 1618 года граница Речи Посполитой отодвинулась верст на 200 на восток. Но и тогда нынешняя Харьковщина оставалась русской.
После Переяславской Рады 1653 года на левобережье Днепра в составе России было образовано гетманство, ликвидированное при Екатерине II. Однако и в ту пору территория сегодняшней Харьковской области Украины не имела никакого отношения к Малороссии и не подчинялась власти гетмана.
Откуда же взялись малороссы в Слободской Украине? Да потому, что с начала XVII века они перебирались туда как с правого, так и с левого берега Днепра.
Здесь надо сделать два уточнения. Во-первых, Слободская Украина получила свое название не от того, что туда бежали украинцы (тех тогда вообще называли малороссами), а от слова «слобода». А украин (украйн) в Московском государстве, Польше и Литве было много. Во владения царей, например, входила Рязанская украйна, Амурская украйна; у великих князей литовских Смоленск считался украинным городом и т.д.
Во-вторых, следует честно признать, что малороссийское селянство спасалось в России не только от жестокого гнета и кровавых разборок польских панов, но и от аналогичных деяний малороссийских православных гетманов и полковников. Кстати, оседали беглецы не только в Слободской Украине, но и на территориях нынешних Курской, Воронежской, Белгородской и других областей РФ.
Что же касается Слободской Украины, тот там образовалась смесь русских и малороссов. Жили они весьма мирно, и часто было трудно определить, кто есть кто. Благо в Российской империи никогда не существовало деления людей по национальной принадлежности. В дореволюционных энциклопедиях и статистических справочниках нельзя узнать, сколько и где жило русских, малороссов, поляков или евреев. Известно лишь, сколько насчитывалось православных, католиков и иудеев... ...История показывает, что с соседними правителями – легитимными тиранами или нелегитимными диктаторами – всегда можно договориться, пусть за счет каких-то уступок. Но одновременно договориться с десятками бандформирований – Чарторыскими, Любомирскими, Понятовскими, Сапегами, Мнишками и т.д. – невозможно по определению. Всегда найдется недовольная братва, которая вновь начнет беспредел. Единственный способ защититься от подобных группировок, пардон, «мочить в сортире».
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги