Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Итальянский след князей Барятинских

25.03.2009

Когда итальянские друзья пригласили в гости к Барятинским-Киджи, это удивило. Согласитесь, для коренной курянки фамилия князей Барятинских, владевших имением Марьино, с детства воспринимается как «историческая собственность» соловьиного края. Лишь немногие знают, что эта многочисленная семья, в общем-то, недолго проживала на берегах Сейма... А вот в Италии Антонетту Барятинскую, племянницу курского князя, покорившего горца Шамиля, почти причислили к лику святых!

 

Я впервые услышала об итальянских Барятинских несколько лет назад в Петербурге на выставке, посвященной итальянским собраниям российской живописи. Искусствоведы отмечали особую ценность работ художников Садовникова и Соколовского, хранимых в летней резиденции банкирского семейства Киджи, одного из самых известных в Италии. Специалисты с Апеннинского полуострова увлеченно рассказывали, как Киджи породнились с Барятинскими – брак соединил князя Марио Киджи-Албани и Антониетту Сайн Витгенштайн-Барятинскую.

Музей семьи Киджи

Хранитель музея, архитектор Франческо Петруччи распахивает небольшую дверцу в массивных средневековых воротах в родовую усадьбу Киджи. Они ценили ее больше всех своих многочисленных владений в Европе – она была последней передана итальянскому государству. Интерьеры можно ставить в пример другим дворцам. Но из всех произведений искусства, которыми «насыщен» музей, первым нас встретило полотно, изображавшее Лиониллу Барятинскую, дочь князя Ивана Ивановича.

Создатель усадьбы «Марьино»

Биография Ивана Барятинского удивительна. Сын дипломата, рожденный в Париже, он провел значительную часть жизни на дипломатической службе в Англии и Баварии. А после смерти отца в 1811 году оставил службу и вступил во владение его землями. В отличие от отца, редко заезжавшего в Ивановское, князь выбрал именно это имение для претворения в жизнь своих планов по «цивилизации» отечества.

«Какое призвание может быть лучше для человека богатого, который употребляет состояние на просвещение своего государства, улучшая земледелие, вводя искусства и ремесла, доставляя довольство и счастье обществу, и который своим примером цивилизует родную страну…» – писал Иван Иванович в 1815-м. Пока достраивался дворец, названный в честь второй жены Марии Келлер, князь, считавший, что «…настоящие цивилизаторы наций, опоры общества, благодетели рода человеческого» – это просвещенные агрономы и фермеры, а не полководцы и дипломаты, отправился изучать различные европейские системы хозяйствования и последние достижения строительного дела. И если хозяйство в Ивановском князь планировал организовать по образцу английских и немецких имений, то внутренние помещения строящегося дворца «Марьино» мечтал отделать с изысканной роскошью итальянской аристократии.

Живя подолгу в Риме, князь под влиянием княгини Волконской проникся идеями классицизма – гражданский долг, служение Отечеству, просвещенность, в связи с чем начал приобретать значимые произведения искусства, делать заказы итальянским и российским художникам, стажировавшимся в Италии. После смерти Барятинского его супруга прожила в Ивановском еще 6 лет, посвятив себя воспитанию маленьких детей и благотворительности.

Династия Барятинских

Все сыновья, вопреки желаниям отца, сделали карьеру военных, кроме Виктора, вышедшего в отставку в чине капитана 1-го ранга и занявшегося археологией. Старший сын князя – главнокомандующий и наместник на Кавказе Александр Иванович, увенчанный военной славой – отказался от майората в пользу брата Владимира. Генерал В. И. Барятинский вступил в наследство в 1850 году. Хотя он редко бывал в имении, построил там новую церковь и перестроил дворец по проекту итальянца Монигетти.

Дочери же Ивана Барятинского проявили себя прежде всего как классические «русские жены», не оставив значительного следа в истории России. Мария Ивановна, выйдя замуж за подольского предводителя дворянства Кочубея, поддерживала отношения с другой сестрой, оставившей наиболее ощутимый след в истории итало-российских семейств.

Лионилла Ивановна Барятинская-Витгенштейн была рождена в доме князя Салтыкова в 1816 году и крещена как Леонида. После домашнего образования стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны. Та сосватала 18-летнюю Барятинскую за сына фельдмаршала Витгенштейна, «спасителя Петербурга» в войне с Наполеоном. Флигель-адъютант императора Лев Петрович был известен и как один из немногих декабристов, помилованных царем. Его первая жена Стефания Радзивилл скончалась в возрасте 23 лет. Свое состояние и бриллиантовое ожерелье она завещала мужу, с условием, что в совершеннолетие их дочери Марии он передаст все ей. Спустя два года, в Петербурге Витгенштейн оказался в центре непочтенного адюльтера: «В городе много говорят о связи молодой княгини Суворовой с графом Витгенштейном – отмечал в своем «Дневнике» Пушкин, хорошо знакомый со Стефанией Радзивилл. – Заметили на ней новые бриллианты, рассказывали, что она приняла их в подарок от Витгенштейна (будто бы по завещанию покойной жены) и что Суворов имел на это жестокое объяснение с женою». Любовь Суворова была супругой товарища Витгенштейна по полку князя Александра Суворова.

Но через несколько месяцев Витгенштейн, покоренный красотой юной Барятинской, был спешно сосватан. Свадьба состоялась 28 октября 1834 года в дворцовой церкви Зимнего дворца. Новую женитьбу Витгенштейна «свет» воспринял неоднозначно. Красоту Лиониллы уже воспели многочисленные художники и публицисты, но они с мужем удалилась от светского Петербурга в имение Верки под Вильно, доставшееся графу в наследство от первой жены.

Лионилла организовала в имении Верки школу для крестьянских детей. После смерти супруга в 1866 году поддерживала отношения с 4-м гусарским Мариупольским полком, носящем имя генерал-фельдмаршала князя Витгенштейна, квартировавшем в Белостоке. При этом Лионилла постоянно навещала другие свои усадьбы, но дочь Антунетту родила 12 марта 1839 года в родовом поместье Марьино под Курском.

Ее хотели причислить к лику святых

Благодаря «сладкому» характеру и дружбе с императрицей Пруссии Августой Лионилла помогла в разрешении ряда дипломатических вопросов во время франко-прусской войны 1870–71 годов. Флавио Киджи – апостольский посланник в Кельне, очарованный красотой княгини, помог в установлении контактов между семьями Киджи и Сайн-Витгенштейн. В 1857-м юная Антунетта Витгенштейн-Барятинская вышла замуж за представителя выдающегося аристократического семейства Рима – князя Кампаньяно, Марио Киджи Албани делла Ровере.

Она не унаследовала ярких внешних данных матери. Полноватая, кругленькая, она, скорее, напоминала обликом провинциальную русскую барыню, а не представительницу европейской знати. Создала религиозный орден сестер милосердия, детский приют и женские мастерские, всячески помогала нуждавшимся. Достойно воспитала пятерых детей. Один из них – талантливый фотограф Франческо Киджи – в начале XX века совершил путешествие на историческую родину матери, сделав удивительные фото не светской жизни богатых кузенов, а видов реки Сейм, крестьянских будней села Ивановского.

Планы Святого престола по причислению к лику святых Антунетты Киджи-Барятинской по неясным причинам не воплотились в жизнь. Сегодня архивы палаццо Киджи хранят значительное количество документов и произведений искусства, принадлежавших Антунетте и Лионилле. «Лучистая» красота Лиониллы Барятинской, которую она сохраняла до глубокой старости (умерла в 102 года), была неоднократно воспета в произведениях выдающихся художников России и Европы. А великий итальянский кинорежиссер Лукино Висконти, экранизируя в интерьерах бывшей летней резиденции Киджи роман Джузеппе Томази ди Лампедузы «Леопард», не только «реабилитировал на экранах Запада само понятие исторического фильма». Он нашел решение образа красавицы Анжелики благодаря незаурядным внешним данным Клаудии Кардинале, своему знаменитому историко-реалистическому стилю в работе (дворцы были реконструированы от фундамента до крыши) и, конечно же, портретам Лиониллы Барятинской, украшавшим интерьеры.

Ностальгическое повествование о вымирании древнего аристократического рода получило достойную оценку в 1963 году, завоевав «Золотую пальмовую ветвь», главный приз Каннского кинофестиваля, и повлияла на эстетические вкусы советского режиссера Сергея Бондарчука, поставившего в схожей манере знаменитую эпопею «Война и Мир». Критики, отмечая необыкновенную актерскую работу и красоту Клаудии Кардинале, почему-то «забывали» о Лионилле. А ведь, для осознания этого удивительного факта достаточно было сравнить портреты Лиониллы Ивановны с фото Клаудии Кардинале в роли Анжелики.

На съемках Висконти, стремясь к исторической достоверности и портретному сходству, заставлял актрису натурально передвигаться, носить настоящие старинные платья, перчатки и украшения, накладывал сложнейший театральный грим. Для звезд мирового кино участие в этом фильме стало знаковым в их карьере. Не случайно в 2001 году на выставку, посвященную «Леопарду» и приуроченную к 25-летию со дня смерти великого режиссера, во дворец Киджи приехали исполнители главных ролей – всемирно известные актеры Клаудиа Кардинале, Ален Делон и Теренс Хилл.

Изображения Барятинской и Кардинале как бы соревновались в своеобразном конкурсе красоты, заставляя гостей выставки отворачиваться даже от фото молодого Делона. Вспомнилось известное замечание французского критика Жана де Баронселли о «красоте, которая присутствует в художественном мире Висконти как некое четвертое измерение». И в этом есть толика признания очарования аристократки из Курской губернии, дочери создателя «Марьино» – Лиониллы Ивановны Барятинской.



Рубрики: Генеалогия
Источник: http://dddkursk.ru/number/754/new/005995/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны