Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

В архиве вечности дыхание и современности портрет

11.03.2009

Шесть лет назад в России был учрежден профессиональный праздник — День архивов. Он отмечается ежегодно 10 марта. Эта дата выбрана не случайно: именно в этот день по новому стилю в 1720 году был опубликован «Генеральный регламент или Устав». Документ был разработан Петром Первым и определил основы государственной службы. Там впервые появилась глава «Об архивах», в которой вводилась должность актуариуса.

Архивы, как хранящиеся комплексы документов, существовали в Древнерусском государстве с момента появления письменности. Они находились в княжеской казне, церквях, монастырях и у вельможных лиц в частном владении. Самый первый Московский Великокняжеский архив, или, как его называли, Царский архив, в нашей стране появился в начале XVI века. Документы в нем хранились в пронумерованных 233 ящиках, которые отличались по цвету, материалу и размеру: «ящик зелен окован», «ларчик дубовый», «ящик оболочен кожею». Особо ценные документы сначала помещали в меховые мешочки, а лишь затем в ящики. В Царском архиве находились документы Боярской думы, личной канцелярии царя и Посольского приказа. По богатству своих материалов он превосходил архивы других государств.
Позже, в конце XVIII века, в Петербурге и Москве были образованы крупные архивы высших учреждений России. Исторические архивы, хранящие древние документы, были созданы в начале XIX века и не являлись государственными, а подчинялись различным ведомствам. Они сразу же стали своеобразными «клубами для историков». На местах, в провинциях России, создание архивов проходило чрезвычайно медленно и неэффективно.
Каждое крупное государственное учреждение имело свой архив, расположенный чаще всего в сыром подвале у актуариуса — престарелого неперспективного чиновника с профессиональной болезнью ревматизмом. Чиновник был обязан иметь «попечение о свечах, перьях, сургуче и дровах», ему вменялось «листы перемечивать и оным реестр составлять». С мышами и крысами боролись с помощью кошек, плесень уничтожали, окуривая помещения.


На протяжении всей многовековой истории архивов самым тяжелым временем становились периоды административных реформ и революционных преобразований. Тысячи пудов документов, за неимением места, пристраивали в многочисленные подвалы, вскоре забывая, где и что хранится. Судьба таких первоисточников печальна: случайно обнаружив горы истлевших бумаг, их выгребали лопатами, очищая помещения.
Огромное количество документов было погублено в результате стихийных бедствий. Во время пожаров, как известно, выгорали полностью деревянные города. Наводнения в Петербурге, восстания и войны унесли невосполнимую часть нашей отечественной истории. И все же архивы создавались, и архивисты наперекор всем обстоятельствам спасали документы, описывали их — составляли «афавиты». В основном работали в тяжелых условиях — «в голове и ногах болезни», «тусклое зрение и внутреняя болезнь», с маленьким жалованьем, при полном отсутствии надежды на «повышение по службе».


Оклады архивистов в центральных архивах зависели от степени важности хранившихся документов. В дипломатических архивах оклады были достаточно высокими. «Такая прибавка им против других необходимою же признаете потому таким канцелярским служителям надлежит быть скромным и делах обученным… потребно им честное и довольное пропитание, дабы с скудости не впали они в какое погрешение…» Например, в архиве Министерства иностранных дел у чиновников были высокие оклады, их награждали «по чину» деньгами, орденами, землями. В первой половине XIX века дети известных дворянских фамилий могли проходить «службу» в министерских архивах, и численность их штата доходила до ста человек. По поименной росписи мы видим: «малолетка от роду 6 лет», «отрок от роду 10 лет» — и таким был весь списочный состав. Служба в архиве считалась престижной, и как ранее приписывали в полк, так в то время все известные дворянские фамилии стали «архив¬ными юношами».
Работы у дореволюционных архивистов всегда было очень много: разбирались и описывались документы, выдавались справки, часто приходилось выдавать документы во временное пользование учреждениям и частным лицам. Известно, что Александр Пушкин много и продуктивно работал с архивными документами. «Зимой зароюсь в архивы, куда вход дозволен мне царем»,— писал он. Кроме того, «по высочайшему соизволению» поэту разрешалось брать документы из архива домой. С большим увлечением изучал он документы периодов правления Бориса Годунова, Петра I, восстания Емельяна Пугачева и другие. Надо отметить, что обращался великий поэт с документами весьма вольно: делал пометки в текстах, рисунки. Но нет худа без добра: ценность этих документов значительно возросла.
Архивы советского периода всегда находились под защитой государства. И целые поколения архивариусов десятилетиями собирали, часто спасая гибнущие, документы, описывали их и использовали в интересах общества и государства. Непростая история архивов советского периода еще ждет осмысления и анализа наших потомков.
Сегодня архивная служба Челябинской области имеет 42 архива и масштабный архив — Объединенный государственный архив Челябинской области, хранящий почти два миллиона дел, в том числе миллионы уникальных документов, некоторые из которых датированы 1686 годом. Цели архивов остались те же, что и 300, 400 лет назад. Но как изменились условия работы и услуги, которые предоставляют архивы людям!


ГАЛИНА КИБИТКИНА, ТАТЬЯНА ГОНЧАРОВА



Комментарии

Александр Финадеев, председатель Государственного комитета по делам архивов Челябинской области:
— Еще десять лет назад архивная служба находилась в здании заброшенной старой котельной, где документы хранились на деревянных стеллажах, а рядом проходил водовод, который мог в любой момент прорваться и все затопить. Но сегодня мы имеем прекрасное, одно из лучших в России, здание архива и еще два здания, которые отвечают самым современным требованиям. Почти во всех территориях области муниципальные архивы находятся в хороших помещениях. Для нас, конечно, главное — сохранить документы.
По Челябинской области храним три с половиной миллиона дел, причем везде условия сохранности документов обеспечены. За последнее время существенно увеличили метраж стеллажей, ведь вопрос, куда складывать документы, очень актуален. В наших архивах всего 25 метров деревянных стеллажей и 1280 смешанных.
Везде есть автоматическая система пожаротушения, система оповещения безопасности архивов. В последние годы за счет поддержки правительства области мы получили возможность приобрести самое новое, самое со¬временное оборудование, вошли в единую сеть с правительством и можем теперь передавать свою информацию по сетям.
Планируем со временем выставить нашу информацию и в Интернет, чтобы в любой точке планеты человек смог изучать историю нашей области. Постоянно идет рост обращений в читальные залы. Люди интересуются своей историей, родословной. Только в прошлом году к нам обратилось 1800 исследователей. Еще 107 тысяч человек обратились за справками. Это много, еще в 2007 году их было 83 тысячи, а в 2001 году всего 37 тысяч.
Архивную службу Челябинской области знают и ценят за рубежом, в России и, конечно, у нас на Южном Урале. Она продолжает активно развиваться и с оптимизмом смотрит в будущее.


Любовь Рыжкова, заместитель председателя Государственного комитета по делам архивов Челябинской области:
— Последние годы мы активно внедряем передовые архивные технологии и инновационные механизмы, которые позволяют приблизить информацию к потребителю, ускорить и максимально облегчить поиск информации.
На нашем сайте мы разместили две книги: Памяти участников Великой Отечественной войны и Памяти репрессированных. Книга Памяти участников ВОВ в области издана тиражом всего в тысячу экземпляров, найти ее непросто, надо идти в библиотеку. А у нас на сайте любой желающий может найти информацию о своих родственниках, чьи имена связаны с Челябинской областью в годы войны. Уже после опубликования книги мы продолжаем дополнять ее новой информацией, поступающей к нам, поэтому наше интернет-издание сегодня — самый полный вариант Книги Памяти. В этом году мы будем активно работать над книгой о трудармейцах.
На нашем сайте немало самой разнообразной информации. В последние годы ликвидируется множество организаций, их бывшие сотрудники ищут место, где теперь хранятся документы. Иногда найти их оказывается очень нелегко. Чтобы облегчить эту задачу, мы выставили на сайте полный список документов, которые архивы приняли на хранение за все годы существования службы.
Кроме того, правила работы архивов сегодня позволяют нам исполнять запросы, пришедшие электронной почтой. Любой человек без всяких очередей может обратиться к нам по электронной почте и сделать запрос о стаже работы, о заработной плате, а также получить некоторую другую информацию. Получив такой запрос, мы в течение трех дней информируем заявителя о его получении, регистрационном номере и начале исполнения. Сама справка отправляется заявителю почтой. Более того, мы обратились в министерство социальных отношений и предложили не посылать человека, который желает получить льготы, в архивы, а работать напрямую. И отвечать на запрос не конкретного человека, а министерства, также с помощью электронной почты. Так можно существенно сократить время до получения льготы и время хождения по инстанциям. В будущем надеемся начать также работать с Пенсионным фондом РФ.


Еще один большой проект — электронный архив. Сегодня все документы у нас хранятся в одном бумажном экземпляре. Но документы ветшают, у нас есть очень старые, и доступны они далеко не всем. Мы начали сканировать документы, составлять на них поисковый аппарат, чтобы человек, сидя в читальном зале, мог просматривать документы хорошего качества в любых необходимых ему количествах. В прошлом году мы уже отсканировали первые 150 тысяч листов. Приобретена также роботизированная библиотека, для того чтобы можно было хранить такие громадные объемы информации. Вместо нашего скромного небольшого сайта в этом году мы планируем запустить современный портал с большими возможностями.

Гончарова Татьяна Михайловна

Рубрики: Генеалогия
Источник: http://www.up74.ru/rubricks/obshhestvo/mart/v_arkhive_vechnosti_dykhanie_i_sovremennosti_portret.html
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны